Чужие в городе
Каковы ожидания россиян в отношении мигрантов
У россиян разные установки в отношении того, как мигранты должны интегрироваться в принимающее сообщество. Часть населения ждет полной ассимиляции, часть поддерживает возможность сохранения мигрантами собственной культуры. Это выяснилось в ходе исследования, в котором рассматривались межгрупповые установки принимающего населения России.
От сепарации до ассимиляции
Всего в исследовании приняли участие 576 респондентов в возрасте от 15 до 79 лет. В целом, большинству россиян кажется, что мигранты сохраняют собственную культуру вместо того, чтобы активнее перенимать российскую. При этом были выявлены три группы, каждая из которых видит разные пути аккультурации мигрантов. Первая группа (29%) ожидает полной ассимиляции выходцев из других стран – как в частной, так и в публичной сфере. Они склонны верить, что окружающий социальный мир опасен, одобряют дискриминацию приезжих, в меньшей степени готовы контактировать с ними и не поддерживают идею культурного многообразия и равенства.
Вторая и третья группа выступают за интеграцию. Тех россиян, которые входят во вторую группу (23%), можно назвать сторонниками идеи мультикультурного общества. Они ожидают полной интеграции мигрантов, которая заключается в одновременном сохранении собственной культуры и принятии российской – как в частной, так и в публичной жизни.
Третья группа (48%) безразлична к частной сфере. Они уделяют больше внимания публичной, где может происходить контакт с мигрантами.
Если мигранты в восприятии принимающего населения используют не те аккультурационные стратегии, которых от них ожидают, это приводит к одобрению их дискриминации в социоэкономической сфере, отмечает автор исследования, научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований НИУ ВШЭ (МНУЛ СКИ) Дмитрий Григорьев,
Существует несколько стратегий аккультурации. Первая – стратегия сепарации – заключается в сохранении собственной культуры, но отказе от принятия доминирующей. Принятие доминирующей культуры, но отказ от сохранения собственной — это стратегия ассимиляции. Ориентация одновременно на две культуры: как сохранение своей собственной, так и принятие доминирующей — стратегия интеграции. Аккультурация касается двух сфер: частной – например, потребительские привычки, семейные отношения, религиозные верования и обычаи, ценности и публичной – работа, социальные отношения и дружба, использование языка и т.п.
Ощущение угрозы провоцирует дискриминацию
В исследовании был показан общий психологический механизм одобрения принимающим населением дискриминации мигрантов в социоэкономической сфере. Он похож на то, что было уже установлено в западных исследованиях. Представления о социальном мире как об опасном и конкурентном месте, где образ жизни порядочных людей находится под постоянной угрозой, а «человек человеку волк», мотивирует людей, с одной стороны, отказываться от идеи мультикультурного общества и контактов с мигрантами, а с другой, поддерживать авторитарные идеологические установки.
И здесь обнаружились некоторые специфические для России особенности. Два связанных аспекта авторитаризма: ориентация на групповое доминирование и превосходство и поддержание социальной сплоченности, порядка и коллективной безопасности (авторитаризм правого толка) у россиян оказались не связанными между собой. Причин этому, по мнению автора, может быть несколько. Вероятно, это можно объяснить наследием СССР. Советская идеология, будучи авторитарной по своей сути, формально провозглашала всеобщее равенство и поддерживала интернационализм.
В целом, практические выводы исследования перекликаются с рекомендациями по улучшению межгрупповых отношений известного канадского исследователя в области кросс-культурной психологии, главного научного сотрудника МНУЛ СКИ НИУ ВШЭ, Джона Берри. Они включают: поддержку политики мультикультурализма и интеграции; повышение уровня культурной, экономической и личной безопасности; предоставление возможностей для межгруппового контакта.
Сегодня в публичном дискурсе слово «мультикультурализм» всё чаще несёт негативную коннотацию, говорится о крахе «мультикультурализма в Европе». Популистские движения по всему миру связывают мультикультурализм с глобализацией и ожесточённо его критикуют.
В России упоминания о мультикультурализме часто можно встретить в контексте «опасного и вредного влияния западных ценностей и образа жизни». Однако, несмотря на то, что мультикультурализм как идеология действительно разработан в 1970-е годы в западных странах, некоторые его принципы были частью национальной политики России и других стран очень давно, отмечает Дмитрий Григорьев. Зачастую эти принципы только декларировалось на словах, так как для их конкретной реализации не было научно обоснованной стратегии. Поэтому мультикультурная идеология, по сути, никогда не была чуждой для России. IQ
Автор исследования: