Федоров Олег Дмитриевич
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2017 году.
- Научно-педагогический стаж: 24 года.
Полномочия / обязанности
- чтение лекций, проведение семинаров, рукодство диссертационными исследованиями;
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2022Доктор педагогических наук
- 2019Ученое звание: Доцент
- 2017
Магистратура: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, специальность «Педагогическое образование», квалификация «Магистр»
- 2015Кандидат исторических наук
- 2011
Магистратура: Санкт-Петербургский государственный университет, специальность «Регионоведение», квалификация «Магистр»
- 2009
Бакалавриат: Санкт-Петербургский государственный университет, специальность «Регионоведения», квалификация «Бакалавр»
- 2009
Бакалавриат: Санкт-Петербургский государственный университет, специальность «Регионоведение», квалификация «Бакалавр»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2019 – МШУ Сколково «Master in Public Strategy»
2018 - Псковский городской центр правового образования и воспитания молодежи, "Agile технологии в проектном обучении. Методика eduScrum".
С 2015 года по н.в. ежегодно – Эксперт ЕГЭ
2014 – профессиональная переподготовка «Экономика и управление в образовании» (Санкт- Петербургская академия постдипломного педагогического образования)
2009 - Санкт-Петербургский государственный университет, филологический факультет, программа «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», диплом переводчика английского языка (с отличием)
2009 - Санкт-Петербургский государственный университет, факультет психологии, диплом профессиональной переподготовки «преподаватель высшей школы»
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- История и философия образования (Маго-лего; 1 модуль)Рус
- История и философия образования (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1 модуль)Рус
История педагогической мысли и реформы образования (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Проектный семинар "Преподавание в современном мире" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1, 4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
История педагогической мысли и реформы образования (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 1 модуль)Рус
- История педагогической мысли и реформы образования (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- История и философия образования (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
- История образования и педагогической мысли (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Актуальные проблемы современного образования и наук об образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- История образования и педагогической мысли (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- История образования и педагогической мысли (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Педагогическая мастерская" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Учитель в отечественной и зарубежной культуре" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Проектный семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Современная теория обучения (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Современное обучение: методы и технологии (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)Рус
Публикации45
- Глава книги Koroleva D., Chernobay E., Fedorov O. A Promising Model of Postgraduate Teacher Education: Teacher Professional Development in Russia, in: Research, Policymaking, and Innovation. Teacher and Education Development in Belt and Road Countries. Singapore : Springer, 2023. doi Ch. 13. P. 267-283. doi
- Статья Федоров О. Д. «Забытая мелодия для школы...», или потенциал методического жанра «книга для учителя» // Методист. 2023. № 6. С. 40-43.
- Книга Федоров О. Д. Гражданская грамотность. Граждановедение. Тренажер: 7-9 классы: учебное пособие. М. : Просвещение, 2023.
- Статья Юрченко М. А., Федоров О. Д. Критериальное оценивание в процессе формирования межкультурной компетенции студентов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1. № 3(93). С. 86-105. doi
- Статья Журавлева О. Н., Федоров О. Д., Александрова С. В. Образование в эпоху постправды: контуры дидактической концепции // Сибирский учитель. 2023. № 2(147). С. 10-17.
- Книга Сорвин К. В., Богачёв М. И., Федоров О. Д. Обществознание: 9-й класс / 4-е изд., стер.. М. : Просвещение, 2023.
- Статья Федоров О. Д. Содержание образования и куррикулум: что общего и в чём различие? (Концептуальная карта понятия «куррикулум») // Методист. 2023. № 10. С. 2-6.
- Статья Федоров О. Д., Киселева Е. В. Содержательные дефициты образовательных программ педагогического образования: взгляд из школы // Непрерывное образование. 2023. Т. 1. С. 36-44.
- Книга Лытаева М. А., Каспржак А. Г., Федоров О. Д., Чернобай Е. В. Магистерская программа «Педагогическое образование» как модель подготовки учителей-предметников в классическом университете Вып. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
- Книга Сорвин К. В., Богачёв М. И., Иконникова Н. К., Литинский С. В., Локшин И. М., Оганесян М. Р., Пащенко Т. В., Ростовцева Н. В., Федоров О. Д., Глазков К. П. Обществознание : 11 класс: учебное пособие: базовый уровень / Рук.: К. В. Сорвин. М. : Просвещение, 2022.
- Книга Сорвин К. В., Богачёв М. И., Федоров О. Д. Обществознание : 9-й класс : учебник / Рук.: К. В. Сорвин. 3-е изд., стреотип.. М. : Просвещение, 2022.
- Книга Сорвин К. В., Давыдова Е. А., Иконникова Н. К., Ким И. А., Кулакова Т. В., Оганесян М. Р., Пащенко Т. В., Федоров О. Д., Глазков К. П. Обществознание: 10 класс : базовый уровень: учебное пособие / Рук.: К. В. Сорвин. М. : Просвещение, 2022.
- Статья Федоров О. Д. Онтологическая модель профессионального становления учителя // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. № 1. С. 43-63.
- Глава книги Сорвин К. В., Богачёв М. И., Иконникова Н. К., Оганесян М. Р., Пащенко Т. В., Федоров О. Д. Человек в мире культуры // В кн.: Обществознание : 11 класс: учебное пособие: базовый уровень / Рук.: К. В. Сорвин. М. : Просвещение, 2022. Гл. 1. С. 5-122.
- Книга Сорвин К. В., Богачёв М. И., Федоров О. Д. Обществознание : 9 класс : учебник. - 2-е изд., перераб. / Рук.: К. В. Сорвин. М. : Просвещение, 2021.
- Статья Федоров О. Д., Галявиев Н. Р., Баженов О. А. Постиндустриальная школа: педагогика, дидактика, методика // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 5. С. 153-176. doi
- Книга Гасинец М. В., Авдеенко Н. А., Михайлова А. М., Федоров О. Д., Пащенко Т. В. Большие идеи для содержания образования Кн. 47: Современная аналитика образования. Вып. 17. М. : НИУ ВШЭ, 2020.
- Книга Козлова М. В., Чернобай Е. В., Гасинец М. В., Федоров О. Д. Как сократить риски эпидемий, или чем Health Literacy может помочь в решении этой проблемы? Т. 41. Вып. 11. НИУ ВШЭ, 2020.
- Книга Сорвин К. В., Богачёв М. И., Федоров О. Д. Обществознание : 9 класс : учебник. М. : Дрофа, 2020.
- Книга Сорвин К. В., Ростовцева Н. В., Федоров О. Д. Обществознание. 6 класс. Учебник / Рук.: К. В. Сорвин. Дрофа, 2020.
- Книга Сорвин К. В., Ростовцева Н. В., Федоров О. Д. Обществознание. 7 класс. Учебник / Рук.: К. В. Сорвин; науч. ред.: В. Клоков. М. : Дрофа, 2020.
- Книга Сорвин К. В., Давыдова Е. А., Кулакова Т. В., Федоров О. Д. Обществознание. 8 класс. Учебник / Рук.: К. В. Сорвин. М. : Дрофа, 2020.
- Книга Сорвин К. В., Ростовцева Н. В., Федоров О. Д. Обществознание: 7 класс: учебник / Рук.: К. В. Сорвин. М. : Дрофа, 2020.
- Книга Федоров О. Д. Религиозные культуры народов России. 7 класс : учеб. пособие для общеобразовательных организаций. М. : Просвещение, 2020.
- Статья Федоров О. Д. "Учитель для России": система ценностей. // Образовательная политика. 2019. № 3(79). С. 122-130.
- Книга Журавлева О. Н., Александрова С., Барыкина И., Барышников Е., Битюков К., Полякова Т., Федоров О. Д. Антикоррупционное образование в современной школе: социально-педагогическое сопровождение. СПб. : СПб АППО, 2019.
- Книга Федоров О. Д., Хейфец В. Л., Хейфец Л. С., Северинов К. М. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс. М. : Вентана–Граф, 2019.
- Книга Федоров О. Д. Рассказы о родной природе : 5 класс : учебное пособие для образовательных организаций. Просвещение, 2019.
- Книга Элбакян Е., Козлов М., Кравчук В., Федоров О. Д. Религиозные культуры народов России. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М. : Просвещение, 2019.
- Книга Журавлева О. Н., Шевченко С., Александрова С., Андреевская Т., Барыкина И., Битюков К., Матвеева Т., Федоров О. Д. Теория и методика обучения (история, обществознание): учеб. пособие. СПб. : СПб АППО, 2019.
- Статья Федоров О. Д., Казакова Е. И., Сатановская Е. М. Эволюция педагога: новый ролевой набор // Образовательная политика. 2019. № 3(79). С. 76-87.
- Глава книги Федоров О. Д. АНДРАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ДППО: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ // В кн.: Развитие высшего профессионального психолого-педагогического образования: тенденции и перспективы. Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 2018. С. 196-202.
- Книга Федоров О. Д. География 6 класс. ВПР: тренинг, контроль, самооценка: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М. : Учебная литература, 2018.
- Книга Федоров О. Д. География. 9 класс: варианты итоговых работ: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М. : Учебная литература, 2018.
- Статья Полякова Т. Н., Журавлева О. Н., Федоров О. Д. Образовательные стратегемы проектирования дополнительных профессиональных программ для педагогов: выбор приоритетов // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 71-90. doi
- Книга Федоров О. Д., Буруруев А. М., Трушина Е. А., Никулина О. Сборник Специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по праву 10—11 классов. М. : Вентана–Граф, 2018.
- Книга Трушина Е. А., Грапов Я. С., Борисова О. А., Поляков А. В., Федоров О. Д. Сборник Специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по экономике 10—11 классов. М. : Вентана–Граф, 2018.
- Книга Емельянова О. Н., Федоров О. Д. Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России. Учебное пособие для 5–11 классов / Под общ. ред.: Ю. Н. Калашнов. М. : Из-во Юрия Калашнова, 2018.
- Статья Федоров О. Д., Журавлева О. Гуманитарно-аксиологический подход в изучении основ финансовой грамотности в современной школе (на примере УМК ОИГ «Дрофа - Вентана-граф») // Преподавание истории в школе. 2017. № 2. С. 65-69.
- Статья Федоров О. Д. Читательский портрет современного молодого учителя // Непрерывное образование. 2017. № 1. С. 73-76.
- Статья Федоров О. Д. Методологические основания проектирования модели педагогической интернатуры // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53. С. 348-356.
- Статья Федоров О. Д. Педагогическая интернатура в профессинальном становлении педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53. С. 101-108.
- Книга Федоров О. Д. Учебная интеграция в школьном социальном образовании. Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2016.
- Статья Федоров О. Д. Учитель истории как субъект неформального образования молодых специалистов сельской школы // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 12. С. 64-66.
Опыт работы
2017 – по н.в. Институт образования НИУ Высшая школа экономики
2014 – 2017 – Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.
2009 – 2017 – Гимназия № 63 Калининского района Санкт-Петербурга
2015 – 2019 – проект «Учитель для России» (Фонд «Новый учитель»)
2014 – Институт педагогического образования и образования взрослых РАО
2012-2014 - Информационно-методический центр Калининского района Санкт-Петербурга
2006 г по н.в. – Санкт-Петербургская коллегия судей по волейболу, судья высшей лиги чемпионата России.
Информация*
- Общий стаж: 14 лет
- Научно-педагогический стаж: 24 года
- Преподавательский стаж: 7 лет
Педагогов для Кабардино-Балкарии будут готовить в магистратуре совместно с НИУ ВШЭ
Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова (КБГУ) и Высшая школа экономики заключили соглашение о сотрудничестве в сфере реализации основных образовательных программ высшего образования. В рамках соглашения уже в этом учебном году начнется реализация совместной магистерской программы «Педагогическое образование».
25-30 марта 2024 г. в Елизово состоялся очный модуль проекта социального воздействия в Камчатском крае
С 25 по 30 марта 2024 года в г. Елизово состоялся очный модуль проекта социального воздействия в Камчатском крае. В течение недели команда проекта работала с управленческими командами школ, параллельно на трёх площадках занимаясь с педагогами вопросами формирования правовой, финансовой и цифровой грамотностей, а также реализации проектной деятельности подростков.
Три сотрудника НИУ ВШЭ прошли в суперфинал конкурса «Лидеры России»
В Москве недавно завершилась серия окружных финалов пятого конкурса «Лидеры России», который является флагманским проектом президентской платформы «Россия — страна возможностей». Регистрация на конкурс стартовала в апреле 2023 года. В окружных финалах участвовали 15 сотрудников и 81 выпускник Высшей школы экономики, из которых 3 сотрудника и 18 выпускников достигли суперфинала, он состоится в феврале 2024 года.
Приглашаем учителей догнать время: Инобр разработал советы, как осовременить классические педвузы
В 2022 году, в 33 российских педагогических вуза было зачислено 42 тысячи абитуриентов из 370 тысяч подавших заявление. Если к этому добавить, что определенная часть педагогических вузов преобразовано в классические университеты, то можно говорить об их популярности. Своим рождением их модель обязана еще аж ликбезу — да-да, той самой «ликвидации безграмотности», массовизации школы, в результате которой за парты должно было сесть 100% детей. Для этого нужно было многотысячное учительское сообщество. Но изменились и эпоха, и научное знание рассматривается как универсальная характеристика, присущая любому виду деятельности. Как следствие, меняется роль педагога. «На смену подготовке учителя-ремесленника, владеющего предметным содержанием и спектром способов его трансляции, приходит подготовка учителя-творца», — пишут во вступительном слове авторы новой монографии, выпущенной Инобром: «Магистерская программа «Педагогическое образование» как модель подготовки учителей-предметников в классическом университете». В работе описан опыт создания новой модели подготовки педагогов, даются рекомендации по их применению на практике.
Содержанию образования прописали «большие идеи»
Школьные программы и учебники напичканы фактами, формулами, правилами. Их трудно запомнить, они не складываются в общую картину мира. Один из способов привести в порядок весь этот массив данных предлагают научные сотрудники Лаборатории проектирования содержания образования Инобра. Они советуют присмотреться к практике выделения «больших идей», которую применяют школы нескольких стран. Зарубежный опыт и советы российским педагогам эксперты приводят в монографии, изданной в серии «Современная аналитика образования».
Вошли двенадцать человек
Высшая школа экономики подвела итоги выборов «Лучших преподавателей» 2020 года. Студенты голосуют за любимых преподов в LMS, а выпускники – в рамках традиционного мониторинга, который проходит уже после вручения диплома. В этом году выборы прошли в десятый раз, в честь «юбилея» ВШЭ повысила надбавки победителям: теперь они составляют от 40 до 90 тысяч для тех, кто работает на полной ставке.
Школа не готова к вирусу
COVID-19 стал неприятным сюрпризом для всего человечества — и поводом взглянуть критически на учебную программу. Могла ли школа сделать так, чтобы ее выпускники встретили эпидемию более подготовленными? И может ли подготовить к будущим событиями такого плана? Не обязательно к пандемии такого масштаба: из-за плотности населения в мегаполисах «гуляет» масса вирусов, начиная с обычного гриппа, и прочих возбудителей заболеваний. Эксперты Инобра изучили с этой точки зрения учебные программы и учебники по биологии и ОБЖ, сопоставили с иностранными аналогами. Выяснилось, что в российской школе критически мало сообщают о вирусах, о том, как они живут в экосистемах, и уж тем более — как уберечься от инфекционных болезней, вызванных вирусами.
Российским учителям представят учебники обществознания нового типа
14 мая состоится конференция-презентация линейки учебников обществознания для учащихся 6-9 классов, подготовленной авторским коллективом преподавателей ВШЭ. Учебники выпущены издательством «Дрофа», прошли апробацию и включены в федеральный перечень.
Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке
На традиционном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» обсудили проекты обновленных стандартов начального и основного общего образования, представленных Министерством просвещения РФ.
«Удалось договориться потому, что не было предметников»
Самые яркие цитаты семинара «Чему учить детей сегодня для успеха в будущем?».
Кто такие тьюторы и на каких магистерских программах ВШЭ их готовят?
В российской системе образования будет расти спрос на специалистов, помогающих детям выстраивать индивидуальные образовательные маршруты. Почему это будет происходить и где готовят таких специалистов, рассказал академический руководитель магистерской программы «Педагогическое образование», ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Олег Федоров.
Подведены итоги конкурса «Школа, устремленная в будущее»
В Институте образования НИУ ВШЭ подвели итоги конкурса «Школа, устремленная в будущее». 12 финалистов пригласили выступить с презентациями на одну из пяти предложенных тем. Все они касались образования, будущего и роли учителя в жизни человека. Участники должны были пофантазировать и проявить себя: жюри оценивало оригинальность выступлений, понимание образовательной тематики и умение решать повседневные вопросы, с которыми сталкиваются учителя по всей России каждый день.
«Школа, устремленная в будущее»: очный тур
Подведены итоги первого этапа конкурса «Школа, устремленная в будущее». Члены жюри отобрали эссе на тему «образование», присланные из 17 регионов России. Сделать выбор оказалось непросто – качество конкурсных работ было высоким. Интересно, что авторы – люди совершенно разные по возрасту и положению. Среди них есть школьники, студенты вузов, молодые специалисты. Самому юному участнику недавно исполнилось 16 лет, самый опытный готовится отметить 50-летие.
«Стань профессором»: вторая волна
Открыта вторая волна записи на майнор Института образования НИУ ВШЭ «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху». Майнор – это блок из четырех взаимосвязанных дисциплин непрофильного для студента направления. Благодаря майнору будущий бакалавр получает дополнительную специализацию.
Проект наставничества для учителей вошел в топ-20 лучших программ
Программа наставничества в рамках проекта «Учитель для России», которая реализуется Институтом образования НИУ ВШЭ, получила высокую оценку на всероссийском форуме, прошедшем на ВДНХ.
Институт образования ВШЭ начинает готовить учителей в очной магистратуре
Новая магистерская программа «Педагогическое образование», набор на которую впервые состоится в 2018 году, рассчитана на выпускников бакалавриатов непедагогических направлений подготовки, уверенных, что учить детей — их призвание. Студенты улучшат знания предмета, который собираются преподавать, получат общепедагогическую и методическую подготовку и уже во время обучения начнут работать в школах.
Полевая исследовательская экспедиция в образовательные организации Воронежской области
Cтуденты магистерских программ «Доказательная образовательная политика» и «Измерения в психологии и образовании» Института образования НИУ ВШЭ провели неделю в исследовательской экспедиции. Они познакомились с тем, как в школах и организациях дополнительного образования Воронежской области производится работа с одаренными детьми и молодежью, выяснили, как участниками образовательного процесса понимается одаренность и как производится выявление одаренных детей.