Некоммерческие организация и исследователи социальной политики ищут пути взаимодействия
29—30 марта 2007 года в выставочном зале Инфопространство прошла Вторая ежегодная конференция "Анализ и формирование социальной политики в России: эффективный диалог". Организаторами стали Государственный Университет — Высшая школа экономики и Программа поддержки гражданского общества "Диалог" АЙРЕКС при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию.
29—30 марта 2007 года в выставочном зале Инфопространство прошла Вторая ежегодная конференция "Анализ и формирование социальной политики в России: эффективный диалог". Организаторами стали Государственный Университет — Высшая школа экономики и Программа поддержки гражданского общества "Диалог" АЙРЕКС при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию. Конференция состоялась в рамках проекта ГУ-ВШЭ "Создание информационно-аналитической площадки для взаимодействия исследователей социальной политики и НКО". Она собрала около 100 ведущих представителей некоммерческих общественных организаций, Общественной палаты РФ и исследователей социальной политики из различных регионов России.
Пленарные сессии были посвящены роли экспертного сообщества и гражданских организаций в формировании и реализации социальной политики. На них выступили Председатель Комиссии общественной Палаты РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев, заместитель председателя Комиссии Общественной Палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации Александр Адамский, заместитель директора Института экономики РАН Александр Рубинштейн, профессор ГУ-ВШЭ Татьяна Сидорина, заместитель директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина, профессор кафедры публичной политики ГУ-ВШЭ Ирина Халий, руководитель отдела социологии Фонда ИНДЕМ Владимир Римский, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Алла Чирикова, со-директора Программы поддержки гражданского общества "Диалог" с американской и российской стороны Джошуа Абрамс и Елена Абросимова, директор проекта и заместитель директора Института управления социальными процессами ГУ-ВШЭ Александра Московская.
Представители Программы поддержки гражданского общества "Диалог" АЙРЕКС Джошуа Абрамс и Елена Абросимова приветствовали собравшихся и рассказали о серии грантовых конкурсов для некоммерческих организаций, которые были проведены Программой "Диалог" в течение последнего года. Среди них конкурс, суть которого состояла в том, чтобы исследовательские организации и НКО предложили совместные проекты, направленные на продвижение интересов граждан в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ. Победители стали участниками конференции.
Во вступительном слове пленарной сессии, посвященной роли экспертного сообщества в социальных реформах, Александра Московская отметила, что объединение НКО и исследователей в одном проекте не случайно. По ее мнению, между экспертным сообществом и гражданскими организациями в их общественных функциях существует внутреннее родство. Во-первых, эксперты и специалисты по характеру своей деятельности в большей степени, чем другие профессиональные сообщества, ориентированы на горизонтальные связи с коллегами по стране и миру и менее зависимы от вертикальных отношений в собственной организации. Это объективно делает их более свободными, в том числе от иерархических отношений, существующих в обществе. Это роднит их с гражданскими организациями. Во-вторых, эксперты в одних случаях обосновывают, а в других обслуживают принятие государственных решений. И эта техническая близость к власти может в принципе быть использована для усиления влияния граждан на принятие решений в их интересах. В-третьих, сами эксперты и экспертные сообщества являются частью общества. В российской истории имеются впечатляющие примеры гражданской активности специалистов и экспертов в 60-е годы и в период перестройки в конце 80-х годов. Как бы ни оценивались последующие за этим события, гражданская активность научных работников в эти периоды внесла значительный вклад в демократизацию и развитие гражданского самосознания в России.
Александр Адамский подчеркнул, что да, эксперты свободны, но государство тоже свободно от выполнения их рекомендаций. По его мнению, было бы полезно, чтобы деятельность экспертов, так же как и государства, контролировалась нормами. Эти нормы должно вырабатывать гражданское общество как потребитель их услуг. Сейчас их вырабатывают бюрократы. Но даже при наличии у них высокого профессионализма, в силу естественных причин они не могут создавать принципиально новые нормы. Для успешной реформы образования, по словам Адамского, необходима институционализация этой сферы. Нормы должны стать результатом гражданского заказа, а его формулирование - задачей менеджеров гражданских организаций. Основой нормы в сфере образования может стать оценка результативности образования. Таким образом, гражданские организации должны стать заказчиками экспертной деятельности.
Ссылаясь на книгу Д. Джекобс "Закат Америки", Вячеслав Глазычев обратил внимание на механизмы участия независимых экспертных сообществ в социальной политике. Нужно преодолеть "драму лишения государства роли эксперта", передать эту функцию общественности. Глазычев отметил, что экспертное сообщество сегодня переживает кризис и на Западе. В частности, там активно обсуждается вопрос об оторванности экспертов от потребностей людей, вызывает беспокойство превращение учебных заведений в фабрики по производству дипломов, размывается традиционная этика профессиональных корпораций, когда работа специалиста состоит не столько в экспертизе, сколько в обосновании уже принятых решений. При этом в России при отсутствии гражданского общества кризис экспертного сообщества плохо сказывается на принятии общественно значимых решений. В условиях утраты своей роли цеховыми профессиональными структурами необходимо создание механизма независимой профессиональной экспертизы. В то же время и гражданская активность не всегда служит интересам развития. В некоторых случаях местные сообщества сами могут стать тормозом необходимой модернизации. Примером служит деятельность закрытых территориальных образований (ЗАТО), в которых общественный запрос требует сохранения их закрытого статуса несмотря на то, что это тормозит социальное и экономическое развитие территории.
По мнению Александра Рубинштейна, Россия нуждается в целостной политике в социальной сфере и непосредственно в гуманитарном секторе экономики, поскольку в нем генерируется интеллектуальный потенциал страны. Рубинштейн заявил, что на смену прежнему курсу реформ, ориентированных на сокращение бюджетной сферы, должна прийти так называемая "парадигма "социального императива", в основании которой лежат не нарушаемые ни при каких обстоятельствах пороговые условия функционирования гуманитарного сектора. Вместо неопределенных "социальных стандартов" должны быть установлены реальные государственные обязательства в форме системы минимальных нормативов. Она состоит из трех компонентов: "нижних бюджетных ограничений", определяемых посредством минимального уровня оплаты труда работников культуры, науки и образования, минимального объема инвестиций в их материальную базу и нормативов минимальных расходов государственного бюджета на финансирование этих отраслей. Указанные нормативы должны быть дополнены законодательными нормами, устанавливающими правовой статус организаций гуманитарного сектора экономики, закрепляющий их хозяйственную самостоятельность, необходимую для эффективной деятельности в сфере сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны.
Татьяна Сидорина посвятила свое выступление историческому сопоставлению развития социальной политики в развитых индустриальных странах Запада и в России прошлого столетия и обосновала причины, по которым гражданская активность в России затруднена. Социальная политика современного демократического государства — это элемент социального контракта. Вопрос о социальном контракте в России относится к числу нерешенных. Объявленные в начале реформ ценности демократии, гражданского общества и социального государства сейчас воспринимаются как поспешная дань времени. Среди плачевных результатов поспешности в осуществлении либеральных реформ — катастрофическое опоздание в области решения социальных проблем и разработке социальной политики, дискредитация либеральных ценностей, социальных реформ. В настоящее время характер социальной политики в России таков, каким делают его условия вертикального контракта. Несмотря на то что государство объявило себя социальным и демократическим, оно переложило ответственность за социальную защиту граждан на самих граждан.
В докладе Ирины Абанкиной, посвященном месту НКО в реформе образования, была дана оценка динамики развития негосударственного сектора по уровням образования. На школьном уровне негосударственный сектор занимает незначительное место, тогда как на уровне высшего образования он начинает играть вполне заметную роль, стягивая более 15% учащихся в негосударственные вузы, составляющие уже около 40%. Однако проблема заключается не в наращивании числа негосударственных учебных заведений, студентов и учащихся, а во внедрении современных механизмов участия НКО в реформировании системы образования. Было отмечено, что основные цели реформирования заключаются в стимулировании процессов развития и инноваций за счет стремления школ и вузов к поддержанию и постоянному повышению качества и конкурентоспособности; расширении возможностей образовательного выбора для учащихся и студентов; росте автономии образовательных учреждений и организаций; повышении эффективности бюджетных расходов и инвестиционной привлекательности образования. Для контроля над автономными школами эксперт предложила ввести публичную отчетность. "Сейчас практически нет квалифицированных испытаний, мы больше доверяем бумаге", — напомнила Ирина Абанкина. На данный момент, по ее мнению, складывается парадоксальная ситуация: при катастрофическом снижении числа школьников наблюдается рост числа учителей. Поэтому необходимо введение профессиональной аттестации педагогов.
Профессор кафедры публичной политики ГУ-ВШЭ Ирина Халий рассказала об истории социальных движений на Западе и в России и нашла в них много общего. Если на первом этапе общественные движения Запада действовали стихийно и неорганизованно, объединенные определенными ценностями, на втором этапе происходила организационная кристаллизация движений, артикулировались цели и задачи, то на третьем — происходила институционализация их деятельности как части политической системы. По свидетельству одного из современных членов экологического движения Нидерландов, для общественных организаций стали характерны следующие тенденции: укрепление позиций экспертов в руководстве движений ("экспертократия"), преобладание проектной деятельности над защитой интересов целевых групп, появление зависимости от правительственной политики, подверженность влиянию общественного мнения, поглощение деятельности собраниями, поверхностность и формальное отношение к проблемам. Период с конца 90-х годов в России характеризуется отсутствием диалога между НКО и властью. "Когда у власти есть ресурсы управлять социальной политикой, ей не нужны НКО", — заметила Ирина Халий, власть обращает внимание только на сильные организации, а сильная организация — это сильная команда единомышленников, крепкий менеджмент и опора на население".
Владимир Римский рассмотрел роль НКО в выражении общественных интересов при осуществлении социальной политики. По его мнению, основной проблемой сегодня является низкий уровень участия общества в определении концепций, целей, задач и методов реализации социальной политики. Лоббирование в интересах граждан, которое проводят различные негосударственные, некоммерческие, общественные организации, направлено почти исключительно на решения частных проблем отдельных граждан или сравнительно небольших их групп. По мнению докладчика, для исправления сложившейся ситуации необходима реализация специально разработанных стратегий и тактик деятельности некоммерческих организаций.
Доклад Аллы Чириковой был посвящен теме оценки социальной реформы региональными элитами. Он строился на данных исследований, полученных в пяти российских регионах. Анализ более 100 интервью показал, что представители элит критично оценивают влияние национальных проектов на социальную политику в своих регионах. Несмотря на то что они признают важность поступающих финансовых ресурсов для реорганизации социальной сферы, это, по их мнению, недостаточный шаг для ее системной и качественной перестройки. В докладе показаны ошибки федерального центра в реализации национальных проектов, негативные и позитивные последствия, которыми сопровождалось их продвижение в регионы.
На последовавшем за пленарными сессиями Круглом столе участники конференции обсудили общие и специфические проблемы взаимодействия исследователей социальной политики и некоммерческих организаций, работающих в социальной сфере. Среди них — обеспечение унификации сбора и предоставления информации о деятельности НКО; расширение поля взаимодействия НКО с наукой, бизнесом и органами государственной власти; использование доказательного знания как инструмента повседневной работы НКО и лоббирования интересов своих целевых групп; взаимодействие науки и некоммерческих структур для освоения "белых пятен", не заполненных другими субъектами социальной политики (пример: разработка документов для деятельности Товариществ собственников жилья (ТСЖ), механизмы функционирования которых до сих пор не прописаны); снятие коммуникативных барьеров во взаимодействии представителей донорских организаций, профессиональных исследователей и активистов НКО. На круглом столе выступили Игорь Задорин (Исследовательская группа ЦИРКОН), Валерий Герасимов (Фонд "Здоровая Россия"), Елена Виноградова (Институт управления социальными процессами ГУ-ВШЭ), Александр Спивак (Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения), Дмитрий Преображенский (Общественная Палата Тульской области), Владимир Римский (Фонд ИНДЕМ), Ирина Сизова (ННГУ им. Н.И.Лобачевского), Алла Чирикова (Институт социологии РАН), Павел Романов (АНО Центр социальной политики и гендерных исследований), Валентина Пестрикова (Самарская региональная общественная организация Историко-культурная ассоциация "Поволжье"), Александр Грудинин (Байкальский благотворительный Фонд), Валентина Пугач (Читинский городской орган общественного самоуправления "Совет общественности микрорайона Северный"), Татьяна Мелякова (Фонд Инва Трэвел). Вела Круглый стол начальник отдела развития и контроля качества образовательных программ ГУ-ВШЭ Инна Назарова.
Второй день конференции был посвящен системе грантов Программы поддержки гражданского общества "диалог". В рамках этой программы прошли секционные заседания и презентации проектов грантополучателей Программы "Диалог"
Пресс-служба ГУ-ВШЭ
Ссылки: