«В университетской среде большую роль в развитии науки играют студенты»
Как известно, Вышка открывает возможность академического развития для студентов, начиная с бакалавриата. Недавно завершился очередной открытый набор на позиции стажеров-исследователей в научные подразделения. Более 250 молодых научных сотрудников начинают свою деятельность как исследователи, совмещая работу и учебу в университете.
В конце апреля Центр научной интеграции ВШЭ совместно с Центром академического развития студентов Вышки организовал для новых коллег семинар «Научная среда» — погружение в университетское научное сообщество. В мае — июне семинар продолжится серией адаптационных образовательных мероприятий по развитию исследовательских навыков.
Одна из важнейших задач семинара заключалась в том, чтобы помочь стажерам-исследователям понять принципы организации академической жизни внутри университета и научить в ней ориентироваться. Также немаловажно для них определиться, как выстраивать свой будущий исследовательский трек, совмещая его с обучением на образовательных программах.
«В университетской среде большую роль в развитии науки играют студенты. Стажер-исследователь — лишь первая ступенька круто уходящей вверх лестницы под названием “академическая карьера”. Поэтому очень важно помочь коллегам адаптироваться и найти себя в мире исследований», — отметила Юлия Фалькович, директор Центра научной интеграции.
В современном академическом мире для успешного старта необходимо найти сообщество единомышленников, способных помочь на любом этапе карьерного пути. Создание пространства, в котором взаимодействуют самые разные исследователи на равноправных началах, — одна из важнейших основ для научной коммуникации и академического партнерства. Об этом говорили в своих выступлениях проректор Мария Юдкевич и директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов Иван Груздев.
Для новых ученых важно определиться с системой академических координат. Стоит ли погружаться в проектную деятельность? Насколько важно выстраивать коммуникацию с коллегами-учеными внутри университета, между разными вузами и с зарубежными коллегами? Для ответа на эти вопросы студенты приняли участие в нетворкинг-сессии «Колесо академического баланса». Эта игра помогает сформировать план развития собственного исследовательского проекта и определить ту систему научных ценностей, которая позволит двигаться дальше на пути академического трека. О важности этого также упомянула в своей лекции Елена Кобзарь, начальник Управления аспирантуры и докторантуры.
Андрей Кожанов, директор Центра академического развития студентов, отметил, что «прямой разговор со стажерами-исследователями важен для получения обратной связи и построения эффективной и полезной системы инструментов поддержки».
«Научная среда» — не просто название мероприятия с серией лекций и мастер-классов, направленных на прокачку soft skills и повышение уровня академической осознанности. Это событие, которое может стать ежегодным, важно не только для воспроизводства академического пространства университета, но и для создания уникального поля научной коммуникации и взаимодействия между студентами и учеными.
Ольга Охотникова, стажер-исследователь ИГИТИ им. А.В. Полетаева, 2-й курс магистратуры «История современного мира»
В начале семинара спикеры познакомили аудиторию с существующими внутри Вышки программами по поддержке университетской науки, о части из них я узнала впервые. Работа в группах показалась мне наиболее полезной. В диалоге с модераторами обсуждались и корректировались идеи и планы каждого из участников нетворкинг-сессии. Особенно интересно было общаться с людьми других дисциплинарных бэкграундов, которые, так же как и ты, нацелены на развитие своей академической карьеры. Разница перспектив и исследовательских опытов как модераторов, так и стажеров позволила каждому из участников по-новому взглянуть на свое поле, узнать про возможности для продвижения задуманных проектов и наметить практические шаги для их реализации.
Лариса Марчук, стажер-исследователь Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, аспирантка 1-го года
Из основной части мероприятия главными находками для меня стали список литературных произведений об академии от проректора М.М. Юдкевич и ее тезис: несмотря на то что стажеры-исследователи как будто бы находятся на низшей ступени научной пищевой цепи, благодаря культуре и ценностям НИУ ВШЭ они тем не менее полноценно участвуют во «взрослой» науке.
Григорий Буклей, стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории моделирования и управления сложными системами, студент 3-го курса бакалавриата «Прикладная математика и информатика»
Я уже давно задумываюсь об академической карьере. Семинар «Научная среда» помог мне еще раз взвесить все «за» и «против», узнать перспективы и подводные камни такого решения. Самой интересной частью для меня было общение с молодыми учеными, которые не так давно проходили этот путь сами, и составление плана собственного развития. Теперь я чувствую себя гораздо увереннее в своем решении и знаю, куда двигаться дальше
Алексей Смирнов, стажер-исследователь Международной лаборатории экономики нематериальных активов (МЛЭНА), ОП «Экономика» (Пермь), 2-й курс
Мне как второкурснику было ценно общение со старшими коллегами и экспертами в научной сфере. Мы обсуждали трудности и сомнения, которые возникают во время продвижения по академическому треку, совместно рассуждали о возможных путях их преодоления. Благодаря семинару мне удалось лучше разобраться в собственных исследовательских интересах и понять, какие следующие шаги нужно предпринять для развития в науке. Хочу сказать спасибо МЛЭНА за возможность приехать на семинар из пермского кампуса.
Буклей Григорий Александрович
Охотникова Ольга Константиновна
Юдкевич Мария Марковна