• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как инновации в коммуникациях позволяют нам реализоваться

Современные коммуникационные инструменты позволяют человеку выстраивать жизненные планы, дают возможность эффективно управлять своим развитием и окружающей ноосферой. В рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в парке Горького» прошла лекция эксперта Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ВШЭ Ирины Базилевой.

 

Существует два взгляда на современное информационное пространство. Первый — пессимистичный: я теряюсь в информационных потоках, утрачиваю идентичность, мной управляют. Второй — позитивный: я могу найти нужную информацию, это делает меня увереннее, я управляю.

Можно отметить три тренда развития коммуникационных инструментов, которые мы используем в разных ролях. «Я как клиент» подразумевает возможность управлять окружающей рыночной средой; «мы — члены корпорации» предполагает внутрикорпоративное взаимодействие на всех уровнях и участие сотрудников в решении бизнес-задач; «я как член сообщества» определяет способность управлять социальной средой.

Клиенты как создатели товара

Первый тренд («я как клиент») дает возможность не только сэкономить время при выборе товаров и услуг, но и участвовать в создании продукта. «Сегодня происходит конвергенция товара и услуги, продукт который мы получаем, — это товар, упакованный в услугу, — объяснила Ирина Базилева. — Изменяя набор услуг, можно получить уникальное индивидуальное предложение, удовлетворяющее каждого клиента. Но чтобы это работало, компании и их клиенты должны развивать длительные взаимоотношения».

Сегодня клиент имеет возможность создавать индивидуальную, «под себя» конфигурацию продукта, будь то страховка, автомобиль или электронные устройства. Наконец, клиенты могут участвовать в создании новых продуктов. Самый известный прием — краудсорсинг, привлечение к решению некоторых бизнес-задач добровольцев, которых находят и координируют с помощью интернета.

В странах БРИКС 75% сотрудников корпораций используют мобильные устройства для работы с корпоративной программой

Американская компания «Local Motors» в 2013 году представила автомобиль, дизайн которого разработали привлеченные через интернет волонтеры, среди которых были и профессиональные дизайнеры, и автолюбители. Похожую стратегию применила шведская «Volvo», когда привлекла группу клиентов к разработке модели XC90. Производитель игрушек «LEGO» предоставляет возможность детям 13-14 лет создавать виртуальные модели наборов «Лего», и некоторые из полученных таким образом разработок затем запускаются в производство.

Совет руководителю

Концепция «мы — члены корпорации» применяется для вовлечения сотрудников в решение бизнес-задач. Сегодня технологии удаленной работы (видеоконференции, приложения для совместной работы и другие) дают сотруднику возможность участвовать в общем рабочем процессе в любое время и в любом месте. Интересный тренд называется «приноси с собой свое мобильное приложение» (BYOD). «Согласно недавнему опросу, в странах БРИКС 75% сотрудников корпораций используют мобильные устройства для работы с корпоративной программой, — говорит Ирина Базилева. — В России этот показатель пока ниже, но тенденция в этом направлении есть». Новые коммуникационные инструменты дают возможность гибко и быстро решать любую рабочую задачу, в нестандартных ситуациях привлекать необходимых экспертов, создавать виртуальные команды.

Важный современный тренд — это конвергенция между внутренними и внешними коммуникациями. В социальных сетях, в том числе профессиональных, сотрудники компаний нередко выступают в качестве экспертов по продуктам своей фирмы. Это помогает привлечь и потребителей, и новых сотрудников, которые получают информацию о будущем работодателе, оценивая ключевые компетенции и профессиональный уровень сотрудников компании. Еще один инструмент, о котором рассказала Базилева, — внутренний социальный портал и корпоративные социальные сети. Сотрудники получают возможность высказать мнение о рабочих процессах, вносить предложения по совершенствованию продуктов и процессов, участвовать в работе экспертных сообществ и т.д. Для руководства компаний социальный интранет своего рода генератор идей. В Японии, по словам Базилевой, до 30% внедренных улучшений имеют в своей основе идеи сотрудников.

Работа — часть жизни

Третий компонент развития коммуникационных инструментов — социальные сообщества во всем их современном разнообразии. По результатам исследования компании «Universum», большинство выпускников вузов и молодых специалистов следят в соцсетях за компаниями, в которых они хотели бы работать, а также благодаря активности в соцсетях создают себе репутацию, которая помогает найти желаемую работу.

«Сегодня уже не так актуальны рассуждения о балансе между работой и личной жизнью, — подводит итог Базилева. — Правильнее говорить о том, что у нас есть разнообразная жизнь, в которую включаются наши профессиональные и личностные достижения, наша работа, наши коллеги и друзья, наши разнообразные сетевые сообщества. Сегодня, используя коммуникационные инструменты, мы можем управлять своей жизнью, реализуя свой потенциал в различных сферах».