«Несущая свет» и апокалипсис по-русски
Видеозапись
22 декабря в ВШЭ состоялся традиционный рождественский киносеминар, организованный Лабораторией экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) ВШЭ. Фильм Андрея Звягинцева «Елена» стал поводом обсудить, что же скрывается «за фасадом классовой борьбы».
Вадим Радаев |
Незамысловатый сюжет, «сто пятая история про то, как женщина «пришила» богатенького мужа из-за денег», позволила поговорить о процессах и явлениях, которые нельзя так просто объяснить «классовым противостоянием» и которые «не укладываются в стандартные учебники по социальной стратификации». Почему, например, в последние годы среди представителей среднего класса столь расхожей стала фраза «Пора «сваливать» из России»?
Исследования ведущих экономистов посткоммунистических государств (в частности, Екатерины Журавской) показали, что реформы привели к улучшению жизни людей по базовым показателям, но при этом не повысили, а даже снизили общий уровень счастья населения. «Социологи тоже отмечают, – продолжил Вадим Радаев, – устойчивое расхождение между растущими экономическими показателями и социальным самочувствием, которое совсем не улучшается. Напряжение, нервозность, протестные настроения в обществе можно определить как ожидания русского бунта, который, как известно, бессмыслен и беспощаден. При этом героиня фильма, олицетворяющая бунт низов против власти, – вполне благообразная скромная женщина, медицинский работник, чье человеческое и профессиональное призвание – спасать жизни людей. Кстати, само имя Елена в переводе с греческого языка означает «несущая свет».
С точки зрения профессора Радаева, убийство, совершенное Еленой, невозможно объяснить просто желанием получить деньги мужа и помочь своему сыну и его семье. Гораздо логичнее представить это преступление как попытку собственного самоутверждения через свержение власти, которой она безропотно подчинялась в течение долгих лет. Фраза Владимира, мужа Елены, «Я живу с тобой, а не с твоими родственниками» вскрывает не просто типичный семейный конфликт, а хроническую неспособность обоих героев к коммуникации.
«Для меня главное в этом сюжете заключается не в том, что женщина убила мужа, и не то, почему она это сделала, – подчеркнул Вадим Радаев. – Очень важно, как она это сделала. Насилие оказалось не последним средством борьбы, когда все другие способы испробованы и исчерпаны. Убийство стало первым средством, первым осмысленным деянием Елены – без страха, без раскаяния, без внутренней борьбы. Она убивает органично, подмешивая «Виагру» в лекарства так же спокойно, как делала до этого свежевыжатый сок. Почему?»
Возможно потому, предположил Вадим Радаев, что между ее желанием и действием нет никакого барьера, зазора. Человек отличается от животного, кроме всего прочего и тем, что между его желанием и действием существуют искусственные конструкты, мешающие ему действовать, не раздумывая. Это – культура: моральные и этические нормы и предписания, которые ограничивают наши желания.
Противостояние неуверенных в себе героев фильма перекликается с социальной атмосферой, существующей сейчас в российском обществе. Власть вроде бы крепка, но нервничает, опасаясь при этом вовсе не Болотной площади или Проспекта Сахарова, а внезапных вспышек гнева наподобие той, что случилась в декабре 2010-го на Манежной.
«Насилие в «грозные» девяностые годы было организовано и утилитарно, – полагает Вадим Радаев. – А вот насилие двухтысячных бессмысленно, оно не имеет программы и целей. И даже деньги здесь не столь важны». Кстати, впервые такая «линия» насилия была выведена еще в «Брате»-1, а во второй части фильма она была превращена в обыденность и даже в нечто почти позитивное. Между тем, «отморозок», говорящий о том, что сила в правде, гораздо опаснее самого безжалостного, но расчетливого бандита.
В «Елене» есть эпизод с дракой, разворачивающейся в «неблагополучном» московском Бирюлево. Этот эпизод Вадим Радаев считает символическим указанием на то, где и как происходит накопление бессмысленного напряжения, той негативной энергии, которая ищет разрядки. Эта энергия возникает не из политической борьбы или гражданского протеста, а из социальной и политической апатии, которая представляет реальную угрозу обществу. «Энергия толпы может повернуть в любую сторону, – добавил Вадим Радаев, – но куда бы она ни повернулась, она может реализоваться только в разрушении, потому что созидание требует усилий, требует осмысленной программы и не приносит быстрых результатов».
Завершая свое выступление, руководитель ЛЭСИ напомнил участникам семинара о том, что фильм «Елена» изначально планировался западными продюсерами как апокалиптическое кино по-русски, и этот заказ был «блестяще выполнен». «Финал картины свидетельствует о том, что старая власть сметена той новой властью, которая ни на что, кроме разрушения, не способна, – подчеркнул Вадим Радаев. – Ничто принципиально не изменилось, новые ресурсы будут в скором времени проедены, и все вернется к исходному состоянию. Фасад дома, в котором устраиваются новые хозяева, тот же, а порядок разрушен. Апокалипсис по-русски свершился».
Заместитель декана факультета прикладной политологии ВШЭ Сергей Медведев* свой комментарий начал с комплимента в адрес режиссера картины: «Невероятно красивый фильм, действие которого проходит в реальном социологическом поле, не выходит за рамки притчевой структуры и остается очень мифологичным. Звягинцев в каждом фильме работает с эстетикой мифа. Он их сам творит и сам разрушает. И если разобраться, то фильм «Елена» – это хорошее антирусское кино».
В нем деконструированы несколько основополагающих мифов: миф о русской женщине-матери, мягкой и всепрощающей (она становится убийцей); миф об особой русской душевности (за ней скрывается онтологическая пустота и зло); миф о простых людях, о достойной бедности; миф о неправедности богатства, который в структуре фильма и сценария разбивается с этической точки зрения.
Но кроме разрушения традиционных мифов, Андрей Звягинцев, по мнению Сергея Медведева*, воспроизводит миф о «грядущем хаме», сформулированный Дмитрием Мережковским еще в начале ХХ века. «В нынешнем дискурсе его следует назвать мифом о быдле, – пояснил Сергей Медведев*. – Пожалуй, это главное: фильм – о неизбежности прихода и победы быдла. Я совершенно не боюсь этого слова, оно сейчас все больше легитимизируется, потому что это не классовое, а некое социокультурное понятие. Более того, это некая осознанная жизненная позиция – иждивенческая и «прописанная» в патерналистском обществе и структуре нашего государства. Быдло – неотъемлемая часть российской истории, которая иногда становится критической массой, лишенной собственности и уважения к собственности и праву, которая действует по коду насилия в определенные исторические моменты».
Быдло, оправдывающее собственное насилие принципами социальной справедливости и шариковской логикой всеобщего равенства, предстает в фильме со всеми своими атрибутами – пиво, чипсы, телевизор-быдлоящик. «А самое, может быть, важное, что говорит фильм о быдле, – подчеркнул Сергей Медведев*, – это витальность быдла, его бóльшая способность к деторождению и бóльшая способность к насилию и агрессии».
Виталий Куренной |
Виталий Куренной считает, что режиссер Звягинцев последовательно и очень конкретно выстраивает в фильме несколько различных габитусов. «Молодые люди в фильме проявляют свою энергию различным образом, – заметил он, – в благополучном квартале Москвы они играют в футбол, а в Бирюлево – участвуют в другом «спортивном состязании» со стволами и заточками. В фильме есть габитус медсестры, успешного бизнесмена с его самодисциплиной и жизнью по рациональным правилам».
Особое внимание Виталий Куренной уделил теме женской власти в картине. «Я уверен, – подчеркнул он, – что в основе фильма лежит очень архаичная и мощная философия жизни, философия великой матери: только сама жизнь, ее плодородность имеют значение, а биологическая основа жизни и является тем субстратом, который торжествует над дисциплиной, организованностью, бюрократией. Елена смотрит телепередачи про воссоединение семей, поддерживает сына, который предпочитает безответственно плодиться. Она радуется, когда невестка говорит, что опять беременна, а ее муж Владимир готов распорядиться всем своим состоянием в пользу дочери, которая не хочет иметь детей».
«Думаю, что в фильме не все так очевидно, как нам кажется, – подытожил Виталий Куренной. – Фильм «Елена» не только про апокалипсис, но и про архаичные, но понятные вещи, связанные с биологией».
Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ
* Сергей Медведев включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.
Вам также может быть интересно:
«Что делается для всех, искренне — это и есть настоящее искусство»
25 апреля на Киностудии им. Горького состоялась презентация первых выпускников-магистрантов программы «Кинопроизводство» Института кино НИУ ВШЭ. Формат speed dating, предложенный академическим руководителем программы Полиной Ильиной, позволил каждому студенту выступить перед значимыми деятелями кино, чтобы рассказать о своих сценарных идеях, которые лягут в основу грядущих проектов.
Фильм о науке Вышки стал самым популярным в рамках Дней научного кино ФАНК
Фильм «Мир 2052. Увидеть будущее» стал лидером по количеству показов по итогам Дней научного кино ФАНК, которые проводились в девятый раз с октября по декабрь 2023 года. Он был представлен 284 раза на площадках в различных городах России, обогнав по количеству показов другие фильмы мероприятия более чем в полтора раза.
«КиноВышка»: полное погружение в мир кино
Центр современных медиакоммуникаций НИУ ВШЭ в партнерстве с Институтом кино НИУ ВШЭ 6 декабря запускает проект «КиноВышка» для школьников разных возрастов. Ребята будут учиться снимать фильмы, писать сценарии, работать на съемочной площадке, смогут овладеть многими другими навыками и побывать на мастер-классах известных кинематографистов.
Дорога к звездам: ВШЭ продолжает кинопоказы вместе с Ленинкой, Обществом «Знание» и Госфильмофондом
В конце октября состоялся очередной кинопоказ в рамках Московского научного кинолектория — совместного проекта Высшей школы экономики, Московского городского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Зрители увидели фильм Павла Клушанцева «Дорога к звездам» (1957).
Кинофестиваль «ЛАМПА»: ролики социального проекта ФКИ ВШЭ получили награды
Лучшие видеоролики проекта «Медиа акселератор для НКО» факультета креативных индустрий Высшей школы экономики получили престижные награды на международном кинофестивале «ЛАМПА». В номинации «Социальная видеореклама» жюри признало лучшей работу «Сними стигму с ВИЧ» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) — о людях с ВИЧ, подвергающихся дискриминации. Два других видеоролика проекта — «Натюрморт» (режиссер Борис Чертков, продюсер Элеонора Клементьева) по теме фудшеринга и «Доброворот» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) о вторичном потреблении одежды — стали дипломантами фестиваля. Церемония награждения состоялась в начале октября в Перми.
В НИУ ВШЭ проходит кинофестиваль «Метр с кепкой»
21 августа в Центре культур НИУ ВШЭ состоялось открытие первого студенческого кинофестиваля «Метр с кепкой». Ближайшую неделю его гости смогут посетить лекции от преподавателей Института кино НИУ ВШЭ и посмотреть киноработы участников фестиваля. 27 августа на закрытии будут объявлены победители в номинациях «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа».
Фильм о науке Вышки показали в рамках фестиваля «Гагарин.doc»
Первый фестивальный показ документального фильма «Мир 2052. Увидеть будущее» состоялся в рамках VII Международного фестиваля кино, науки и современного искусства «Гагарин.doc». Фестиваль проходит в Саратове, Оренбурге, Казани и других городах, фильм о науке Вышки был презентован в Оренбурге.
«Креативная индустрия учит проходить неудачи»
19 апреля в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре Институт кино ВШЭ организовал пресс-конференцию по теме «Достижения и новые цели». Кроме того, студенты образовательной программы «Актер» представили результаты первого года обучения.
«Здесь много личного, о чем хотелось рассказать»
В начале апреля в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» состоялась официальная премьера фильма «Наводнение», режиссером которого выступил творческий руководитель направления «Экранные искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Иван И. Твердовский. Кинокартина снята по мотивам повести Евгения Замятина.
Фильм студента НИУ ВШЭ будет представлен на 44-м Московском международном кинофестивале
«Теория двойных планет», режиссерская работа студента 4-го курса Школы дизайна Вышки Савелия Осадчего, включена в программу основного конкурса короткого метра ММКФ. Всего на фестиваль, который пройдет с 26 августа по 2 сентября, приедут более 230 картин из 65 стран мира. В конкурсе короткого метра — только два фильма из России.