• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сергей Караганов: «Лучше не побеждать, а выигрывать, причем вместе с теми, с кем мы боремся»

В сегодняшнем мире все игроки пытаются сместить конкуренцию в те сферы, где они сильнее. ЕС играет на поле демократии и прав человека, а Россия стала склоняться «в сторону жесткой силы, ума и воли», считает декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Сергей Караганов, выступивший с открытой лекцией «Основные глобальные тренды и нынешний европейский кризис».

Профессор отметил, что давно предсказывал возникновение нового европейского кризиса и начало новой холодной войны. Основные глобальные тренды, по мнению Сергея Караганова, проявляются в экономике, а также состоянии морали и духа в обществах, в частности речь можно вести о возвращении геополитики в сферу мировой конкуренции.

Как считает Сергей Караганов, в мировой экономике положение дел далеко от идеального. Во-первых, наблюдается сдвиг сфер влияния в мировой экономике и мировой политике в Азию, что неизбежно приведет к серьезным дисбалансам в системе международных отношений. Кроме того, по-прежнему серьезным вызовом остаются нерешенные глобальные проблемы, сопровождающиеся ухудшением управляемости миром. На эти проблемы накладывается прогрессирующий развал системы норм и правил международных отношений, сопровождающийся эрозией режима нераспространения ядерного оружия. Как ни удивительно, но повышение роли людей в мировой политике, то есть очередная волна демократизации мировой политики, также представляет серьезную угрозу для устойчивости мировой системы, полагает Сергей Караганов.

Изменения в мировой экономике были давно прогнозируемыми. Сейчас, по словам Караганова, началось «длинное замедление» темпов экономического роста. Это сопровождается взрывным ростом населения в Африке и на Ближнем Востоке. В Китае, одном из главных современных локомотивов мировой экономики, наблюдается рост благосостояния и потребления, — в первую очередь, за счет сбережений; это может поставить под угрозу перспективы устойчивого развития многих стран не только Восточной и Юго-Восточной Азии, но и Европы и Америки.

Мы подошли к пределам, о которых предупреждал Римский клуб: рост будет все более дорогим и трудным

Караганов особенно подчеркнул, что в последние 20-25 лет в мировой экономике был уникальный период высоких темпов роста в большинстве национальных экономик мира. Это сопровождалось, в том числе, открытием рынков КНР и стран Центральной и Восточной Европы, то есть экстенсивным ростом мировой экономики, а также научно-технической революцией, либерализацией торговли и выгодами от «peace dividend» (меньшими тратами на оборону и безопасность). Однако теперь, отмечает Караганов, мы подошли к пределам, о которых предупреждал Римский клуб: рост будет все более дорогим и трудным.

Кроме того, профессор обратил внимание на то, что ранее не принимавшееся во внимание в геополитике «моральное измерение» общества начинает играть все более заметную роль: «Человечество преодолело голод и страх перед смертью. Уходят традиционные системы ценностей. Вакуум заполняется потребительством, бессмысленной информацией. Причина — демократизация и информатизация мира, влияющая на скорость распространения информации и скорость оценок происходящих событий».

Вызов современному миропорядку состоит в том, что у огромного числа людей появилось много свободного времени. Большинство людей не знают, чем его заполнить, при этом у них нет целей выживания, обеспечения детей. Вдобавок наблюдается углубление социального неравенства не только между богатыми и бедными, но и между образованными и менее образованными, создаются новые препятствия для социальных лифтов.

Одним из значимых факторов современных международных отношений Караганов назвал возвращение геополитики. В определенный момент истории геополитика стала отвергаться, потому что была признана не совсем корректной, в том числе из-за того влияния, которое она имела в нацистской Германии. Появление ядерного оружия не отменило геополитику, отмечает профессор: «Началась ренационализация мировой политики».

В современном мире началась откровенная и жесткая геополитическая борьба

После того, как США проиграли две войны подряд (в Ираке и Афганистане), Китай начал «острейшую борьбу за территории и сферы влияния». В современном мире началась откровенная и жесткая геополитическая борьба. «Геополитика вернулась, и в очень явной форме», — отмечает Сергей Караганов.

Отдельно в этом контексте профессор остановился на событиях «украинского кризиса»: «Когда канцлер Меркель говорила, что Путин живет в другой реальности, она была искренна. Современная Германия живет в другой реальности, отказавшись от жесткой силы, сделав ставку — и ставку долгое время успешную — на силу экономическую и мягкую. Но остальной мир, и в том числе Россия, не живет в этой новой реальности. Поэтому традиционалист Путин оказывается современнее постмодерниста Меркель».

Кроме того, в современном мире усиливается глобальная конкуренция, причем на первый план выходит экономико-технологическое и идеолого-информационное противостояние. Для того, чтобы успешно противостоять существующим вызовам и угрозам, необходимо повышать качество человеческого капитала. По мнению Караганова, главное в современном мире — «способность производить новые знания и новые технологии».

Вообще, большая часть лекции была посвящена ситуации на Украине. Профессор Караганов отметил неудачу Киева в деле национального строительства государственности: например, перед распадом СССР валовой национальный продукт (ВНП) Украины был немного большим, чем в Белоруссии, сейчас он вдвое ниже. Тот факт, что Украина — страна формально демократическая, по сути, не дает ей особенных конкурентных преимуществ: по мнению профессора, демократия — «не инструмент развития, а приз за развитие».

В сегодняшнем мире все игроки пытаются сместить конкуренцию в те сферы, где они сильнее. ЕС играет на поле демократии и прав человека, а Россия стала склоняться «в сторону жесткой силы, ума и воли».

В возникновении «украинского кризиса» определенную роль сыграла Европа. Это, как полагает профессор Караганов, было вызвано рядом причин. Во-первых, кризисом ЕС из-за его расширения на слишком большое количество стран. Во-вторых, непродуманным созданием еврозоны без политического союза. Вдобавок Европа поставила абсолютно нереалистичную цель — создание единой внешней и оборонной политики: в результате сильные страны ослабли, а «общий знаменатель» безопасности оказался значительно ниже. Это привело к уменьшению возможностей ЕС защищать свои позиции.

Ослабление ЕС — скорее негативный для России фактор, ослабляющий модернизационные импульсы российского общества. Караганов напомнил, что на протяжении более тысячи лет все основные достижения культуры, науки и техники приходили в Россию из Европы.

Москва шла на встречные шаги, в то время как в ее отношении проводилась «версальская политика в бархатных перчатках». Все это порождало в России волны «веймарского синдрома»

Столкнувшись с серьезным внутренним кризисом, ЕС пытается отыграться: кризис на Украине — «пример мягкого реваншизма Европы».

Однако свою роль сыграла и позиция Москвы. Сергей Караганов отметил, что одна из причин кризиса — жесткое намерение России изменить правила игры, которые ей навязывали более 20 лет. По сути, холодная война не была закончена. Запад продвигал зоны своих интересов к российским границам, что в итоге спровоцировало жесткую ответную реакцию. Особое раздражение России вызывало то, что западные партнеры отвергали расширение евроатлантических институтов, отметил Караганов: «Мы считали, что нам просто лгут». Тем не менее Москва шла на встречные шаги, в то время как в ее отношении проводилась «версальская политика в бархатных перчатках». Все это порождало в России волны «веймарского синдрома».

К 2007 году политика расширения влияния Запада достигла своего предела, и лишь война в Грузии приостановила этот процесс. Вскоре после операции по принуждению Грузии к миру внешняя политика России стала проводиться в подчеркнуто наступательном стиле.

Роль третьих сторон в «украинском кризисе» также нельзя переоценить. Сергей Караганов отметил, что существовало стремление определенных кругов в США, Польше и Швеции навязать России кризис и понизить ее политическую капитализацию.

В нынешних условиях, обращает внимание профессор Караганов, главная цель России — «завершить на выгодных условиях холодную войну». С другой стороны, Москва не готова рвать сложившиеся отношения с Европой: «Мы не хотим делать поворот в сторону антиевропеизма, — отмечает профессор. — Лучше не побеждать, а выигрывать. И лучше — вместе с теми, с кем мы боремся».

Константин Водопьянов, новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Путь к многополярности проходит через Сибирь

В НИУ ВШЭ прошла VI Международная конференция «Мировое большинство на пути к новому международному порядку». Ученые обсудили формирование многополярного мира и место в этом новом мире Глобального Юга, сотрудничество России со странами мирового большинства, новую роль Сибири в политике поворота России на Восток, а также более тесное взаимодействие экспертов для интеллектуального наполнения новых принципов международного порядка.

«Сербы не готовы забыть события 1999 года»: каковы долгосрочные последствия натовских бомбардировок

25 лет назад гражданская инфраструктура и мирные граждане Союзной Республики Югославия оказались под авиаударами НАТО. Эти события оказали огромное влияние на страну, и до сих пор сербское общество их не забыло. Несмотря на давление Запада, Сербия отказывается вводить антироссийские санкции, и Россия остается для страны одним из ключевых торговых партнеров.

«Антимонопольное право очень важно для понимания необузданной конкуренции в международных отношениях»

В рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции НИУ ВШЭ Международный центр конкурентного права и политики БРИКС организовал трек мероприятий, посвященных антимонопольному регулированию в странах БРИКС+. Эксперты и представители госорганов отметили, в частности, необходимость налаженного сотрудничества и постоянного обмена информацией между антимонопольными ведомствами объединения.

Карин Кнайсль: «Нам нужно говорить друг с другом»

13–14 февраля экс-министр иностранных дел Австрии Карин Кнайсль прочла студентам Вышки курс истории нефтяного рынка. Ранее она выступила в НИУ ВШЭ с открытой лекцией на тему “Energy Is the Name of the Game: Geopolitics and Economics of the Energy Markets from 1911 to 2023”. HSE Daily публикует интервью Карин Кнайсль английской редакции портала ВШЭ, в котором она изложила свои взгляды на европейскую энергетическую политику, проблемы нейтралитета, кризис доверия, рассказала о личном опыте как публичной фигуры в глобальной политике и анонсировала свою новую книгу “Requiem for Europe”, которую планирует издать совместно с Вышкой.

«Любовь к Родине и преданность ей — основополагающие ценности в исламе»

В школе востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ состоялась лекция министра религиозных дел и вакфов Сирии, доктора шариатских наук Мухаммада Абдельсаттара ас-Сейида. Он рассказал студентам и экспертам Вышки о государственно-конфессиональных отношениях в республике.

ВЭФ-2022: санкции, экономические войны, суверенитет и новая глобализация

Антироссийские санкции радикально изменили глобальный мир, построенный на свободном перемещении между странами потоков товаров, финансов, инвестиций. Участники сессии Восточного экономического форума «Экономические войны как оружие подавления суверенитета», подготовленной НИУ ВШЭ, обсудили влияние санкций на политическую самостоятельность и социально-экономическую стабильность государств.

«На горизонте двух-трех лет мы ожидаем растущий запрос на то, чтобы лучше понимать Россию»

Чем занимаются специалисты-международники и где они могут работать? Какие компетенции и навыки востребованы в этой сфере сегодня? Почему важно изучать и Запад, и Восток? На эти и другие вопросы отвечает декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Анастасия Лихачева в новом выпуске рубрики «Разговор с экспертом» YouTube-канала Вышки.

«COVID-19 во многих сферах радикальным образом изменил траектории развития»

Накануне Нового года ТАСС представил спецпроект «Жизнь после», в котором совместно с Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ провел ревизию трендов этого года — какие из них прошли проверку коронавирусом, а какие нет.

Системы образования России и Китая меняются под воздействием цифровых технологий

В Высшей школе экономики начала работу вторая российско-китайская конференция «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Исследователи двух стран обсудили, что меняется в национальных системах образования благодаря цифровой революции и что можно позаимствовать из опыта друг друга.

«Хотим, чтобы студенты умели воспринимать другое мнение, даже если они его не разделяют»

В конце февраля и начале марта факультет мировой экономики и мировой политики ВШЭ впервые провел учебный модуль Консорциума университетов — объединения ведущих вузов России, Европы и США, в рамках которого студенты и аспиранты занимаются изучением международных отношений.