Дорожная карта для инновационного танка
В сентябре эксперты ВШЭ приняли участие в VIII Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов «Российская выставка вооружения. Нижний Тагил — 2011». Об этом рассказывает старший научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Артур Бояров.
— Артур Дмитриевич, что представляла собой выставка? В каком качестве в ней приняли участие представители ВШЭ?
— Российская выставка вооружений является крупнейшей в России международной площадкой позиционирования разработок отечественного ОПК — оборонно-промышленного комплекса. В этом году в рамках выставки параллельно с показами современных разработок и техники были организованы круглые столы по различным вопросам инновационного развития ОПК. Эти мероприятия собрали вместе представителей промышленности, органов исполнительной власти, науки и образования. Мы представляли Высшую школу экономики как экспертный институт, участвующий в разработке и запуске инструментов инновационной политики. В частности, команда Института статистических исследований и экономики знаний ведет активную деятельность по сопровождению развития технологических платформ Российской Федерации.
Технологические платформы — это новый инструмент инновационной политики, направленный на консолидацию усилий бизнеса, власти, научного и образовательного сообщества в достижении прорывных результатов в области научно-технологического развития. Это своего рода площадка, на которой разные игроки — бизнес, ученые, чиновники, — совместно вырабатывают и реализуют программу исследований в определенной технологической области. Мы оказываем методическую и консультационную поддержку технологическим платформам по широкому спектру вопросов, включая формирование организационных механизмов деятельности платформы, разработку программы исследований, разработку механизмов финансирования.
Применительно к технологиям оборонно-промышленного комплекса стоит отметить, и думаю, многие с этим согласятся, что оборонка исторически является одним из базовых элементов технологического развития России. ОПК включает те отрасли, в которых удалось сохранить инновационный потенциал, где у российских производителей есть более или менее устойчивая международная конкурентная позиция. С учетом имеющихся заделов, в том числе в технологиях двойного назначения, можно говорить о высоком потенциале ОПК в части успешной коммерциализации разработок в различных областях.
— Какие инструменты поддержки инноваций, помимо технологических платформ, обсуждались на выставке?
— Мое выступление касалось проблем реализации программ инновационного развития компаний с государственным участием. Это направление также входит в сферу наших интересов. В начале 2010 года президентом было дано поручение, включающее, в том числе, задачу по разработке программ инновационного развития для компаний с государственным участием. Это серьезный шаг к запуску инновационного механизма «изнутри» — созданию спроса на инновации, развитию технологий с точки зрения бизнеса. Эксперты ВШЭ консультировали госкомпании по вопросам разработки инновационных программ. Нами накоплен серьезный опыт работы с компаниями топливно-энергетического комплекса, естественными монополиями, компаниями сферы транспортных услуг и перевозок. Первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Леонид Маркович Гохберг одновременно является соруководителем экспертной группы по инновациям в рамках работы над «Стратегией-2020», и поэтому практическое понимание задач инновационного развития, стоящих перед бизнесом, и предложение адекватных подходов к их решению имеет для нас принципиальное значение.
— По вашему мнению, насколько российские компании готовы к созданию и реализации собственных программ инновационного развития?
— На мой взгляд, для компании, которая имеет инновационную стратегию, внедряет соответствующие технологии, реализация подобной программы не представляет особой проблемы. Скорее это станет вызовом для тех, кто не имеет достаточного понимания смысла инновационного развития и в силу ряда причин стал инновационным, что называется, «по принуждению». Большинство вопросов круглого стола по программам инновационного развития, было посвящено инструментам, с помощью которых можно помочь бизнесу найти, раскрыть и реализовать инновационный потенциал.
Думаю, на данном этапе необходимо, прежде всего, разработать систему комплексного мониторинга реализации программ инновационного развития. Нужно выстроить такую систему показателей, которая, с одной стороны, позволяла бы бизнесу «дышать» — собственно разрабатывать и внедрять технологии, а не только заниматься отчетностью. С другой стороны, мы должны зафиксировать четкие критерии оценки качества выполнения программы со стороны менеджмента компании, его контрагентов (вузов, НИИ, малых инновационных предприятий и прочих), чтобы была понятная мотивация на результат.
Вторым важным аспектом реализации программ инновационного развития является подготовка квалифицированных кадров в области инновационного менеджмента. Для воплощения идей модернизации и инновационного развития нужны люди, которые разбираются не только в технических науках или экономике и менеджменте. Нужен сплав компетенций. Необходимы инновационные лидеры, которые понимают технологию, при этом чувствуют рынок, умеют мотивировать инноваторов… В этом смысле Вышка дает соответствующие возможности по подготовке таких специалистов, «тюнингу» кадров для инновационной экономики. Ряд подразделений имеет действующие специальные образовательные программы, в частности Институт менеджмента инноваций предлагает программы дополнительного образования в сфере инновационного менеджмента.
И еще один важный аспект модернизации — ориентация на лучший мировой опыт. В общем, ничего нового в этих словах нет, но, пожалуй, есть две задачи, которые здесь нужно решить. Первая — оценка технологического уровня компании и технологический бенчмаркинг должны стать регулярными процедурами для компаний. Технологический бенчмаркинг дает ответ на вопрос о том, какое место среди конкурентов занимает компания по уровню применяемых ею технологий. Результаты такого анализа, по сути, являются исходной точкой в построении или корректировке дальнейшей стратегии инновационного развития компании. Безусловно, скорость изменения технологий в высоко-, средне- и низкотехнологичных отраслях различается, соответственно, для различных отраслей периодизация анализа технологического уровня может быть разной. Тем не менее, понимание того, куда движется компания относительно мировых лидеров, должно стать основой для принятия решений в области инновационного развития. Применительно к программе инновационного развития технологический бенчмаркинг может выполняться в ходе регулярного обновления дорожной карты реализации программы. Ориентация на дорожную карту программы позволит менеджменту увидеть не только общие траектории инновационного развития, но и их ключевые развилки на протяжении всего временного горизонта реализации инновационной программы.
— Каковы, на ваш взгляд, основные результаты круглых столов, прошедших на выставке?
— Прежде всего, принципиальное значение имеет сам факт прямого диалога специалистов, представляющих интересы ключевых заинтересованных сторон, участвующих в инновационном развитии компаний с государственным участием и формировании технологических платформ. Диалог с участием ученых, представителей профильных ведомств, менеджмента компаний дает возможность участникам увидеть картину происходящего в целом. Также подобные встречи, учитывающие отраслевой характер и специфику бизнеса, позволяют обсудить актуальные для всех задачи. В этом смысле формат аналогичных круглых столов является удачным для обмена опытом, совместного поиска решений.
— И последний вопрос, какое впечатление сложилось у вас от самой выставки?
— В целом выставка весьма зрелищная и представительная, достаточно отметить официальные международные делегации из более чем десяти стран и личное участие премьер-министра РФ. Яркое впечатление произвели показательные выступления российской военной техники. На выставке возник ряд соображений относительно следующего этапа развертывания инновационной политики в регионах. Дело в том, что для выхода на новый инновационный уровень необходимы условия поддержки инноваций на местах. Вместе с инструментами инновационной политики федерального уровня должны быть запущены механизмы мультипликации успешных проектов на региональном уровне. Одним из способов продвижения в этом направлении может стать развитие инновационных кластеров в регионах. Например, Свердловская область, являясь одним из ведущих промышленных регионов России, обладает соответствующими возможностями инновационного развития не только для отдельных предприятий и самой области, но и других регионов. На наш взгляд, активное включение инструментов инновационной политики регионального уровня станет знаком нового этапа развития процессов модернизации в стране. Переход на этот уровень требует глубокого понимания ситуации на местах, запуска сфокусированных региональных программ и поддержки пилотных, «опорных» региональных проектов, подходящих к масштабированию в качестве лучшей практики для всей страны.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ представил новый выпуск рейтинга инновационного развития субъектов РФ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет восьмой выпуск рейтинга инновационного развития регионов России. В текущем выпуске наиболее инновационными признаны Москва, Республика Татарстан и Нижегородская область. Эксперты также выявили, что Томская область стала вновь ведущим регионом в сфере научных исследований и разработок, а в Татарстане более 25% предприятий региона занимаются инновационной деятельностью.
Где в России инноваторам жить хорошо
Ученые НИУ ВШЭ впервые измерили готовность российских регионов к будущему.
Инновации в России часто остаются на бумаге
Крупные государственные научные организации в России довольно активно заявляют о себе на страницах научных журналов, но заметно отстают от зарубежных компаний по количеству созданных результатов интеллектуальной деятельности: новых технологий, оформленных в виде патентов, полезных моделей, конструкторской документации. Об этом рассказал доцент департамента образовательных программ Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Константин Фурсов в докладе «Оценка результативности деятельности государственных научных организаций в России».
Госкомпании развивают инновации без принуждения
ВШЭ совместно с Минэкономразвития России и РВК подготовили аналитический доклад, в котором обобщили итоги выполнения госкомпаниями программ инновационного развития за 2011–2013 годы и приоритеты их дальнейшей реализации, представили применяемые ими и ведущими зарубежными аналогами механизмы управления инновациями. Источниками данных послужили программы инновационного развития (ПИР) госкомпаний, отчеты и ежегодные мониторинги их реализации, а также опрос представителей госкомпаний, проведенный в 2014 году ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. По мнению большинства респондентов, предпринятые государством меры уже оказали позитивное влияние на функционирование их компаний, а к 2020 году это станет еще заметнее.
Кадровый и финансовый голод мешает внедрению инноваций
В последнее время связь между наукой и бизнесом слабеет. Предприятия не имеют свободных средств для финансирования рискованных инновационных проектов. Спрос на новые технологии приходится поддерживать государству. Барьеры для участия научных организаций в инновационном процессе проанализировали сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Татьяна Кузнецова и Станислав Заиченко в Мониторинге инновационной активности субъектов инновационного процесса.
49-ое
место заняла Россия в рейтинге The Global Innovation Index 2014, поднявшись на 13 пунктов по сравнению с 2013 годом.
Осваивать инновации помогают дети
18 июля в Сиднее состоялась презентация The Global Innovation Index 2014. Соавторами работы, анализирующей уровень инновационного развития различных стран мира, стали исследователи из Вышки — первый проректор ВШЭ Леонид Гохберг и научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Валентина Полякова.
Какой должна быть платформа для международной кооперации
Технологические платформы позволяют их участникам более эффективно распределять ресурсы в цепочке создания добавленной стоимости. Этот инструмент реализации научно-технической политики стал применяться в начале нулевых в Европе, а затем, с опорой на ее успешный опыт, — в России. В ИСИЭЗ ВШЭ прошел международный семинар «Развитие сотрудничества между российскими и европейскими технологическими платформами».
Пообщаться с лидерами мирового бизнеса
20-22 июня прошел Петербургский международный экономический форум, в котором приняли участие студентки ВШЭ Алиса Прохорова и Яна Нурсубина, слушательницы общеуниверситетского факультатива «Теория и практика взаимодействия бизнеса и власти». Публикуем их впечатления от форума.
Развитие технологий: грамотный прогноз
21 мая в Высшей школе экономики состоялось рабочее совещание, посвященное прогнозу научно-технологического развития России до 2030 года.