• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Развитие ДПО в Вышке: в основе — управленческая и образовательная аналитика

Развитие ДПО в Вышке: в основе — управленческая и образовательная аналитика

© Высшая школа экономики

В апреле состоялась проектно-аналитическая сессия, посвященная итогам и перспективам развития дополнительного профессионального образования в университете. Ее участники обсудили, какие шаги необходимо предпринять, чтобы амбициозные цели, обозначенные в Программе развития НИУ ВШЭ в части роста сегмента ДПО, были выполнены, а в идеале даже перевыполнены. В роли модератора выступил старший директор НИУ ВШЭ Андрей Лавров.

Рынок растет, диплом Вышки в цене

Руководители консалтингового агентства ProductHub Евгений Паршин и Никита Булгаков представили результаты исследования, посвященного анализу рынка ДПО и положению НИУ ВШЭ на этом рынке.

Один из ключевых выводов — рост рынка в денежном выражении с 2019 по 2023 год на 65%. С 2021 года заметно выросла доля компаний EdTech, при этом рынок смещается в краткосрочные и практико-ориентированные программы, в которых преобладают следующие направления: дизайн и искусство, IT, маркетинг и коммуникации, анализ данных. Прогнозируется, что к 2030 рост составит еще 100–150%, точки роста — крупные города (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тюмень).

Сильные стороны НИУ ВШЭ, выявленные в ходе анализа, — прежде всего широкий спектр программ (более тысячи, и здесь Вышка опережает другие вузы); преподаватели; признание на российском и мировом уровне. «Диплом или сертификат Вышки ценится высоко. Если человек прошел здесь обучение, он обладает необходимыми знаниями», — констатировал Никита Булгаков. Слушатели программ ДПО ВШЭ также высоко оценивают гибкость формата обучения, легкость заключения договора.

По итогам опроса целевой аудитории ДПО отмечено, что люди готовы учиться чаще. Неожиданный вывод — в будущем году жители Санкт-Петербурга готовы платить за обучение больше, чем жители Москвы. Из всех форматов лидирует онлайн. Аргументами в пользу госвузов (при сравнении с EdTech) являются опыт взаимодействия с ними и репутация.

ProductHub рекомендует организаторам ДПО в НИУ ВШЭ фокусироваться на коротких программах (до 2–3 месяцев), активнее экспериментировать с ИИ, новыми форматами и процессом обучения, предоставлять слушателям как можно больше гибкости в графике, персонализировать программы под каждый сегмент.

«Качественный контент и качественная упаковка»

Еще одна рекомендация ProductHub — обратить внимание на опыт корпоративных университетов, потенциальных лидеров в трансформации ДПО. Результаты исследования «Корпоративные университеты России — 2024» представила заместитель директора ВШБ НИУ ВШЭ Наталья Шумкова, один из авторов исследования, проведенного при финансовой поддержке СберУниверситета. 58 корпоративных университетов ведущих компаний и правительств субъектов Российской Федерации приняли участие в исследовании волны 2024 года.

Наталья Шумкова
© Высшая школа экономики

Шумкова отметила, что в течение трех лет среднегодовой бюджет корпоративного университета остается стабильным (1,1–1,2% ФОТ), несмотря на экономическую и политическую неопределенность. Целевой аудиторией корпоративных университетов крупного российского бизнеса совокупно является более 3,5 млн трудоспособных граждан России, и предназначены они для всех сотрудников компании, а не только для управленческого состава. Многие КУ не отказываются от работы с внешними клиентами, развивая таким образом свою образовательную экосистему, и вовлекают в свои программы сотрудников компаний-клиентов, поставщиков, студентов партнерских вузов и ссузов, школьников.

Доля онлайн-обучения составляет 64% и включает в себя онлайн-курсы, видеоролики и другие образовательные решения в том числе в формате микрообучения, которые помогают работать по принципу «изучил сегодня — применил завтра». Более 70% программ в портфеле корпоративного университета интегрируют в себе несколько типов навыков: цифровые, социальные и профессиональные, при этом доля профессиональных навыков составила 55%.

Отвечая на вопрос модератора, есть ли в корпоративном обучении место для проектов крупного бизнеса с госвузами, Наталья Шумкова отметила, что взаимодействие компании с вузами и ссузами является одним из видов деятельности корпоративного университета, это подтвердили 62% участников исследования. НИУ ВШЭ, включая Высшую школу бизнеса, является наиболее востребованным вузом, бизнес-школой в рамках образовательного партнерства. По мнению эксперта, это отношения партнерства, а не конкуренции: «Каждому корпоративному университету нужен внешний сильный партнер для определенных целевых аудиторий, который обладает экспертизой не только в предмете, но и в создании качественного образовательного опыта».

ДПО как драйвер развития Вышки

Андрей Лавров в своем докладе констатировал, что за последние несколько лет в университете изменилось отношение к дополнительному образованию как к одному из ведущих направлений деятельности, особенно с учетом зафиксированных в интегрированной Программе развития НИУ ВШЭ показателей по ДПО: к 2030 году контингент обучающихся в этом сегменте должен вырасти в 2 раза, а доходы — в 2,5 раза. При этом было отмечено, что в области основного профессионального образования как раз есть ограничения в росте контингента, а следовательно, и доходов, что открывает новые возможности для факультетов при усилении внимания к развитию дополнительного профессионального образования.

Андрей Лавров
© Высшая школа экономики

В 2024 году в университете была зафиксирована рекордная динамика роста доходов от ДПО — 22%. По оценке Андрея Лаврова, это позволяет выйти на хорошую траекторию и в перспективе выполнить заданный КПЭ, но о суперопережающих темпах говорить пока рано. Исключение — нижегородский кампус, где рост составил 127%. «Точкой применения наших усилий должны быть программы в расчете на те регионы, где Вышка присутствует и где может присутствовать благодаря онлайну, сетевым ресурсам и университетским партнерствам», — считает старший директор НИУ ВШЭ.

По его оценке, люди хотят учиться «не один раз два года и на всю жизнь, а по три дня два-три раза в год всю жизнь». Важный тренд — рост категории слушателей 45+, важной и зачастую платежеспособной аудитории, рынок для которой сегодня практически пуст.

Андрей Лавров подчеркнул, что корпоративная информационная система (КИС) ДПО, действующая в Вышке, позволяет организовать управление на основе данных, и к этому надо стремиться. «Мы открыты к диалогу, — обратился он к коллегам из подразделений. — Если есть запрос на данные по вашим программам, обращайтесь в Операционное управление ДПО». В числе задач общеуниверситетской программы «Фонд развития ДПО» — стимулирование анализа и прогнозирования, качественное обновление системы ДПО, новые форматы и технологии.

Старший директор также сообщил, что в структуре PR-блока будет создано Управление операционного маркетинга, которое окажет подразделениям поддержку в создании продукта, его продвижения и продаж. Планируется запустить Акселератор программ ДПО, в рамках которого по желанию подразделений будет организована совместная работа по созданию новых продуктов и переупаковке действующих.

Основано на данных

Об использовании аналитики в ДПО как основы принятия управленческих решений рассказала начальник Операционного управления ДПО НИУ ВШЭ Оксана Жгун.

Она пояснила, что сейчас КИС ДПО содержит лишь таблицы с данными, но на их основе может быть сформирована управленческая аналитика для руководителей подразделений, которая поможет им понять ситуацию с портфелем программ, контингентом, финансами. Например, можно будет оценить эффективность вложения интеллектуальных и финансовых ресурсов в те или иные программы, понять, почему некоторые слушатели бросают учебу, и т.д.

Оксана Жгун
© Высшая школа экономики

Первый шаг уже сделан — создана система дашбордов, на которых данные отражаются в виде инфографики и регулярно обновляются. Операционное управление ДПО готово подключить к ним коллег по запросу в тестовом режиме. «Это поможет находить инсайты для дальнейшего развития портфеля программ и его обновления», — отметила Оксана Жгун.

Она уточнила, что достоверность и чувствительность данных зависит от качества работы менеджеров в учетной системе — насколько оперативно и корректно они формируют и обновляют информацию о заключении договоров, приказах о зачислении, дополнительных соглашениях со слушателями и прочем.

Помимо управленческой аналитики, есть образовательная аналитика — системный процесс сбора, анализа и интерпретации данных об учебной деятельности для повышения эффективности образовательных процессов. Для комплексного анализа здесь важны данные не только из LMS, но и из учетной системы.

Оксана Жгун подчеркнула, что Операционное управление ДПО продолжает оставаться открытым для консультаций по вопросам развития ДПО в подразделениях.

Вам также может быть интересно:

Исчезнувший сигнал: как солнечная активность заглушила радиоголос Земли

Исследователи из НИУ ВШЭ и ИКИ РАН проанализировали данные спутника ERG (Arase) за семь лет и впервые подробно описали новое радиоизлучение Земли — гектометровый континуум, открытый в 2017 году. Выяснилось, что это излучение возникает спустя несколько часов после заката и исчезает через 1–3 часа после восхода Солнца. Чаще всего его фиксировали в летние месяцы, реже — весной и осенью. Однако к середине 2022 года, когда Солнце вошло в фазу повышенной активности, излучение полностью исчезло, но ученые предполагают, что сигнал может вернуться. Исследованиео публиковано в журнале Journal of Geophysical Research: Space Physics.

Студенты-культурологи прошли полевую практику в исследовательской экспедиции Лицея ВШЭ


Две недели студенты образовательной программы «Культурология» Высшей школы экономики провели в старинном поморском поселке Умба на Мурманском берегу, где руководили проектными группами учеников Лицея Вышки. Учащиеся факультета гуманитарных наук помогли лицеистам в изучении местной культуры, исторической памяти и трансформации ценностей.

Физики из ВШЭ рассказали, как управлять вихрями в двумерной турбулентности

Как поведение турбулентных потоков меняется под действием внешнего воздействия, выяснили исследователи Института теоретической физики имени Л.Д. Ландау РАН и факультета физики НИУ ВШЭ. Они показали, что даже небольшое подкручивание извне может стабилизировать систему, продлевая жизнь крупных вихрей. Такие результаты помогут точнее моделировать атмосферные и океанические потоки. Работа опубликована в журнале Physics of Fluids.

Всероссийский лекторий РНФ стартовал в НИУ ВШЭ

С 20 по 24 октября Российский научный фонд проводит ежегодный всероссийский лекторий, в рамках которого его грантополучатели выступают с открытыми лекциями в научных и образовательных организациях по всей стране. Первое мероприятие лектория состоялось в Высшей школе экономики и было посвящено грантовой поддержке университетов: междисциплинарным исследованиям и кооперации с индустриальными партнерами.

«Союз аграриев и айтишников не просто возможен, но чрезвычайно продуктивен»

В Московском институте электроники и математики им. А.Н. Тихонова (МИЭМ) ВШЭ завершился студенческий хакатон “Technoforge: AgroTECH”, организованный совместно с группой компаний «ЭкоНива». В течение 15 дней студенты из 32 ведущих вузов работали над технологическими прототипами для решения реальных задач агропромышленного комплекса.

Российские ученые изучили различия в объеме поражений мозга после инсульта у детей разного возраста

Команда российских ученых и медиков при участии Софьи Куликовой из НИУ ВШЭ в Перми сравнила объем и характер поражений мозга у детей, перенесших инсульт в первые четыре недели жизни и в возрасте до двух лет. Выяснилось, что чем младше ребенок, тем обширнее зоны поражения мозга, особенно в лобных и теменных долях, отвечающих за движение, речь и мышление. Исследование, опубликованное в журнале Neuroscience and Behavioral Physiology, помогает понять, как возраст влияет на характер и масштаб поражений, и закладывает основу для разработки персонализированных программ реабилитации после инсульта в раннем детстве.

«Практическое руководство по построению бизнеса и ведению переговоров в Китае»

Школа международного сотрудничества НИУ ВШЭ реализовала интенсивную программу повышения квалификации «Восточная перспектива: конкурентные стратегии бизнеса и сегментация рынка в Китае». Ее слушателями в рамках корпоративного проекта обучения SKA (Skills, Knowledges, Attitudes) стали сотрудники Группы «Илим» — крупнейшей целлюлозно-бумажной компании России.

«Искусственный интеллект» — лидер по итогам приема на онлайн-программы НИУ ВШЭ

Онлайн-магистратура «Искусственный интеллект» факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ показала рекордные результаты. В этом году на нее подали документы 987 абитуриентов — это абсолютный максимум среди всех магистерских программ Вышки. К обучению приступил 351 первокурсник, что обеспечило программе лидирующую позицию по общему объему приема среди онлайн-магистратур университета.

«Поворот прочь от стереотипов»: в Москве прошла конференция «Исследуя сообщество глухих»

В московском Доме культуры «ГЭС-2» 17–19 октября прошла Третьяежегодная междисциплинарная конференция «Исследуя сообщество глухих — 2025: на периферии внимания», организованная при участии Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ. На открытии мероприятия выступила проректор НИУ ВШЭ Ирина Мартусевич.

Магистратура объединяет: вышел сборник исследований студентов ВШЭ, Университета Кампинаса и Университета Цинхуа

Студенты магистерской программы ИСИЭЗ ВШЭ «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» совместно с Университетом Кампинаса (Бразилия) и Университетом Цинхуа (Китай) выпустили сборник исследований “Being Innovative or Being on the Safe Side — Managing the Risk of Failure”. Авторы проанализировали восприятие рисков и готовность к инновациям в организациях с учетом культурного контекста.