«Нужно иметь знания, навыки и компетенции, чтобы построить успешный бизнес на рынках Востока»
Экспертный клуб НИУ ВШЭ «Восточная перспектива» провел первое мероприятие — бизнес-сессию, посвященную запуску и развитию успешного бизнеса в Индии. Клуб был создан экспертами Вышки для обсуждения инструментов, трендов и инсайтов по сотрудничеству России со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки. Перед участниками выступили эксперты, имеющие многолетний успешный опыт работы на индийском рынке в интересах крупнейших мировых корпораций.
Первое мероприятие «Восточной перспективы» не случайно было посвящено Индии. Сегодня эта страна является самой быстрорастущей экономикой мира среди стран — участников «Большой двадцатки» с более чем 7-процентным ежегодным ростом ВВП, растущим потребительским рынком и высокими темпами технологического прогресса. Это открывает уникальные возможности для российских компаний, подчеркнул модератор мероприятия, заместитель директора по маркетинговым коммуникациям НИУ ВШЭ Дмитрий Чубаров.
![](/mirror/pubs/share/direct/1010701795.jpg)
Индия является одной из самых перспективных стран для предпринимателей, планирующих начать или развивать свое дело.
Ведущие мировые эксперты сегодня называют эту страну «рынком миллиардов шансов», рассказала доцент Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Ольга Харина. «Индию многие страны хотят иметь в качестве партнера, и это успешно уже делают западные страны. Поэтому нам тоже нужно сейчас использовать этот шанс в своих интересах — интересах бизнеса и, конечно же, государственных», — отметила она.
Сегодня динамика развития отраслей Индии такова: доля промышленной продукции в структуре импорта достигает 50%, ежегодный рост индустрии красоты составляет 76%, доля финтеха в объеме привлеченного финансирования среди стартапов — 40%, а доля e-commerce в объеме привлеченного финансирования среди стартапов — 20%. Средний возраст населения этой страны — 28 лет, что делает ее одним из крупнейших рынков труда в мире. Около 70% населения составляет молодежь в возрасте до 35 лет.
В 2023 году на Индию приходилось более 40% всех продаж смартфонов в Азии. Ожидается, что к 2025 году число интернет-пользователей в Индии достигнет 700 млн. Уже сейчас их порядка 450 млн, а мобильных пользователей — 1,2 млрд. Индийский рынок смартфонов — самый быстрорастущий в мире. Кроме того, в 2020 году был принят план развития транспортной инфраструктуры на 1,4 трлн долларов, что включает улучшение дорог, железнодорожных линий и аэропортов. Экспорт текстиля к 2027 году достигнет 100 млрд долларов. Индия занимает второе место в мире по производству сырой стали, третье место — по величине авиационного рынка. Стоимость химической и нефтехимической промышленности достигает 1178 млрд долларов, а экспорт автокомпонентов — 13,3 млрд.
Ольга Харина рассмотрела несколько кейсов, связанных с развитием бизнеса российских предпринимателей в Индии. Их опыт показал, что получение всех необходимых разрешений для работы в этой стране — более сложный процесс, чем ожидалось. Важно также учитывать особенности работы с местными регуляторными органами и тщательно изучить законодательство и налоговые процедуры.
![](/mirror/pubs/share/direct/1010701853.jpg)
Также Ольга Харина представила «карту сокровищ» индийских штатов, каждый из которых имеет свои экономические особенности и законы. Так, штат Махараштра (где находится финансовый центр Мумбаи) — крупнейший налогоплательщик и важный центр для бизнеса. Штат Уттар-Прадеш — самый густонаселенный (более 220 млн человек), но экономика в основном аграрная. Штат Гуджарат — лидер в производстве и экспорте таких товаров, как химикаты, нефтехимия и текстиль.
«Индия находится в центре Южной Азии и имеет стратегическое положение как ворота между Восточной и Западной Азией. С выходом к Индийскому океану она играет ключевую роль в торговле и транспорте между странами Центральной Азии, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Восточной Африки. Россия и Индия поддерживают тесные экономические связи, которые укрепляются с каждым годом. В последние годы подписаны различные соглашения о взаимной торговле, а также о стратегическом партнерстве в сфере энергетики, обороны и технологий», — подчеркнула докладчица.
Что касается наиболее перспективных направлений для бизнеса, то Индия — один из крупнейших потребителей энергоносителей, и российские компании могут развивать свою деятельность в сфере поставок нефти и газа, а также участвовать в энергетических проектах. Также Россия может предложить свои разработки в области IT и инновационных технологий, особенно в сфере искусственного интеллекта, машинного обучения и блокчейна. Кроме того, Индия является важным импортером сельхозпродукции, и российские компании могут поставлять туда зерновые, рыбу, мясо, молочные продукты. В то же время индийские технологии в агробизнесе могут быть полезны для российских фермеров.
Индийское правительство активно поддерживает программу “Make in India”, ориентированную на развитие производства и стимулирование иностранных инвестиций в стране.
![](/mirror/pubs/share/direct/1010701856.jpg)
«Нужно иметь знания, навыки и компетенции, чтобы построить успешный бизнес на новых рынках, которые сейчас мы называем Глобальным Востоком, — дружественных нам рынках, которые поддерживаются как со стороны России, так и со стороны других стран», — подчеркнула профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, руководитель образовательных программ НИУ ВШЭ «Бизнес с Востоком» Наталья Гусева.
Она представила образовательные программы «Восточной перспективы» для предпринимателей, работающих со странами Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Индо-Тихоокеанского региона.
На сегодня университет предлагает три такие программы. Флагманская пятимесячная программа «Восточная перспектива: стратегия и тактика построения бизнеса» объединяет в себе опыт и практики выхода на новые рынки развитых стран Глобального Востока. Интенсивная трехмесячная программа «Восточная перспектива: основы построения бизнеса» направлена на получение практико-ориентированных знаний по развитию бизнеса, запуску международных проектов в различных секторах экономики со странами Глобального Востока. Трехнедельная программа «Восточная перспектива: практика построения бизнеса в Индии» сфокусирована на знаниях, стратегиях и практиках построения успешного бизнеса в Индии.
«У вас сформируется четкое понимание потенциала и специфики восточных рынков в зависимости от того, в какой компании вы работаете или какой стартап планируете делать. Выходя на новые рынки, предлагая свою продукцию и услуги, вы должны иметь четкое понимание векторов и потенциалов развития, особенностей финансовой и налоговой систем. Нужно понимать также основные политические тренды, особенности местного общества. Нужно четко оценивать экспортный потенциал, за счет чего вы будете конкурировать. Большинство российских компаний, которые имели опыт международного бизнеса, в основном были ориентированы на рынки Европы, а та стратегия конкуренции в основном основывалась на низкой цене, но на рынках Востока эта стратегия будет неэффективна», — подчеркнула Наталья Гусева.
![](/mirror/pubs/share/direct/1010701917.jpg)
Эксперт по разработке GR-инструментария и стратегий продвижения компаний на рынке Индии, представитель медиаконгломерата The Times of India Group в России Наир Девадатан рассказал об особенностях страны, на которые нужно обратить внимание бизнесменам, выходящим на этот рынок. Так, по его словам, в индийском обществе очень важны кастовость, религиозность и верования (например, предприниматели строят отношения с партнерами на основе астрологических гороскопов). Большое значение имеют и деловые связи: для выхода на рынок необходимо найти партнера из местных жителей — так компании удастся получить много преференций и более выгодные условия. «Индию надо понимать как Болливуд», — рассказал он. Вместе с тем в этой стране очень любят российскую культуру, особенно театр и экранизации.
По мнению Наира Девадатана, успеха в этой стране могут добиться не только крупные компании и средний бизнес, но и небольшие производства и даже предприниматели-одиночки — такие примеры уже есть. При этом индийских потребителей может заинтересовать абсолютно любой продукт, в том числе подсанкционный, или услуга — например, из индустрии красоты или сферы искусств, образования или туризма.
«Продвигать Россию — само по себе бизнес. Вся наша молодежь использует соцсети, поэтому вам нужно обратить на это внимание», — убежден он.
В заключение Дмитрий Чубаров пригласил слушателей бизнес-сессии пройти образовательные программы Вышки, посвященные Востоку. «Та экспертиза, тот опыт и те кейсы, о которых будет идти речь, будут основаны не на абстрактных учебниках, а на ежедневной успешной практике как российских, так и международных компаний, которые сегодня работают на индийском рынке», — резюмировал он.
Вам также может быть интересно:
Культурный код Поднебесной: как вести бизнес в Китае
К 2035 году Китай обгонит США по размеру ВВП и станет крупнейшей экономикой мира. Сегодня в этой стране свыше 108 млн предпринимателей и 50 млн промышленных предприятий. В прошлом году рост экономики составил 4,8%. Это открывает уникальные возможности для российских компаний. Как выйти на один из самых перспективных рынков, рассказали эксперты Вышки.
Карта сокровищ страны миллиарда шансов
23 января состоится первое мероприятие экспертного клуба НИУ ВШЭ «Восточная перспектива» — бизнес-сессия, посвященная запуску и развитию успешного бизнеса в Индии. Ведущие мировые эксперты сегодня называют эту страну рынком миллиарда шансов. Спикеры представят слушателям пять главных шагов при изучении рынка, топ-3 эффективных стратегий и географию самых перспективных отраслей и возможностей.
«Создать прочные связи»: Вышка расширяет горизонты образовательного сотрудничества с Индией
Представители Института образования ВШЭ посетили ведущие индийские вузы — Делийский университет, Университет Джавахарлала Неру, Глобальный университет О.П. Джиндала, а также несколько научных центров. Сотрудники Высшей школы экономики провели гостевые лекции, посвященные системе образования в России, ее особенностям и возможностям для иностранных студентов. Визит был нацелен на укрепление академического сотрудничества между странами.
«Сотрудничество позволит расширить академическое партнерство и усилить отношения России и Индии»
НИУ ВШЭ первым из российских вузов подписал соглашение о сотрудничестве с Индийским технологическим институтом Бомбея (IIT Bombay). Высшая школа экономики и ведущий вуз Индии заключилидоговор о сотрудничестве для проведения совместных исследований и развития академических и культурных взаимоотношений. Подписи на документе поставили директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Анна Тышецкая и руководитель IIT Bombay Субхасис Чаудхури.
Нина Гупта выступила на сотом семинаре по алгебраическим группам преобразований ФКН ВШЭ
Выдающийся индийский математик профессор Нина Гупта выступила с докладом на юбилейном, сотом семинаре по алгебраическим группам преобразований, организованном Научно-учебной лабораторией алгебраических групп преобразований факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ. Работой семинара, который НУЛ проводит регулярно с 2020 года, руководят заведующий лабораторией, декан ФКН профессор Иван Аржанцев и старшие научные сотрудники лаборатории Сергей Гайфуллин и Александр Перепечко.
НИУ ВШЭ открыл научно-исследовательский хаб в Делийском университете
Высшая школа экономики и Делийский университет заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве и совместных действиях. Также в рамках договора в вузе-партнере из Индии начнет работать большой научно-исследовательский хаб.
«Цель сотрудничества Вышки и индийских университетов — достойное будущее наших стран»
11 апреля в Нью-Дели открылся Российско-индийский образовательный саммит, который объединяет университеты России и Индии. В церемонии открытия приняли участие чрезвычайный и полномочный посол РФ в Индии Денис Алипов, замминистра просвещения РФ Денис Грибов, заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов, представители индийских и российских вузов, включая делегацию Высшей школы экономики.
«Давайте сегодня радоваться жизни»
В конце марта в кампусе университета на Покровском бульваре состоялся фестиваль красок Холи, организованный Дирекцией по интернационализации по инициативе Индийского клуба ВШЭ. Праздник прошел совместно с Культурным центром им. Джавахарлала Неру при посольстве Индии в Москве.
Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования
НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.
«Нам удалось ухватить разнообразный ландшафт высшего образования в Индии»
Делегация НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург посетила индийские вузы. Представители питерской Вышки побывали в восьми университетах, провели 11 встреч с руководством, преподавателями и научными сотрудниками. Участники поездки рассказали о впечатлениях, достигнутых договоренностях, культурных особенностях Индии.