Большая игра для политических менеджеров: в НИУ ВШЭ разработан тренажер для госуправленцев
Для платформы ДПО Высшей школы экономики специалистами Центра политических компетенций разработан цифровой тренажер «Профессиональные компетенции в политическом управлении». Пользователи тренажера смогут отработать свои навыки в безрисковой виртуальной среде и получат возможность в дальнейшем совершенствоваться в ходе обучения на программах Вышки.
Этот тренажер — единственный в своем роде образовательный инструмент, уникальный по форме, наполнению и содержанию.
Игорь Школьников
«Принципиальное отличие нашего тренажера в том, что здесь не простое, линейное прохождение заданий, и результат – это не просто правильный или неправильный ответ. Такова специфика политического управления как особого вида управленческой деятельности. Тренажер моделирует разного рода ситуации, требующие принятия управленческих решений, исходя из понимания основных механизмов политического менеджмента. В основе всех упражнений лежат кейсы из реальной управленческой практики», — пояснил руководитель Центр политических компетенций НИУ ВШЭ, руководитель проекта Игорь Школьников.
Заходя на платформу тренажера, участник попадает в виртуальный регион и на время игры становится специалистом по управлению социальными и политическими процессами. Здесь он столкнется с четырьмя проблемными ситуациями, игровыми кейсами, которые ему предстоит разрешить. При этом содержание сфокусировано на проблематике политического сопровождения управленческих решений.
Моделируемые ситуации представляют собой комплексную задачу, требующую панорамного взгляда на управленческую деятельность при выработке решений. Эти игровые вызовы — аналоги реальных задач.
Первый кейс — вступление в должность и анализ информационного, коммуникационного и политического пространства в зоне ответственности. Он нацелен на оценку стратегического мышления. Второй кейс — организация работы штаба и коммуникации во время чрезвычайных ситуаций. Игрок попадает в условия форс-мажорных обстоятельств, когда требуется быстрое принятие тех или иных управленческих решений, от взаимодействия с внешней средой через средства массовой информации, до координации работы внутри органов власти. Третья игровая ситуация — организация работы команды и управления проектом во время мероприятия «День молодёжи». Здесь тестируются компетенции, связанные с проектной деятельностью в сфере молодежной политики. Четвертый кейс — формирование бюджета и оценка политических последствий выработанных управленческих решений и распределение ресурсов. Задания направлены на отработку аналитических способностей, выстраивание отношений в команде.
Каждое упражнение состоит из нескольких смысловых блоков: описание ситуации и вводные данные, шаги-задания, на которых игрок принимает решения, работа в параллельном потоке информации. Итоги выполнения упражнения — финальный блок, в котором игрок получает обратную связь о личной эффективности и о проявление профессиональных компетенций.
Участники принимают решения и сразу видят эффекты от них, а по окончании игры в процессе разбора полученных результатов, эффективных и ошибочных решений, преподаватель даст им качественную обратную связь.
«В основе оценки прохождения слушателями тренажера лежит специально разработанная экспертами Центр политических компетенций модель профессиональных управленческих компетенций со сферой их применения – политическое управление. Соответственно, по итогам прохождения всех упражнений слушатель получает аналитический отчет об уровне развития его собственных управленческих компетенций по тем или иным базовым уровням», — рассказал Игорь Школьников.
Иван Епифанов
«Особенность данного проекта в том, что вместе с экспертами Высшей школы экономики мы попытались алгоритмизировать сложно формализуемую сферу политического управления. В этой сфере нет универсальной формулы и единственно правильного ответа, но есть «оптика», которую можно передать через этот тренажер обучающимся — что можно увидеть в той или иной политической ситуации, какие риски могут возникнуть при принятии решений. Также, он может научить влиять на ситуацию более «тонко» посредствам инструментов политического управления, а не только административными способами», — комментирует Иван Епифанов, руководитель проекта от компании разработчика SIMULIZATOR.
Людмила Александрова
«Политический тренажер может гибко встраиваться как в программы ДПО, так и в основное образование так как предполагает практическую тренировку профессиональных навыков политического менеджмента, коммуникации, принятия решений, управления в нестандартных ситуациях. Также может выступать отличным ассессмент-инструментом благодаря комплексной оценки кейсов и развивающей обратной связи по результатам принимаемых решений в ходе игры. Технические и методические решения, реализованные в тренажере, позволяют даже устраивать крупные образовательные события такие как деловые игры, кейс-чемпионаты, управленческие тренинги» — дополняет Людмила Александрова, руководитель проекта ОУ ДПО.

Проект реализован в рамках программы «Фонд развития ДПО». Тренажер был впервые представлен широкой публике в заключительный день финала Международного конкурса политического менеджмента «YouRule», который прошёл с 27 февраля по 2 марта 2025 года в стенах НИУ ВШЭ. Финалисты — участники 205 команд из университетов из 33 регионов России, Беларуси и Кыргызстана — получили возможность первыми пройти апробацию тренажера.