Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Учителя сбиваются в «цифровые стаи»: раскрыта тайная жизнь «невидимого колледжа» Москвы

Учителя сбиваются в «цифровые стаи»: раскрыта тайная жизнь «невидимого колледжа» Москвы

© iStock

Тысячи московских учителей формируют виртуальные «цифровые стаи» и даже не подозревают об этом. Педагог и исследователь Евгений Патаракин раскрыл это явление в своей новой монографии. Книга вышла в издательстве МГПУ. Автор создал ее вместе со студентами курса «Построение сетевых сообществ», который проходит на базе Института образования ВШЭ. Они выяснили, что в эпоху цифровых платформ учебные материалы больше не рождаются в кабинетах одиночек. Теперь знания появляются благодаря коллективному творчеству людей, которые могут никогда не встречаться лично.

Представим себе футбольное поле, где мяч передается от игрока к игроку. Каждое касание — цифровой след, каждый пас — связь между людьми. Именно так работают современные образовательные платформы: документ или сценарий урока становится тем самым мячом, который объединяет учителей из разных школ.

Евгений Патаракин

«Мы обнаружили, что 75% учителей, копирующих проекты друг друга, образуют единое сообщество — гигантскую компоненту», — отмечает Патаракин, который исследовал цифровые следы в Московской электронной школе (МЭШ).

Цифровой анализ показал удивительную картину: учителя, которые никогда не встречались лично, формируют невидимые, но прочные связи. Когда математик из Бибирево скачивает презентацию, созданную историком из Кузьминок, а потом дорабатывает ее, они становятся частью одной команды, даже не подозревая об этом.

В науке такие сообщества экспертов, связанных общими интересами, а не формальной принадлежностью к организации, называют «невидимыми колледжами». Термин родился еще в XVII веке и означает неформальные объединения ученых.

«Это как сложная самоорганизующаяся система, в которой каждый участник действует по своим правилам, но вместе они создают нечто большее», — объясняет Патаракин. В своих исследованиях он обнаружил, что учителя в цифровом пространстве образуют своеобразные «цифровые стаи» — группы, которые действуют согласованно, хотя их участники могут даже не подозревать о существовании друг друга.

Чтобы понять механизмы этого явления, исследователь разработал несколько виртуальных «песочниц» с помощью языков программирования Scratch, Snap! и других. В этих моделях цифровые персонажи, следуя элементарным алгоритмам, создают сложные структуры, поразительно напоминающие реальные образовательные сообщества.

Исследователь построил виртуальный мир с цифровыми учителями и сценариями уроков. Получилось что-то вроде компьютерной игры, где вместо фэнтезийных героев — педагоги, а вместо артефактов — учебные материалы. В этой модели можно настраивать, насколько доступны материалы для разных учителей: например, видят ли они только сценарии по своему предмету или могут обнаружить разработки коллег из других дисциплин.

Эти компьютерные модели имеют серьезное практическое значение. Они помогают создавать образовательные платформы, на которых знания распространяются эффективнее, а учителя быстрее находят и улучшают материалы друг друга. В таком мире коллективный разум тысяч педагогов превосходит возможности даже самых блестящих отдельных экспертов.​​