Работодатель должен видеть в сотрудниках людей, а не просто «ресурсы»
Почему менеджменту можно научиться только на практике, а лидерство не должно быть равно единоличию? Об этом студенты Вышки могли узнать на большой встрече с известным канадским профессором Генри Минцбергом и мастер-классах представителей крупных и международных российских компаний.
Мероприятие, организованное факультетом бизнеса и менеджмента ВШЭ, получило необычное название — HR-мальчишник. Но это название не должно вводить в заблуждение: среди нескольких десятков студентов, ставших его участниками, было много девушек. А «мальчишник», как пояснила организатор мероприятия Гульшат Суханова, составили главные спикеры встречи — руководители HR-подразделений восьми крупных российских и международных компаний и один заокеанский эксперт в сфере менеджмента. По телемосту из Монреаля со студентами общался профессор Макгиллского университета Генри Минцберг, известный во всем мире своими неординарными взглядами и исследованиями в области менеджмента.
Профессор Минцберг, строго говоря, не специализируется в сфере HR — он вообще заметил, что понятие human resources вызывает у него неприятие. Работников любой компании, на его взгляд, нужно воспринимать как human beings, личностей, а не как «ресурсы», сопоставимые с материальными.
Но значимость работы с людьми при таком подходе вовсе не уменьшается. Большая часть сессии вопросов и ответов, которую Генри Минцберг провел со студентами ВШЭ, касалась именно взаимоотношений внутри компании, проблем лидерства, доверия в коллективе, а также стратегий коммуникации с внешней публикой.
«Отрыв от коллектива», которым нередко страдают менеджеры высшего звена, может привести к печальным последствиям для бизнеса. Генри Минцберг привел пример авиакомпании, качество обслуживания на рейсах которой было крайне низким. Стюарды, вынужденные оправдываться перед пассажирами, утверждали, что они многократно обращались к руководству компании относительно этой проблемы, но реакции не было. Почему же глава компании сам не заметил проблем с сервисом, ведь он летал теми же рейсами? Оказалось, что он ни разу не летал экономическим классом, а всегда располагался в бизнес-классе, где обслуживание было на уровне. Хотя, как заметил Минцберг, главе авиакомпании «очень просто было бы поставить себя на место рядового клиента — он же не директор похоронного бюро».
Этот пример также вскрывает проблему лидерства, управленческой иерархии. «Я не утверждаю, что лидеры не важны, — сказал Генри Минцберг. — Проблема с лидерством в том, что само это слово «намекает» на единоличие, а мне это не нравится, даже если этот лидер замечательный человек, который прекрасно умеет всех мотивировать».
Главе авиакомпании «очень просто было бы поставить себя на место рядового клиента — он же не директор похоронного бюро»
Лидерство (leadership) нужно использовать для того, чтобы стимулировать communityship, когда каждый сотрудник ощущает себя важной частью компании. К чему может привести неуемное и неумное лидерство, видно на примере крупного канадского производителя авиационной и космической техники, который сначала уволил около 8 тысяч сотрудников и получил от государства помощь на миллиарды долларов, а потом выяснилось, что топ-менеджмент компании в это же время увеличил себе зарплату на 50 процентов. «Разве такими глупыми поступками укрепляют communityship? Они просто показали, что заботятся о себе, а не о будущем компании», — заметил Генри Минцберг. С этим же связана проблема доверия и делегирования полномочия внутри компании: если сотрудники не доверяют друг другу, если руководители не доверяют подчиненным и наоборот, то эффективно вести бизнес едва ли возможно.
Профессор Минцберг известен своим практическим подходом к менеджменту. Изучение теории управления, на его взгляд, важно, но научиться собственно управлять можно только на практике. «Бизнес-школы, как правило, занимаются тем, что учат молодых людей не столько менеджменту, сколько его функциональным составляющим — маркетингу, финансам, организационному поведению, отношению к персоналу и так далее», — отметил он.
С этим подходом согласны и многие из участников телемоста с профессором Минцбергом. «Мы вообще были в хорошем смысле в шоке, что у нас была возможность пообщаться с Минцбергом, ведь мы изучали его теорию, читали его учебник и статьи на первом курсе, — рассказала студентка второго курса факультета бизнеса и менеджмента Виталия Часовская. — Только на практике можно научиться навыками управления, но они при этом должны быть подкреплены теоретическими знаниями. И Высшая школа экономики тем и хороша, что мы можем получить достаточно практики путем решения кейсов и подготовки проектных работ, которые помогают нам развиваться».
После беседы с Генри Минцбергом студенты могли узнать еще больше об управленческой практике — мастер-классы для них провели руководители HR-направлений таких компаний, как «Билайн», Росатом, SAP, «Ланит», Tetra Pak, Adventum, Penny Lane и «Российский экспортный центр». Они также рассказали студентам о возможностях стажировок в их компаниях.
«Работодатели выразили готовность участвовать в подобных форматах, поскольку в результате подобного неформального общения, действительно, удается лучше присмотреться к студентам, — отметила Гульшат Суханова. — На мастер-классах представители компаний обменялись контактными данными со студентами и договорились поддерживать связь в дальнейшем».
Суханова Гульшат Назифовна
Преподаватель кафедры общего и стратегического менеджмента
Вам также может быть интересно:
«Миссия — создание российской школы исследований коучинга как помогающей практики»
В начале июля в Вышке состоялся первый выпуск специалистов, подготовленных на основе нового профессионального стандарта «Консультант в области управления персоналом» на программе профессиональной переподготовки «Коучинг в организации». Курс, разработанный департаментом психологии НИУ ВШЭ совместно с Центром дополнительного образования НИУ ВШЭ, длится девять месяцев и реализуется в онлайн-режиме.
«Бизнесу как живому организму нужна медицинская помощь»
В конце февраля кафедра менеджмента инноваций НИУ ВШЭ провела мастер-класс «Диагностируем и избавляемся от токсичного персонала». В мероприятии, организованном в рамках программы повышения квалификации в области инноваций и предпринимательства, приняли участие студенты и сотрудники Вышки.
Вышка и НовГУ запустили программу двух дипломов
В Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого прошло подписание соглашения о сотрудничестве с Высшей школой экономики. Основные его цели — реализация совместной образовательной программы по направлению «менеджмент» на базе НовГУ. Выпускники этого бакалавриата получат два диплома — НовГУ и НИУ ВШЭ.
В НИУ ВШЭ открылась базовая кафедра консалтинговой компании «Яков и Партнеры»
Базовая кафедра «Яков и Партнеры» НИУ ВШЭ будет готовить специалистов для работы в сфере менеджмента и консультирования. Под руководством преподавателей-практиков студенты смогут развить умения и навыки, необходимые для управления бизнесом в различных отраслях российской экономики. Обучение от ведущих экспертов из ключевых индустрий повысит конкурентоспособность выпускников Высшей школы экономики.
Около половины россиян считают себя избыточно квалифицированными
Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Елена Варшавская исследовала масштабы избыточного квалификационного несоответствия российских работников, а также его факторы и последствия. В работе использовались микроданные Комплексного наблюдения условий жизни населения (КОУЖ), проведенного Росстатом в 2018 году. Согласно полученным результатам, около половины занятых россиян чувствуют несоответствие между уровнем своей квалификации и той работой, которую они выполняют.
Ярослав Кузьминов и Александр Беглов открыли в Санкт-Петербурге «Горизонты возможностей»
30 января в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург стартовала образовательная программа «Горизонты возможностей» для победителей кадрового конкурса «Мой город — мои возможности». Перенять опыт ведущих экспертов Вышки и использовать его на благо Петербурга смогут сто молодых перспективных управленцев.
Авиакомпании в ответе. Одни авиакомпании заботятся о правах меньшинств, другие выживают
Авиакомпании по-разному добиваются лояльности пассажиров. Одни покупают учебники школьникам из бедных семей, другие переходят на биотопливо (а третьи вообще не берут на себя лишних обязательств). Социальная политика авиаперевозчиков во многом зависит от региона базирования, считает эксперт ВШЭ Наталия Гончарова. На основе ее исследования редакция IQ.HSE поделила мировые авиакомпании на семь типажей.
«Если мы не созидаем и не развиваемся, мы неизбежно деградируем»
ВШЭ предлагает абитуриентам большое количество магистерских программ по управлению и развитию бизнеса. О том, какими должны быть современные менеджеры и инноваторы, рассказывает заведующий лабораторией исследований науки и технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Джонатан Линтон.
В магистратуре ВШЭ будут готовить HR-менеджеров нового поколения
Студентов новой магистерской программы «HR-аналитика» научат управлять человеческими ресурсами с помощью анализа данных и машинного обучения.