«Никто не ожидал, что онлайн-образование получит такой мощный толчок к развитию»
17 марта на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалась тема «Высшее образование в условиях эпидемии: возможности цифровых технологий». Впервые за восемь лет семинар прошел дистанционно, в нем приняли участие представители китайских, американских и российских университетов.
Колоссальный вызов
«В Москве сегодня солнечный день, но город постепенно переходит на то, что мы называем социальным дистанцированием и самоизоляцией», – сообщил научный руководитель Института образования Исак Фрумин. Он напомнил, что накануне министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков подписал письмо с рекомендацией всем вузам перейти на распределенный, бесконтактный способ обучения.
Подобные изменения сейчас происходят во всем мире, число обучающихся, которое ими затронуто, приближается к миллиарду, что является колоссальным вызовом для системы образования. Школы и вузы закрываются, начинается дистанционное обучение, сопровождаемое множеством трудностей и побочных эффектов.
Возможности и сложности
Первая страна, в системе образования которой приняли все эти меры, – Китай. Как сообщил декан факультета образования Пекинского педагогического университета Чжу Сюдун, высшее образование в кратчайшие сроки было переведено в онлайн. Вместе с преподавателями работают ассистенты, настраивая студентов на полноценную работу.
«Дискуссии студентов с преподавателями в чатах не менее живые и интересные, чем раньше, когда они взаимодействовали очно», – отметил он.
«Мы давно занимаемся онлайн образованием, но никто не ожидал, что оно получит такой мощный толчок к развитию из-за вируса», – заявил Лиу Шухуа, заместитель директора Научно-исследовательского центра международного образования Чжэцзянского университета.
Директор Института информационных технологий ЮНЕСКО Тао Чжань надеется, что вирус скоро исчезнет, а новый опыт, приобретенный в Китае и других странах, будет ценен еще долго.
Впрочем, по оценке китайских коллег, финансовых и технических трудностей все же хватает. Ощущается недостаток качественного оборудования, далеко не все готовы к использованию новых инструментов. Есть напряжение в студенческой среде, тем более что часть студентов остается в общежитиях, а у многих из тех, кто разъехался по домам, нет хорошего интернета. Студенты, разумеется, не проводят эксперименты и не проходят практику на предприятиях.
В перспективе, считает Чжу Сюдун, нужно наладить сертификацию открытых образовательных ресурсов, учить преподавателей их использованию, поощрять взаимодействие между вузами и привлекать для организации онлайн образования внешних партнеров.
Между паникой и дельным советом
В онлайн переходят и американские университеты. Александр Сидоркин, декан педагогического колледжа Калифорнийского университета в Сакраменто, рассказал, что примерно 40% его преподавателей уже владеют новыми технологиями, еще 40% нуждаются в небольшой поддержке, а 20% не знают, что такое LMS (Learning Management System). Именно с ними активно работают сотрудники центра обучения преподавателей («методического кабинета»), зачастую перегружая информацией о своих «любимых игрушках». «В такой коммуникации важно соблюдать баланс между паникой и дельным советом», – считает Александр Сидоркин.
Игорь Чириков, директор проекта Центра исследований высшего образования Калифорнийского университета в Беркли, говорит, что переход в онлайн нужен не для повышения качества образования, а для минимизации рисков распространения вируса.
Сейчас самое сложное – избежать неразберихи, так что необходимо четко рассказывать студентам и преподавателям о новых правилах
Некоторым студентам университет выдал ноутбуки до конца семестра. «Общая рамка в Беркли задана, университет оплатил всем сотрудникам аккаунты в Zoom, а дальше преподаватели и образовательные программы сами определяют, как выстраивать взаимодействие со студентами», – рассказал он.
Не снижать интерактивность
По мнению Василия Третьякова, генерального директора Университета 20.35, самое простое, что сейчас могут сделать преподаватели, – транслировать свои лекции или записывать их и отдавать студентам. Так что самое опасное, с чем может столкнуться российская высшая школа, – снижение интерактивности.
«Повысить мотивацию, осознанность, ответственное отношение студентов к обучению будет предельно сложно, – считает он. – Может получиться так, что студенты только в конце семестра начнут смотреть записанные лекции и готовиться к экзаменам».
Чтобы этого избежать, нужно делать акцент на организацию групповой работы онлайн, считает эксперт.
Подумать о людях
Россия занялась организацией онлайн-обучения позже, чем многие другие страны, и это позволяет анализировать уже накопленный опыт, отметила директор по онлайн-обучению ВШЭ Евгения Кулик. В России есть порядка 1 тыс. качественных курсов, которые могут использоваться университетами, и сейчас идет проверка технологических систем: нужно понять, способны ли они обеспечить доставку контента до сотен тысяч учащихся.
«Это еще и проверка нашего человеческого отношения друг к другу. Многие люди попали в стрессовую ситуацию, обусловленную существенным изменением разнообразных процессов, и это накладывается на стрессовую ситуацию в обществе, возникшую в связи с эпидемией», – отметила Евгения Кулик.
По ее мнению, алгоритм перехода высшей школы в онлайн понятен, и главная задача – провести все изменения бережно по отношению к людям, сделав акцент на их обучение и поддержку.
Кулик Евгения Юрьевна
Директор Центра по онлайн-обучению