«Если не думать о потерянных возможностях, семестр проходит не так уж и плохо»
Международная академическая мобильность студентов уже давно является важной составляющей жизни Вышки. Ежегодно сотни учащихся ВШЭ отправляются в зарубежные университеты учиться по обмену. И даже сейчас, во время пандемии, многие из них не вернулись домой, а продолжают обучение в других странах. О вузовских общежитиях на карантине, лекциях и экзаменах в режиме онлайн студенты рассказали новостной службе портала.
Игорь Гладышкевич, 3 курс, факультет бизнеса и менеджмента
О начале карантина и разрушенных планах
Я улетел в Нидерланды в середине января (Игорь проходит обучение в университете Тилбурга – прим.ред.). Вернуться в Россию я планировал после 22 июня, когда закончится контракт по аренде комнаты в общежитии, но сейчас, из-за закрытых границ, я не знаю, когда попаду домой.
У правительства страны было три сценария развития ситуации в условиях распространения вируса. Один из них – всеобщий локдаун, но от него отказались. В королевстве был выбран так называемый «умный локдаун»: закрытие общественных мест (кафе, кинотеатры, музеи) в сочетании с мерами для соблюдения гражданами дистанции (штраф за нарушение – 390 евро) и т.д. Однако люди все равно могли выходить на улицу, гулять, заниматься спортом, передвигаться на общественном транспорте. Главное – сохранение дистанции и малочисленность группы (не больше двух человек). Некоторые кафе, кстати, продолжали работать в режиме «на вынос». Сейчас эти меры смягчаются.
Академическая мобильность – очное обучение студента вне основного факультета в зарубежном вузе с выездом к месту обучения, а также участие в непродолжительных семинарах, летних/зимних школах, оценка участия в которых выражена в кредитах и представлена в сертификате. В рамках международной академической мобильности студентам, отправляющимся на учебу за рубеж, могут быть зачтены без пересдачи результаты их обучения в зарубежных вузах.
Когда я узнал о вводимых ограничениях, сильных эмоций не было: мы все понимали, что рано или поздно это произойдет. Конечно, очень обидно, что пришлось разрушить огромное количество планов и потерять очень многое из того, что дает семестр по обмену. Но, с другой стороны, мне повезло. Многие из моих друзей не вернулись домой, как и я, и мы пытались и до сих пор пытаемся выжать все из этого семестра. Например, мы устроили трип на велосипедах до бельгийской границы, ездили на поля тюльпанов. Конечно, это лишь малая часть наших планов до кризиса, но все же это хоть что-то. Если не думать о потерянных возможностях, семестр проходит не так уж и плохо.
С самого начала я не рассматривал вариант возвращения домой: неважно, где учиться онлайн
Тем более, как я уже сказал, мои друзья остались здесь, и жилье (самая крупная статья расходов) у меня было оплачено заранее. Плюс, когда в России начались проблемы с вирусом, здесь все уже было стабильно. Единственный момент, из-за которого я думал вернуться, это вероятность застрять здесь на все лето. Однако я решил рискнуть и остаться, о чем совсем не жалею.
О жизни и учебе во время карантина
В моем общежитии осталось около 20% студентов по обмену. На моем этаже сейчас живут семь человек из 17, что очень много относительно других этажей (например, этажом выше остался всего один студент). Профилактику коронавируса у нас не проводят. Согласно правилам ты можешь рассчитывать на медицинскую помощь, только если твоя температура превышает 38 градусов и есть проблемы с дыханием. Даже если это коронавирус, ты не узнаешь об этом. Протестироваться на вирус или антитела по своему желанию тоже невозможно. Кстати, в конце февраля (в это время обнаружили первый случай заболевания в Нидерландах – в нашем городе), у всех студентов на моем этаже были симптомы простуды. Тогда еще никто не знал, что болезнь может не проявляться, поэтому всем было без разницы. Но сейчас, когда мы вспоминаем об этом, хочется думать, что мы уже переболели коронавирусом и можем не бояться. Но без теста на антитела – это все догадки.
Вся учеба сейчас в онлайне: пары проходят либо в формате веб-конференции, либо в виде записанных лекций. Экзамены мы также будем сдавать онлайн, через различные системы. На некоторых курсах будет использован прокторинг, но только лишь на малой части, так как студенты собрали практически 5 тысяч подписей под петицией против него. Преподаватели используют другие методы контроля за мошенничеством, например, короткие дискуссии со случайной выборкой студентов после экзамена или экзамены-эссе, в которых открытые большие вопросы составляют большую часть оценки (например, 70% на одном из моих курсов).
О связи с Вышкой и плюсах и минусах самоизоляции
В целом, в сложившейся ситуации я доволен общением с университетом, как минимум, нас не заставили завершить программу обмена. От международного офиса Вышки я получил информацию о различных вариантах действий, плюс я сообщил о своих планах на ближайшее время. Кроме того, мне предоставили контакты для обращения за помощью. Не могу сказать, что мне бы хотелось получить что-то еще. Мне кажется, что этого уровня поддержки вполне достаточно.
Все, что сейчас происходит, — это опыт. Попасть в такую несколько “аварийную” ситуацию в другой стране с людьми из разных стран — это как минимум интересно
Все равно я получаю академические навыки, положительные эмоции от общения с людьми - все то, для чего и нужен обмен. Из минусов выделю огромное количество потерянных возможностей, особенно в части путешествий и социальной жизни, так скажем. Однако я рад, что у меня было два месяца здесь до пандемии, и я их провел относительно активно, поэтому мой семестр не полностью был разрушен коронавирусом. И если не думать о всех этих проблемах, то все не так уж и плохо.
Иван Простаков, проректор НИУ ВШЭ
В настоящее время на программах исходящей мобильности в зарубежных партнерских университетах находится 192 вышкинских студента (на начало семестра было 339). Одновременно у нас в университете осталось 82 студента на входящей мобильности (было 218). География в обоих случаях в основном «европейская» (в «топе» – Франция, Германия, Италия).
Работа по организации мобильности на осенний семестр идет в обычном режиме. Большинство наших вузов-партнеров сохраняет существующие программы, хотя около 20 сообщили об их отмене или переносе. По количеству заявок и номинаций мы рассчитываем на сохранение уровня прошлого года, т. е. порядка 200-250 студентов на входящей мобильности и 300-350 на исходящей.
Разумеется, приходится принимать во внимание неопределенность развития эпидемиологической ситуации и действия миграционных ограничений. Именно поэтому мы готовимся к сценариям «виртуальной мобильности», т. е. ситуации, когда полностью или частично иностранные студенты будут участвовать в программах мобильности не выезжая из своих университетов. Речь идет не только о возможности онлайн-обучения, но и необходимости хотя бы частично «компенсировать» один из самых важных элементов программ мобильности: возможность быть включенным в университетскую жизнь, погружение в иную культурную и языковую среду. Именно поэтому мы хотели бы ввести в программы такие элементы, как дистанционная проектная работа с российскими студентами, онлайн-курсы по культуре и истории России, курсы русского языка. Мы исходим из того, что новые онлайн инструменты не являются какими-то экстренным решением, связанными только с мобильностью следующего учебного года. По всей вероятности, мы стоим в самом начале нового этапа в развитии международной студенческой мобильности, при которой онлайн – это не альтернатива, а важное дополнение, расширяющее границы и масштабы интернационализации университетов.
Зоя Ёлкина, 3 курс, факультет мировой экономики и мировой политики
О локдауне в Германии
Во Франкфурт я прилетела в конце января, так как здесь, во Frankfurt School of Finance & Management, семестр начинается уже в феврале – намного раньше, чем в других немецких вузах. Когда в марте в стране объявили карантин, для меня это было скорее обидно, чем страшно или пугающе. Мне хотелось принимать участие в студенческих инициативах, посмотреть страну, но все планы пришлось отменять. Родители, конечно, были более взволнованы, чем я. Когда люди из разных стран начали активно возвращаться домой, я и моя семья посчитали, что безопаснее оставаться там, где я сейчас, и не подвергать себя лишнему риску в аэропорту.
В это же время из Вышки мне прислали инструкцию с пояснением, что я должна сделать в случае, если хочу вернуться или, наоборот, остаться. Посоветовали встать на консульский учет.
О самоизоляции во Франкфурте и Москве
К сожалению, многое из запланированного на семестр по обмену у меня так и не получилось реализовать, обмен прошел в самоизоляции. Но есть и плюсы: в Германии самоизоляция никогда не была такой строгой, как сейчас в Москве, и некоторая свобода действий и передвижений все-таки была.
Об общежитии, дистанционной учебе и отношении местных
В моем общежитии из 60 студентов по обмену осталось 15, остальные вернулись в родные страны, большинство местных студентов тоже поехали по домам. Принимающий институт очень быстро начал действовать: были установлены контейнеры с антисептиками, на некоторое время остановилась работа корпуса. Сейчас здание открыто, но вход исключительно в масках. Дезинфекция тоже проводится каждый день.
Все учебные курсы очень быстро были переведены в онлайн-формат через платформу Zoom, там же сейчас проводятся экзамены. Конечно, у меня, по сравнению с другими студентами, нагрузка больше, так как сессия идет еще и в ВШЭ.
Местные жители на нас, зарубежных студентов, реагируют нормально. Франкфурт — интернациональный город и к иностранцам тут привыкли, поэтому никаких проблем не возникает.