На должность поступил: магистранты – о своей работе в подразделениях ВШЭ
Поступая на магистерские программы Вышки, абитуриенты могут рассчитывать на получение не только знаний и навыков, но и работы. Многие студенты очной магистратуры уже на первом курсе начинают работать в подразделениях университета, причем в большинстве случаев должность связана с выбранным направлением подготовки.
Стажер-исследователь
Студент магистерской программы Института образования ВШЭ «Экономика и управление образованием» (в этом году она вошла в состав новой программы «Доказательное развитие образования») Гарик Чахоян рассказывает, что уже в начале первого курса исследовательские центры и лаборатории института провели для студентов презентации, пригласив присоединиться к своим проектам в качестве стажеров-исследователей.
«Это напоминало одновременно ярмарку вакансий и road show, – вспоминает он. – Поскольку мне интересна тема развития навыков, я обратился к Илье Алексеевичу Коршунову – руководителю группы непрерывного образования взрослых Центра развития навыков и профессионального образования, прошел тестирование, и в ноябре прошлого года был принят на работу. Сейчас Илья Алексеевич – одновременно мой начальник и научный руководитель. В периоды повышенной учебной нагрузки, например, во время сессии, он относится с пониманием и идет навстречу, сокращая объем моих рабочих задач».
Сначала Гарик занимался аналитикой – агрегированием, обработкой и анализом количественных данных, составлял обзоры литературы. Со временем задачи усложнялись, и сейчас он проводит исследования, по итогам которых пишет статьи, участвует в экспертно-аналитическом сопровождении мероприятий федерального проекта «Новые возможности для каждого» нацпроекта «Образование». «Работа в Центре позволяет глубже погружаться в образовательную повестку и применять на практике полученные знания и навыки. Зарплата стажеров-исследователей конкурентна по меркам столичного рынка труда, зависит от объема и ценности выполняемой работы», – добавляет он.
Ведущий аналитик и менеджер
Ирина Блескина и Сергей Кириенко – сотрудники Дирекции по онлайн-обучению ВШЭ. На работу они устроились в 2017 году во время учебы в магистратуре: Ирина училась на образовательной программе «Электронный бизнес», а Сергей – на образовательной программе «Прикладная культурология».
«Совмещать учебу с работой было несложно, – вспоминает Ирина. – Пары в основном ставили по вечерам, а в период сессий можно было брать отгулы. Я получала полноценную зарплату наряду с другими коллегами, а это очень существенно, причем не только для студента. Тема онлайн-обучения мне близка, курсовые и дипломные работы были связаны с ней и в магистратуре, и в бакалавриате».
Сейчас Ирина – ведущий аналитик Центра вычислительных наук об образовании, работает с clickstream данными онлайн-курсов (данными о потоке кликов): занимается выгрузкой, обработкой данных, проводит исследования на этих данных. «У меня замечательные коллеги и руководители, у которых я многому научилась и продолжаю учиться», – отмечает она.
Сергей начал сотрудничать с Дирекцией по онлайн-обучению в качестве ассистента онлайн-курса «Культурология» по договору ГПХ и вскоре был принят в штат. «И во время учебы, и после окончания магистратуры мой заработок был достаточным, чтобы совершать накопления и в прошлом году с учетом уже накопленного взять ипотеку в Московской области», – отмечает он.
В качестве менеджера Центра прокторинга Сергей отвечает за взаимодействие с региональными вузами, его основные задачи – организация экзаменов и заключение сетевых договоров, а также проведение очных мероприятий для коллег из регионов. «Вузов, с которыми мы сотрудничаем, с каждым семестром становится все больше, – рассказывает он. – Возможно, в перспективе это направление оформится в отдельную структуру внутри дирекции или Центра прокторинга».
По оценке директора по онлайн-обучению ВШЭ Евгении Кулик, «Ирина является одним из основных исследователей в Центре вычислительных наук об образовании, а Сергей благодаря своим организаторским талантам стал незаменимым человеком в коммуникациях с региональными партнерами».
Инженеры
Мария Бубнова в этом году окончила магистерскую программу МИЭМ ВШЭ «Компьютерные системы и сети». Работать в Вышке начала еще в период учебы в бакалавриате (программа «Прикладная математика») на позиции учебного ассистента – помогала проверять самостоятельные и домашние работы студентов.
На первом курсе магистратуры стала сотрудником учебно-исследовательской лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем. «Работа и учеба – в одном здании, не нужно тратить времени на дорогу. Успеваешь выполнить необходимые задачи, а затем идешь на пары, – рассказывает Мария. – В мои обязанности инженера входит выполнение поручений руководителя лаборатории, работа на лабораторном оборудовании, помощь в проведении экспериментов. Сейчас я работаю на полставки и надеюсь, что удастся перейти на полную ставку».
Владимир Зунин только что окончил бакалаврскую программу «Информатика и вычислительная техника» и в этом году поступает на магистерскую программу «Компьютерные системы и сети». Трудовую деятельность в Вышке начал с позиции учебного ассистента, а в конце четвертого курса был также принят на должность инженера учебной лаборатории систем автоматизированного проектирования. Заработок, по его оценке, пока небольшой, но вместе с доплатой за работу ассистента и стипендией получается сумма, на которую можно прожить. К тому же появляется опыт работы и стаж.
«На работе я узнаю много нового – в том числе и то, что может понадобиться в процессе дальнейшего обучения, – говорит Владимир. – После поступления в магистратуру продолжу работать в лаборатории. В дальнейших планах – аспирантура и продолжение научной деятельности».