«За год обучения на едином треке у студентов изменился горизонт исследовательского видения»
Высшая школа экономики продолжает развивать новый формат поддержки студентов, выбравших исследовательскую карьеру, – единый трек обучения «магистратура – аспирантура». На первом курсе магистратуры для них будет выделено 75 мест – на две трети больше, чем год назад. Чем привлекателен единый трек, как на него поступить и каких успехов добились студенты, выбравшие его в прошлом учебном году, рассказал проректор ВШЭ Сергей Рощин.
Единый трек «магистратура – аспирантура» - важная новация в работе с молодыми научными кадрами не только для нашего университета, но и для российской высшей школы. Его главная задача – с первых дней учебы в магистратуре погрузить студента в работу над исследованием, которое должно завершиться защитой диссертации. Зарубежный аналог – программы Structured PhD с включенной магистерской подготовкой.
К реализации трека «магистратура – аспирантура» мы впервые приступили в 2020\2021 учебном году. Была поставлена задача отобрать талантливых студентов, которые еще в бакалавриате не только проявили интерес к исследовательской деятельности, но и продемонстрировали первые научные достижения.
Студенты, принявшие участие в конкурсе, сначала представляли свои исследовательские заделы в своих научных коллективах, в рамках аспирантских школ, и из более 200 человек рекомендации к поступлению на единый трек получили 90. Затем к анализу портфолио студентов подключились коллеги из других коллективов, в том числе проректоры, отвечающие за научную работу. В итоге были отобраны 45 человек, которые в равной мере представляют все аспирантские школы. Среди них есть не только выпускники бакалаврских программ ВШЭ - порядка 20% пришли к нам из других вузов.
Студенты, поступившие на «единый трек», сформировали свои индивидуальные учебные планы, в которые, помимо магистерских курсов, были включены курсы аспирантской подготовки и курсы, необходимые для продвижения в рамках выбранного научного исследования. Они встроились в научные проекты, реализуемые в подразделениях университета, выбрали научных руководителей своих магистерских диссертаций, то есть потенциальных руководителей кандидатских диссертаций.
В мае мы провели встречу со студентами единого трека, чтобы узнать, что изменилось в их жизни за прошедший год, что им удалось сделать. На встрече выступили порядка пятнадцати человек, и все они говорили, что за это время изменился горизонт их исследовательского видения. Поступая в магистратуру, они еще не понимали в полной мере, как вести исследования, как решать поставленные научные проблемы. Теперь же, общаясь со своими научными руководителями, в своих научных коллективах, они стали выстраивать свою работу на ближайшие 4-5 лет, хорошо понимая, куда она ведет и чем может завершиться. Почти все отметили свое продвижение в работе над исследовательскими проектами в первый год обучения, то есть на ранней стадии.
Радует, что практически у всех участников встречи уже есть те или иные исследовательские заделы, что они планируют завершить магистерский этап трека с опубликованными или с принятыми к публикации работами.
Студенты всерьез восприняли возможность сочетания обучения и исследовательской деятельности, они готовы демонстрировать академические результаты
Так что выбранная технология единого трека, на наш взгляд, оказалась эффективной, и теперь необходимо лишь уточнять детали – например, при выстраивании индивидуальных учебных планов больше внимания уделять их сочетанию с исследовательской проблематикой.
В 2021/22 учебном году набор на единый трек будет проведен по той же схеме, как и год назад. Каждая аспирантская школа определит, студентов каких магистерских программ она готова пригласить на единый трек. Подчеркну, что речь идет только о студентах, поступивших на места без оплаты обучения. Подать заявления и сформировать портфолио нужно будет до 15 сентября, после чего состоится отбор. Индивидуализация учебного плана, выбор научного руководителя, встраивание в научную работу в сочетание с обучением, стипендия 50 тыс. рублей – для тех, кто пройдет конкурс, все это предусмотрено, как и в прошлом году.
Единый трек «магистратура – аспирантура» в Вышке будет развиваться и дальше. Мы рассматриваем его как магистральный путь развития молодых коллег, как инструмент формирования аспирантуры с заблаговременным отбором кандидатов, как стандарт качества академической подготовки. Единый трек позволяет быстро преодолеть «школьно-учебную» стадию, которая иногда бывает характерна для магистерской подготовки, и сразу включиться в исследования. Надеюсь, что со временем мы сможем расширить ресурсные и организационные возможности этого проекта.
Для ряда студентов единый трек «магистратура – аспирантура» в ВШЭ – хорошая альтернатива обучению за рубежом на программах PhD, куда принимают сразу после бакалавриата. Поступать просто в магистратуру или в магистратуру с возможностью выбора серьезного исследовательского трека – это разные опции и с точки зрения индивидуального выбора, и в части возможностей, которые предоставляют выпускникам бакалавриатов российские университеты.
Уверен, что среди тех, кто сейчас поступает в нашу магистратуру, найдется немало желающих и достойных учиться по программе единого трека.
Рассказывают студенты
Алиса Кузьмина, студентка магистерской программы «Позитивная психология»
О том, чтобы стать ученым, я впервые задумалась еще в бакалавриате - на первом занятии по введению в психологию, которое вел Владимир Дмитриевич Шадриков. Он сказал, что наука - это в первую очередь искусство, что от исследователя требуется творческая смелость. Сразу после этой лекции я устроилась на работу в научно-учебную лабораторию (НУЛ) психологии способностей.
На третьем курсе на вопрос другого преподавателя «Кто хочет стать великим психологом?» я решительно ответила: «Я!» (про себя, разумеется). Возможные траектории и сегодня остаются для меня туманными, но год назад, когда научный руководитель рассказал мне про единый трек (или, как он его называет, «дабл трабл»), я поняла, что эта программа для меня. Судя по тому, что пройти конкурс мне удалось, я в достаточной мере сумела продемонстрировать это отборочной комиссии.
Надо признаться, что этот учебный год стал для меня настоящим испытанием. Социальная изоляция, минимум физической активности, высокая академичная нагрузка – уже в январе я с трудом могла выполнять намеченный план по работе над статьями. Но в тот период благодаря единому треку я ощущала поддержку родного университета, сохранила огонёк желания быть ученым, и с каждым днём он разгорается сильнее. До конца года успела написать и отправить в журналы две статьи, провести первую открытую лекцию и пройти аспирантский курс по философии науки.
Сейчас я веду междисциплинарные исследования на стыке психологии, лингвистики и компьютерных наук, работаю на факультете гуманитарных наук в НУЛ лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик, всё ближе подбираюсь к той теме, которая могла бы стать основой моей исследовательской программы. Хотелось бы обрасти контактами ученых, которым тоже интересна эта тема и мой взгляд на неё. Со следующего года начну преподавать авторский курс по машинному анализу текстов. Надеюсь создать на базе Департамента психологии группу студентов-исследователей, которые будут внедрять методы компьютерной лингвистики в исследовательскую работу психологов.
Сергей Трошин, студент магистерской программы «Науки о данных»
На третьем курсе бакалавриата я решил, что мне было бы интересно проводить исследования, благо на факультете компьютерных наук, в международных лабораториях, которые здесь созданы, такие возможности есть. Так я оказался в Центре глубинного обучения и байесовских методов, где предпринял первые попытки заняться наукой под руководством замечательных коллег - Екатерины Лобачевой и Надежды Чирковой.
На единый трек я поступал по рекомендации Екатерины. На тот момент я уже почти определился, что хочу и дальше развиваться в академической среде, учиться в аспирантуре в России, а единый трек только укрепил это стремление. Не был уверен, что меня выберут, так как от кандидатов ожидают хотя бы одну публикацию, а не просто желание заниматься наукой. Однако у меня на тот момент был препринт статьи и неплохой план исследований, мотивация, что позволило пройти конкурс.
Студентам единого трека нужно проявлять публикационную активность. Нам с Надеждой Чирковой по итогам года удалось опубликовать две статьи на ведущих международных конференциях на тему анализа исходных кодов программ с помощью глубинного обучения — я считаю это большим достижением. Наши исследования могут облегчить задачи разработчиков программного обеспечения, и мы планируем и дальше работать в этом актуальном направлении.
О наших работах я рассказал на аспирантском семинаре. Помимо учебы, стараюсь понемногу включаться в преподавательскую деятельность, на многих курсах был учебным ассистентом, вел семинарские занятия по машинному обучению, а в следующем учебном году буду вести научно-исследовательский семинар у студентов третьего курса. В ближайшие несколько лет хотелось бы продолжать работу в Центре глубинного обучения и байесовских методов, опубликовать пару узнаваемых статей, защитить кандидатскую диссертацию.
Валерия Кондратенко, студентка магистерской программы «Прикладные методы социального анализа рынков»
О едином треке я узнала от Диляры Ибрагимовой, у которой была учебным ассистентом, и в очень сжатые сроки собрала документы на конкурс. Самой сложной оказалась подготовка плана-проспекта исследования – не только магистерского, но и аспирантского: нужно было за две недели распланировать свою жизнь на пять лет. Еще в бакалавриате я заинтересовалась темой потребления алкоголя и теперь решила ее продолжить: в магистратуре изучаю влияние родителей на детей в части потребления алкоголя, а в аспирантуре буду рассматривать влияние супругов друг на друга.
У всех, кто хочет развиваться в академической среде, должны быть серьезные требования к самому себе. И главное из этих требований – публиковать статьи в ведущих журналах. Публикации – это наше все. Одну статью в этом году я уже опубликовала в «Экономической социологии», еще одну – в соавторстве, по результатам моего бакалаврского диплома – планирую «добить» в следующем году. Кандидатскую диссертацию хотелось бы защитить по статьям.
В конце учебного года студенты единого трека обсуждали результаты своей учебы с проректором Сергеем Рощиным, и один из выводов заключался в том, что самое важное для нас – включенность в научное сообщество. Мы должны демонстрировать друг другу свои результаты, искать их пути их улучшения, и это можно делать в рамках научных лабораторий. Я работаю в Лаборатории экономико-социологических исследований, выступаю на конференциях, и это помогает себя реализовать в научном мире.
Единый трек – хорошая альтернатива зарубежным программам PhD. Для себя я вижу больше перспектив в России, к тому же моя исследовательская тема интересна в Вышке многим коллегам. Было бы глупо уехать ради того, чтобы уехать, когда здесь есть столько перспектив. Обучение за рубежом я рассматриваю только как возможность мобильности – осенью по обмену поеду на семестр в Болонью.
Анастасия Кромина, студентка магистерской программы «Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию»
Я начала заниматься исследовательской деятельностью и работать в Центре языка и мозга ВШЭ ещё на третьем курсе бакалавриата. Наука не надоедает, а наоборот - все больше интригует и затягивает, поэтому я практически сразу поняла, что хочу продолжать работу в этом направлении.
Когда узнала о существовании единого трека, очень заинтересовалась, потому что он, во-первых, может упростить путь в аспирантуру и, во-вторых, дает шанс пройти в магистратуре аспирантские курсы, актуальные уже на данный момент. В-третьих, важным фактором была повышенная стипендия – как и всякое финансирование, это важная мотивация для оперативной работы над исследованием.
С направлением, в котором я планировала продолжать свою научную деятельность, я уже определилась (мой проект – «Движения глаз у носителей русского жестового языка с нарушениями слуха»), поэтому специально придумывать тему на первом этапе конкурсного отбора на единый трек мне, к счастью, не пришлось. Второй этап – презентация исследования - прошел более волнительно. Когда осознаешь, что выступаешь перед профессорами, специалистами из разных областей наук, чувствуешь большую ответственность. Все студенты выступили хорошо, поэтому заранее понять, проходишь ты или нет, было невозможно. И я была очень счастлива, когда в итоге увидела свою фамилию в списке приглашенных к поступлению.
За год обучения на едином треке я прошла два аспирантских курса, приняла участие с двумя постерными докладами, устным докладом и flash-докладом в российской и международных конференциях, а самое главное – начала писать статью в международный рецензируемый журнал, которую планирую завершить уже в начале следующего учебного года.
В дальнейшем собираюсь окончить магистратуру, поступить в аспирантуру, написать и защитить диссертацию, продолжать развиваться как исследователь, делать карьеру и стать человеком, которого узнают в научном сообществе в моей сфере. Я давно построила свои академические планы на ближайшие несколько лет, но теперь благодаря единому треку гораздо больше уверена, что их удастся реализовать.
Узнать подробности о поступлении на единый трек обучения «магистратура-аспирантура» можно тут.
Кромина Анастасия Андреевна
Кузьмина Алиса Андреевна
Трошин Сергей Дмитриевич