AHELO: международное измерение российского студента
Российские вузы продолжают участвовать в международном проекте Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Оценка результатов обучения в высшем образовании» (Assessment of Higher Education Learning Outcomes, AHELO). Комментирует директор Центра ОЭСР ВШЭ Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Татьяна Мешкова.
— Татьяна Анатольевна, наш портал сообщал о подготовке к началу проекта AHELO. Расскажите, пожалуйста, о текущем этапе исследований.
— В мае этого года завершился основной этап полевого исследования по двум направлениям проекта — «Экономика» и «Инженерные науки». Мы тестировали студентов, а также проводили опросы как самих студентов, так и преподавателей и координаторов проекта от участвующих в нем вузов. В обоих направлениях проекта принимают участие 24 вуза, 17 из них — в «Экономике» и 10 — в «Инженерных науках» (три вуза — САФУ, СВФУ, УрФУ — участвуют в обоих направлениях). При этом надо учитывать, что решение о включении России в проект AHELO по направлению «Инженерные науки» принято Минобрнауки России только весной этого года, и было непросто за это короткое время заинтересовать вузы и провести исследования в полном соответствии с международными требованиями. В экономическом направлении приняли участие 2400 студентов, в инженерном — 1181.
— Каковы основные результаты исследования на сегодня?
— Пока и в самом деле речь может идти только о промежуточных результатах. Подводить итоги рано, они будут представлены международным консорциумом разработчиков всем странам-участницам в конце этого года. Основным результатом проекта сейчас я бы назвала поддержку этого проекта со стороны российских вузов, заинтересованность со стороны студентов, преподавателей, руководителей вузов. На мой взгляд, отношение вузов к проекту AHELO показательно — сегодня многие университеты уже не боятся сравнивать себя с другими вузами, не отвергают возможность использования международных инструментов для оценки качества подготовки своих выпускников.
Впрочем, в настоящее время задача сравнения вузов, как таковая, в рамках AHELO не ставится. По сути, пока только изучается принципиальная возможность оценки компетенций студентов на международном уровне, и поэтому студенты участвовали в проекте скорее как эксперты — высказывали свои мнения и предложения по улучшению оценочного инструментария.
Стоит добавить, что в ходе многочисленных семинаров и вебинаров мы обсуждали текущие задачи и перспективы проекта с экспертами из университетов и можем констатировать, что на наших глазах возникает экспертная сеть в области новых подходов к формированию и оценке компетенций студентов.
— Какую роль в проекте играет ВШЭ?
— Высшая школа экономики в соответствии с поручением Минобрнауки России выполняет роль национального координатора AHELO, на портале нашего университета есть сайт проекта. Координирующие функции выполняют совместно Центр мониторинга качества образования Института развития образования ВШЭ и Информационно-координационный центр по взаимодействию с ОЭСР Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ. По инженерному направлению координирование проекта осуществляется нами совместно с Высшей инженерной школой УрФУ.
Одновременно Вышка является участником экономического направления проекта. В основном исследовании приняли участие студенты и преподаватели МИЭФ, факультета экономики, отделения статистики, анализа данных и демографии, факультета мировой экономики и мировой политики, а также факультетов экономики трех филиалов ВШЭ. В общей сложности в тестировании AHELO приняли участие 200 студентов Вышки. Пока неизвестно, насколько успешно в целом они справились с заданиями AHELO, но мы надеемся, что в ближайшее время мы сможем назвать имена студентов ВШЭ, которые продемонстрировали лучшие результаты.
Все студенты, прошедшие тестирование AHELO, а также преподаватели и сотрудники университетов, принимавшие участие в исследовании, получат международные сертификаты ОЭСР и международного консорциума разработчиков по главе с Австралийским советом по исследованиям в образовании (ACER). Кстати, идея выдачи таких международных сертификатов студентам всех стран-участниц была выдвинута нами и была поддержана ОЭСР и 17 странами–участницами проекта. К числу других важных идей, выдвинутых экспертами ВШЭ и поддержанных на международном уровне, стало предоставление студентам возможности выбора языка тестирования — возможности прохождения как переведенных и адаптированных тестов, так и оригинальных англоязычных тестов, что является важным показателем интернационализации образования.
Кроме того, мы не ограничились при проведении исследования только международным инструментарием, но и дополнили его собственными оригинальными онлайн анкетами для студентов и преподавателей. Надеемся, это позволит нам получить дополнительную информацию о том, какие факторы влияют на качество компетенций.
— Можно ли считать AHELO неким аналогом российского ЕГЭ, но только не для школы, а для вуза?
— Проект AHELO, безусловно, преследует те же цели, что и школьный ЕГЭ в России, прежде всего, обеспечивает объективность и независимость оценки знаний и компетенций учащихся по завершении определенной ступени образования. Подобно ЕГЭ, AHELO предусматривает как тестовые, так и открытые задания с конструируемыми ответами (что-то вроде кейсов). Кстати, именно эти, последние, как выяснилось, представляют наибольшую сложность для наших студентов, поскольку менее распространены в обычном учебном процессе. Но вместе с тем именно эти задания сами студенты оценивают как наиболее интересные и полезные для себя.
В то же время было бы неправильно приравнивать AHELO к ЕГЭ для вузов. Потому что в рамках данного проекта используется международный инструментарий, разработанный международными командами экспертов для конкретных исследовательских целей. AHELO и другие международные проекты (скажем, PISA), в которых участвует Россия, могут дополнять национальную систему оценки качества образования, но не могут заменить ее.
— Каковы перспективы реализации AHELO, в том числе в России?
— Пока проект реализуется как пилотный, и возможность его дальнейшего развития как лонгитюдного исследования, аналогичного школьному проекту PISA, будет во многом зависеть от тех результатов, которые будут получены по итогам проведения исследования в разных странах. Будущее проекта также зависит от возможностей его поддержки на международном уровне, поскольку дело это очень дорогостоящее и трудоемкое. Но, думаю, сам подход и методология проекта AHELO могут быть востребованы Минобрнауки России и российскими вузами в связи с появившимися в последнее время предложениями проводить внешнюю аттестацию студентов-бакалавров и формировать механизмы общественно-профессиональной аккредитации вузов.
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ открывает новую программу microdegree «Исследователь в EdTech»
Институт образования Высшей школы экономики в партнерстве с компанией Skyeng анонсировал запуск новой образовательной программы «Исследователь в EdTech: data-driven-подход для цифровых образовательных продуктов». Новый курс, призванный подготовить специалистов по комплексному анализу пользователей и рынка в сфере образовательных технологий, рассчитан на 9 месяцев и завершается присвоением microdegree.
Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования
НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.
НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн
Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.
Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО
Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.
НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики
Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).
НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников
НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.
ВШЭ запустила маркетплейс ДПО
Высшая школа экономики запустила инновационный цифровой проект — маркетплейс дополнительного профессионального образования. Сейчас на витрине маркетплейса размещены более 700 программ ДПО Вышки, в дальнейшем планируется привлечение программ ДПО других российских вузов.
НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге
Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.
Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»
Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».
НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве
Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.