Кто и как оценит высшее образование?
Сергей Рощин, Сергей Рукавишников |
Количество образовательных программ по экономике и менеджменту в России, как известно, очень велико, и качество у них — разное. Понятно, что государственная аккредитация, которую должны проходить все программы, может обозначить только нижний порог требований к качеству. Поэтому необходимы и другие виды аккредитации, которые смогут четко охарактеризовать уровень той или иной программы, отметил на конференции проректор ВШЭ Сергей Рощин. Новым законом «Об образовании в РФ» предусмотрена, в частности, профессионально-общественная аккредитация, и, как отметил и.о. начальника управления государственных услуг Рособрнадзора Сергей Рукавишников, в будущем государство, вероятно, будет принимать во внимание ее результаты.
На конференции была представлена модель профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по экономике и менеджменту, разработанная в рамках Федеральной целевой программы развития образования и адаптированная ВШЭ.
Важным показателем уровня программы является качество подготовки ее выпускников. Но как обеспечить объективность оценки этого качества? Сергей Рощин пояснил, что среди возможных параметров оценки выпускников обычно рассматривают трудоустройство после выпуска, владение профессиональными компетенциями, уровень зарплаты, сам факт работы по специальности, удовлетворенность работодателя. Хотя каждый из этих показателей имеет свои ограничения. Например, нет смысла оценивать, работает человек по специальности или нет, особенно если речь идет о «широких» бакалаврских программах. А вот уровень зарплат с поправкой на направление подготовки — неплохой интегративный показатель. Начальник методического управления ВШЭ Александра Серова предложила учитывать наличие у выпускников профессиональных сертификатов, пусть даже большинство таких сертификатов можно получить только при наличии опыта работы.
Среди возможных параметров оценки выпускников обычно рассматривают трудоустройство после выпуска, владение профессиональными компетенциями, уровень зарплаты, сам факт работы по специальности, удовлетворенность работодателя. Хотя каждый из этих показателей имеет свои ограничения.
Участие работодателей в профессионально-общественной аккредитации обязательно, отметила первый заместитель декана факультета экономики ВШЭ Татьяна Коссова, в прошлом — сама крупный руководитель в бизнесе. В то же время очевидно, что заниматься разработкой методик оценки они не будут, ведь даже работу со студентами они зачастую рассматривают как потерю времени. Сами они готовы лишь создавать независимые организации, уполномоченные проводить оценку и аккредитацию образовательных программ.
Нежелание работодателей заниматься аккредитацией подтвердила Полина Белобородова, представлявшая рекрутинговую службу «Ситибанка». Но при этом она особо подчеркнула важность для работодателей так называемых soft skills — умения вести переговоры, работать в команде и прочих подобных качеств, которых особенно не хватает нынешним студентам.
Профессор Государственного университета управления Марина Челышкова отметила сложность сопряжения образовательных стандартов с профессиональными стандартами, предложив свою модель оценки результатов обучения с помощью профессиональных экзаменов, которые могут проходить комплексно, включая тесты с выбором ответов и анализ кейсов.
Выступление проректора Московского городского педагогического университета Вадима Чехи было посвящено правовым вопросам различных способов оценки качества. Так, он отметил, что Минобрнауки России проверяет, следует ли вуз государственным образовательным стандартам, а финансовые проверки — правильность расходования средств. Между собой они никак не связаны, но Минобрнауки выделяет деньги на работу вузов в соответствии со стандартами. Если вуз им не следует — значит, и средства пошли не по адресу. Таким образом, разные типы проверок и аккредитаций должны быть теснее связаны друг с другом.
Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Вам также может быть интересно:
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
Развитие человеческого потенциала через образовательные программы: возможности и перспективы
В 2020–2023 гг. научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» внес значительный вклад в сферу образования, представив 28 инновационных образовательных программ, причем 40% — в 2023 году. За это время число обучающихся достигло 1844 человек.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.
Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии
Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.
Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование
Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.