«Вышка вошла в очередной переходный возраст, когда необходимо достичь взаимопонимания по жизненно важным вопросам»
Новым проректором ВШЭ по работе со студентами и выпускниками стала старший директор по взаимодействию с органами власти Валерия Касамара, которая сменила на этом посту Игоря Чирикова*. Она рассказала новостной службе ВШЭ о том, в чем особенность современных студентов и чем она планирует заняться на новой должности.
О начале работы в Вышке
В 2004 году я работала с Марком Урновым в Фонде аналитических программ «Экспертиза», занималась исследованиями корпоративных культур крупных российских компаний. В один из дней позвонил Евгенией Григорьевич Ясин и предложил Марку Юрьевичу стать деканом факультета прикладной политологии. Урнов сказал, что придет в Вышку только с командой. Под «командой» подразумевалась я. Университетская жизнь меня очень пугала, несколько дней я провела в слезах по своей свободной жизни эксперта, которую я зачем-то меняла на «бюрократическую махину» — именно таким было мое заочное представление о Вышке. В результате Марк Юрьевич принял решение и за себя и за меня. Так я стала заместителем декана факультета прикладной политологии.
Как только мы пришли в Вышку, факультет переехал с Мясницкой, 20 на Кочновский. И это был сильный логистический удар. Во-вторых, в мою жизнь ворвалось все то, чего я так боялась: преподавательская нагрузка, РУПы и БУПы, учебные планы, программы учебных дисциплин, сложные кадровые вопросы и многое другое. В то же время именно Вышка позволила мне ощутить драйв студенческой жизни. Дело в том, что я начала работать со второго курса МГУ, а сразу после окончания университета у меня родилась старшая дочь. Поэтому студенчество прошло мимо меня. И только с моими политологами я стала наверстывать упущенную юность.
Черты современного студента
Отличаются ли сегодняшние студенты от тех, которые были в Вышке 10-15 лет назад? И да, и нет. С одной стороны, если посмотреть на посты «Хайер скул оф мемс», то проблемы, которые волнуют современное вышкинское студенчество, стары как мир: успеть до окончания «комплекса» в столовую, не проспать первые пары, получить большой «накоп», не умереть от бесконечных сессий.
С другой стороны, современный студент — представитель иного поколения. В Вышке я руковожу Лабораторией политических исследований, которая с 2008 года изучает российскую молодежь. По результатам наших исследований я могу сказать, что студент версии «2008» и студент версии «2018» — два совершенно разных человека.
Во-первых, студент-2018 всю свою сознательную жизнь провел в мире информационных технологий и визуального контента. Поэтому у этих ребят есть спрос на качественные лекции с хорошей картинкой. Во-вторых, у них есть потребность в многозадачности, от одной цели им становится скучно.
Поэтому нам, преподавателям, необходимо меняться и развиваться.
Своим студентам-политологам мы даже предложили инициировать факультатив по «Занимательной мемологии» для старшего поколения ВШЭ, чтобы находить общий язык было проще
Планы должности проректора
Есть много планов, но одна из самых актуальных задач — это большое исследование корпоративной культуры молодого университета. Студенческий протест 30 ноября лишь подтвердил, что Вышка вошла в очередной переходный возраст, когда крайне необходимо достичь взаимопонимания по жизненно важным вопросам, когда нужно работать над внутренними коммуникациями.
Мне кажется, необходимо посмотреть, чем поколение отцов-основателей Вышки и преподавателей старшего возраста отличается от поколения молодых сотрудников и студентов. Чем была Вышка для тех, кто ее придумал, какие задачи они ставили в первую очередь, с чем Вышка ассоциируется у них сейчас? Как ее воспринимает молодое поколение преподавателей? Как ее понимают нынешние студенты? Очень часто выпускника Вышки можно узнать интуитивно. Сразу становится понятно, что значит «быть одной крови», но вот в чем секрет этой «одной крови»? Если все получится, то есть план выпустить книгу по разгадыванию культурного кода НИУ ВШЭ.
Следующее важное направление — популяризация исследовательской работы среди студентов, активное вовлечение их в научно-исследовательские и экспертно-аналитические проекты. Ведь современный студент — это не про зубрежку учебников и конспектов. Если вы действительно хотите стать профессионалом, то должны понимать, как устроена реальная наука. Курировать это направление будет Иван Груздев, который назначен директором по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов.
Не менее важное направление — социальная активность студентов. В Вышке много студорганизаций, при этом доля вовлеченных молодых людей не столь велика. С директором по развитию студенческого потенциала Павлом Здоровцевым мы сейчас обсуждаем, как мотивировать ребят активнее участвовать в таких проектах. Важно понимать, что участие в них напрямую связано с подготовкой студентов как профессионалов: одни из главных компетенций на рынке труда сегодня — эмоциональный интеллект и «гибкие навыки» в целом, а развить эти навыки проще всего, принимая участие в различных студенческих инициативах. Поэтому социальную активность студентов мы будем поощрять и поддерживать.
Кроме того, в Вышке уже проделана большая работа по развитию студенческого потенциала: запущен проект экспедиций «Открываем Россию заново», который пользуется большой популярностью как у студентов, так и у преподавателей, проведен первый научный фестиваль «Луноход», набрали популярность «Научные бои» и многое другое. Безусловно, все успешные инициативы нужно развивать дальше.
Вышка — пространство свободы
Во время вручения премии «Золотая Вышка» в честь 26 дня рождения НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов назвал Вышку пространством свободы. Это очень верное определение. Вне зависимости от политических, религиозных и иных представлений здесь ты чувствуешь себя очень комфортно.
Эта свобода позволяет тебе найти себя и самореализоваться. Хочешь — в науке, а хочешь — в творчестве. Хочешь один, а хочешь в команде. Хочешь — создавая партию Альянс консерваторов за порядочную Вышку, а хочешь — став редактором студенческого СМИ. В этом плане Вышка очень многолика и многофункциональна. Я очень ее люблю и постараюсь сделать так, чтобы это чувство разделило со мной как можно больше людей.
* Последние два года эту должность занимал Игорь Чириков, научный руководитель Центра социологии высшего образования. Недавно он переехал в США, так как принял предложение стать старшим научным сотрудником и директором проекта SERU Центра исследований высшего образования Калифорнийского университета Беркли. При этом он остался профессором факультета социальных наук ВШЭ.
Груздев Иван Андреевич
Директор Центра внутреннего мониторинга
Здоровцев Павел Александрович
Директор по развитию студенческого потенциала
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ
Урнов Марк Юрьевич
Ординарный профессор ВШЭ
Ясин Евгений Григорьевич
Научный руководитель ВШЭ