«Освоение космоса должно происходить цивилизованно, без конфликтов и войн»
Вспомнить прошлое, задуматься о настоящем, представить, каким будет будущее, — так видят задачу научной фантастики знаменитый китайский писатель Лю Цысинь, режиссер Франт Гво и продюсер Гун Гээр. Встречу с ними организовал департамент медиа ВШЭ совместно с Музеем космонавтики в рамках проекта «Космос в медиакультуре».
Научная фантастика появилась благодаря прогрессу в науке и желанию людей получить представления о новых знаниях. Это жанр, заставляющий людей задуматься над настоящим, вспомнить прошлое, отметил Лю Цысинь. А его основная задача, в отличие от других жанров литературы, — составить представления о будущем. «Понять, как мы можем развиваться, и выявить, какой из вариантов является правильным, — это миссия научной фантастики», — сказал писатель. В детстве он прочитал книгу знаменитого французского фантаста Жюля Верна, произведения которого было непросто найти в годы «культурной революции». Тогда Лю Цысинь и стал поклонником жанра. Писатель отметил, что он начал с чисто научной фантастики, а затем обратил внимание на связь развития человечества с природой и, наконец, начал создавать модели будущего мира и пространства, где фантастика сочетается с социальными темами.
Лю Цысинь
Лю Цысинь пояснил, что возможная встреча нашей цивилизации с внеземной — очень сложная тема, мы очень далеки от нее, в том числе в прямом смысле: общение невозможно по причине громадных расстояний. Одновременно он подчеркнул, что стремится не перешагивать границы возможного в развитии науки и технологий.
Отвечая на вопрос о частых войнах и катастрофах в его произведениях, Лю Цысинь отметил, что катастрофа — это одна из метафор, способ заставить людей задуматься над происходящим.
Когда мы пишем о катастрофе, мы стимулируем размышление читателя над нынешней ситуацией в обществе, показываем красоту человеческих проявлений в критической ситуации
Режиссер Франт Гво признался, что тоже всегда любил фантастику и мечтал снять фантастический фильм. Прочитав книгу Лю Цысиня «Блуждающая Земля», он сразу решил создать фильм по ее мотивам, сохранив ключевые сюжетные линии.
Франт Гво
Продюсер фильма Гун Гээр отметил, что жанр научно-фантастического кино появился в Голливуде, который создал и его стандарты. По его словам, основной задачей авторов нового фильма было сохранение культурных особенностей Китая, создание произведения, отличающегося от американских блокбастеров. «Это было самой большой трудностью, мы потратили полгода, чтобы создать новую сюжетную линию, соответствующую восточной культуре и восприятию. Поэтому он получился своим», — сказал Гун Гээр.
Гун Гээр
По данным прокатных компаний, мировые сборы «Блуждающей Земли» превысили аналогичные показатели «Интерстеллара» и «Марсианина». Гун Гээр сообщил, что успех картины был неожиданным для создателей и вдохновил их на съемки нового фильма.
Франт Гво считает, что успеху способствовали достижения космонавтики последних лет, которые привлекли внимание широкой аудитории к освоению внеземного пространства. «Люди видят фантастику в реальности», — сказал режиссер. Гун Гээр назвал работающих в космической сфере «великими и смелыми людьми, движущими человечество вперед».
Доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Екатерина Лапина-Кратасюк поинтересовалась, считает ли Лю Цысинь свои произведения отчасти просветительским проектом.
По мнению писателя, наука в литературе не является основным элементом, это ее тень в литературном произведении. Написать литературное произведение в точном соответствии с наукой очень сложно.
Литература не может строго следовать принципам науки, поскольку в этом случае она заинтересует лишь узкий круг читателей
Научная фантастика, по мнению Лю Цысиня, привлекательна как раз выходом за рамки реальности. Ее не следует использовать как научный труд или для популяризации науки.
Однако, отметил Лю Цысинь, писатель должен нести ответственность перед читателями за их восприятие науки. Некоторые авторы занижают ее значение и создают негативный образ ученых. «Я пытаюсь сказать всем, что для продолжения цивилизации и человечества необходимо развитие науки. Я считаю, науку нужно пропагандировать потому, что это основа жанра научной фантастики. Писатели должны понять, что будущего без науки нет», — сказал Лю Цысинь.
Доцент департамента медиа ВШЭ социолог Евгения Ним заинтересовалась работой писательского воображения. «Кто для вас действующие лица — отдельные существа или цивилизации и миры?» — спросила она Лю Цысиня.
По мнению писателя, в его произведениях отражается судьба всего человечества, а не отдельного индивидуума. Это отличает научную фантастику от мейнстримной литературы. В жанре sci-fi описываются вызовы, с которыми предстоит встретиться всем.
Аспирант Школы дизайна, приглашенный преподаватель факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Анна Правдюк спросила: «Как лучше снимать фильм о космосе — на орбите или на Земле?» Гун Гээр ответил, что хотел бы в первую очередь посмотреть на бюджет — позволит ли он снимать в космосе. С учетом нынешних технологий и спецэффектов фильм можно снять и на Земле. Однако единодушия в этом вопросе не получилось. Франт Гво полагает, что, «если съемочная группа полетит в космос, это может стать примером для всей отрасли». «Я смотрел съемки документальных фильмов в космосе. Видно, что, несмотря на технологии, это трудно повторить на Земле. Полет в космос очень важен, и я желаю успеха этому проекту», — сказал режиссер.
Один из организаторов встречи — кинопродюсер Григорий Пельман подчеркнул большое воспитательное значение книг Лю Цысиня. По его мнению, эти произведения несут послание для человечества, они демонстрируют важность ответственности людей за будущее цивилизации, их готовности к самопожертвованию.
Лю Цысинь отметил, насколько важен исторический опыт, чтобы не повторить при освоении космоса войн с местным населением, конфликтов между ведущими космическими державами. Он говорит, что мы пережили столько событий, что должны научиться развиваться более мирными способами и решать споры политическим путем: «Я считаю, что освоение космоса должно происходить цивилизованно и обходиться без конфликтов и войн». Голубое небо писатель считает лучшим символом мира на Земле.
Во встрече также приняли участие доктор физико-математических наук Александр Панов (МГУ), продюсер и сценарист Евгений Айзикович и создатель Музея голубого неба Алэн Эйзенштейн-Бланшо (Франция), присоединившийся к дискуссии онлайн.