«Когда нам нужно содержательное и глубокое экспертное мнение, мы с вами на связи»
Очередной вторничный семинар Института образования НИУ ВШЭ был посвящен юбилею ординарного и заслуженного профессора, научного руководителя Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ Виктора Болотова. 5 июня ему исполнилось 70 лет. Он выступил одним из идеологов образовательных реформ рубежа XX–XXI веков, под его руководством произошел переход к ЕГЭ. Коллеги и друзья поздравили Виктора Александровича и рассказали о его роли в развитии образования в постсоветской России.
Никита Анисимов
Ректор Никита Анисимов вручил юбиляру почетный знак НИУ ВШЭ первой степени и сказал, что Виктор Александрович, занимая руководящие посты в системе образования (с 1990 по 2008 год он был начальником управления в министерстве, заместителем и первым заместителем министра, возглавлял Рособрнадзор), всегда генерировал смыслы. Именно благодаря его энергии, принципам, которыми он руководствовался при разработке нормативной базы и принятии решений, были услышаны голоса всех тех, кто заинтересован в развитии образования, будь то государство, родители или работодатели.
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев сказал, что все, кто работает в этой федеральной службе сегодня, помнят о Викторе Александровиче — ее первом руководителе: «В самый трудный момент, когда нам нужно содержательное и глубокое экспертное мнение, мы с вами на связи… Мы ваши последователи, вы для нас всегда самый главный авторитет». По мнению Анзора Музаева, ЕГЭ сегодня проводится так, как его задумал Виктор Болотов.
Анзор Музаев
«Был знаковый, показательный для всех момент: когда началась пандемия и паника — что делать, будут ли экзамены и приемная кампания, даже ректоры-гиганты, которые критиковали ЕГЭ, сказали, что в этом году альтернативы ЕГЭ точно нет, что по-другому приемную кампанию не провести», — добавил Анзор Музаев. Он вручил Виктору Александровичу благодарность — высшую ведомственную награду за содействие в решении возложенных на Рособрнадзор задач.
Ярослав Кузьминов
Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов напомнил, что до прихода в Вышку Виктор Болотов был не только государственным служащим, но и работал в Красноярском государственном университете, был там деканом психолого-педагогического факультета. «Виктор действительно одна из реальных опорных фигур нашего образования, человек, который показал возможность нескольких вещей, к которым мы после этого привыкли», — сказал Ярослав Кузьминов.
Одна из таких новаций — опора на данные, благодаря которой становится возможным сопоставление. Именно данные делают образовательную политику доказательной, ее антитеза — недоказательная образовательная политика, которой, к сожалению, начиная с СССР, мы часто занимались. Системы сбора данных, сегодняшние мониторинги, в том числе Мониторинг качества приема в вузы, на которые смотрят многие люди и которые используются исследователями в качестве материала, появились именно благодаря работе Виктора Болотова и его коллег в начале 2000-х, считает научный руководитель НИУ ВШЭ.
Ярослав Кузьминов напомнил о роли юбиляра в переходе к ЕГЭ и предложил дальше развивать эту систему оценки знаний: давать две попытки сдачи экзамена, а затем выбирать лучший результат. Он также отметил, что цифровизация дает возможности сбора данных из облака образовательных результатов, и такое портфолио будет очень хорошим дополнением к ЕГЭ. Сам единый экзамен заменить нечем, но совершенно очевидно, что лет через десять «у нас будет ЕГЭ плюс что-то». При этом система образования должна и дальше двигаться к открытости, сопоставимости — это обеспечит ей доверие, а начинал и опекал это движение Виктор Болотов.
Ординарный и заслуженный профессор НИУ ВШЭ, главный научный сотрудник Института образования Исак Фрумин, знакомый с Виктором Болотовым еще с 1970-х годов, его друг и член его команды, рассказал о красноярском периоде его биографии — о его родителях, интересах и увлечениях, любимых книгах, о тех коллегах, которые оказали влияние на его становление как педагога и управленца (в их числе философ и методолог Георгий Щедровицкий, педагог и психолог Василий Давыдов — создатель системы развивающего обучения).
Исак Фрумин
Исак Фрумин напомнил, что юбиляр — математик и что именно качественное математическое образование сформировало в нем уважение к данным, сделало его мышление предельно рациональным. «Он говорит: я зануда, как всякий математик. И это занудство — дойти до самой глубины, до аксиом — в нем до сих пор сохранилось», — добавил Исак Фрумин.
По его мнению, когда человек много лет работает в одном месте, он реализует не просто конкретные проекты, а принципы, которые меняют систему. Три основных принципа Виктора Болотова, касающихся образования, очень просты: это развитие, ум (интеллектуальная свобода, дисциплина мышления) и посредничество (взаимное понимание, внимание к позиции другого), о важности которого в своем выступлении упомянул Никита Анисимов. С огромным вниманием Виктор Болотов относился к развитию и инициативам снизу, видел свою задачу в поддержке инициатив и считал, что «без них система гниет».
Исак Фрумин снова акцентировал внимание на том, что ключевой вклад Виктора Болотова в развитие образования — это ЕГЭ, идея которого родилась в его дискуссиях с Ярославом Кузьминовым. Задача ЕГЭ изначально была не в том, чтобы всех проконтролировать, а чтобы сделать систему честной, прозрачной и умной. Исак Давидович привел любимую фразу Виктора Болотова: «Нужно проектировать шаг развития… но не очень широкий, чтобы не порвать штаны!»
Традиционная для вторничного семинара дискуссия на этот раз представляла собой поздравления и краткие сообщения о вкладе Виктора Болотова в развитие образования, о его многогранной личности. В числе выступивших — академик РАН и РАО Алексей Семенов, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева, директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова, главный научный сотрудник Института образования, ординарный и заслуженный профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации Владимир Наводнов и другие эксперты.
Виктор Александрович поблагодарил коллег за поздравления: «Были бы у меня сейчас погоны, я бы сказал: ну, погонам говорят, а не мне. А кто я такой сейчас? Научный руководитель. Никакой власти. Но если вы сегодня говорите такие слова, значит, я хотя бы немного их заслуживаю. Спасибо вам всем за любовь, доброту и внимание!»