Конкурс Ф. Джессопа: команда ВШЭ выступит в Вашингтоне
3 февраля завершился российский этап конкурса по международному праву имени Филиппа С. Джессопа, на котором команда факультета права ВШЭ впервые стала финалистом. В интервью стажеру новостной службы портала Матвею Кармакову об этом рассказали заведующий кафедрой уголовного права ВШЭ Геннадий Есаков и студенты-участники конкурса.
— Геннадий Александрович, прежде всего, как вы оцениваете итог соревнования для нашей команды?Геннадий Есаков
— Уступив первое место команде Сибирского федерального университета, команда ВШЭ тем не менее выступит на международном этапе в Вашингтоне в апреле этого года. Так что я оцениваю эту работу студентов Вышки очень высоко.
— Вы были судьей российского и китайского этапов Конкурса по международному праву имени Филиппа С. Джессопа, кому как не вам знать историю и суть конкурса…
— У истоков этого конкурса, который по-английски называется The Philip C. Jessup International Law Moot Court Competition, в конце 1950-х годов стояли гарвардский профессор Ричард Р. Бакстер и профессор Стивен М. Швебель (позднее председатель Гаагского международного суда). Их идея заключалась в создании студенческих соревнований на знание международного права, объединяющих в себе письменный и устный элементы. С тех пор схема конкурса неизменна: на основе заранее сформулированной вымышленной правовой проблемы международного характера, не имеющей однозначного решения, команда студентов готовит письменные заключения по делу (так называемые memorials) как в пользу государства-истца, так и в пользу государства-ответчика. А затем устно перед тремя судьями, имитирующими Международный суд, команда представляет свои доводы в судебном заседании, споря с командой из другой юридической школы. Это очень престижный конкурс в сфере высшего правового образования.
Впервые конкурс состоялся в 1960 году между двумя командами юридического факультета Гарварда (по теме «Кубинская аграрная реформа») и с тех пор начал свое поистине триумфальное шествие по миру. Конкурсу было присвоено имя Филиппа С. Джессопа (1897–1986), видного американского юриста-международника и судьи Международного суда в 1961–1970 годы.
— Каким образом конкурс пришел в Россию?
— В Россию конкурс пришел в 2002 году, когда известная юридическая компания «White & Case» (с тех пор являющаяся неизменным организатором и основным спонсором отечественного этапа конкурса) организовала первый российский национальный этап, в котором приняло участие четыре команды. С тех пор российский этап пережил поистине феерический рост: в 2013 году участие в конкурсе приняло свыше 50 команд.
— Какой проблеме был посвящен конкурс в этом году?
— Конкурс этого года был посвящен ряду сложных вопросов международного права. Суть спора заключалась в конфликте двух вымышленных государств — Алфурны (заявитель) и Рутасии (ответчик). Алфурна, являясь островным государством, вследствие климатических изменений исчезла с лица земли. Между сторонами возник спор касательно того, является ли все еще Алфурна государством (ее правительству после затопления островов удалось приобрести в аренду кусочек земли у соседнего государства), и касательно судьбы ее граждан и денежных счетов.
Впечатлениями о российском этапе Конкурса по международному праву имени Филиппа С. Джессопа делятся члены команды НИУ ВШЭ Эмиль Шагиахметов, студент Нижегородского кампуса ВШЭ Дмитрий Тихонов и Снежана Саяфарова:
— Каково ваше общее впечатление от финала и российских раундов?
Дмитрий Тихонов: Финал в этом году получился особенно интересным. Быть может не выступлениями сторон, но уж точно своей афишей: впервые за много лет за чемпионство боролись не традиционно сильные команды из сильнейших вузов Москвы и Петербурга. И этот, на первый взгляд, неожиданный исход соревнования, на самом деле показывает, что за последние годы качество «российского Джессопа» значительно возросло. На первый план выходят новые, молодые команды, но и «ветераны» не сдают своих позиций. Все это нашло отражение в финале этого года, и надеюсь, отразится в выступлении российских команд в США.Команда факультета права ВШЭ
Эмиль Шагиахметов: Я думаю, что выступления в этом году стоили того времени, которое было затрачено на подготовку. Эти четыре дня были незабываемы. Что касается самого финала, то он был нервным для меня. Позиция, которую я отстаивал, казалась мне изначально менее сильной, чем позиция истца. Возможно, именно поэтому я немного агрессивно отвечал на вопросы судей. Таким образом, я не совсем остался доволен своим выступлением в финале, но в общем российские раунды мне понравились, и теперь мы ждем поездку в Вашингтон.
Снежана Саяфарова: Я очень переживала за Эмиля с Димой, так как видела, сколько сил они вкладывали в подготовку. Но думаю, не стоит расстраиваться, наоборот, сейчас важно собраться с силами и максимально подготовиться к Вашингтону.
— Как происходила подготовка команды?
Дмитрий Тихонов: Я учусь в Нижегородском кампусе ВШЭ, а ребята — в Москве, но расстояние для нас не было преградой: в основном каждый самостоятельно делал свою часть от общей работы. Поскольку команда состоит в основном из опытных игроков, моего «живого» присутствия в Москве не требовалось. А когда возникала необходимость в совместных консультациях или в тренировках с тренерами (кстати, наши тренеры — это выпускница Нижегородского кампуса ВШЭ Ксения Капранова и доцент ВШЭ Вера Русинова), — так вот для как бы очного общения мы использовали видео-чат.
Эмиль Шагиахметов: Подготовка, в основном, велась по ночам, в выходные дни, созванивались по Skype и обсуждали статьи в любое свободное время.
Снежана Саяфарова: С ребятами мы начали работать с сентября. Вначале искали информацию, статьи и прочее. К декабрю-январю мы написали меморандум, и затем начались устные тренировки.
— Какова роль тренера в подготовке к конкурсу?
Эмиль Шагиахметов: Тренеры — неотъемлемая часть команды. Они осуществляют в некотором роде общее руководство командой. Также тренеры указывают направление, в котором мы должны вести работу, слушают наши речи, выявляют ошибки, корректируют и комментируют наши тексты.
— Что для вас данный конкурс, его значение для жизни, профессиональной деятельности?
Дмитрий Тихонов: Джессоп дал мне много, как в общем, жизненном плане, так и в плане профессиональном. Он послужил неким толчком в моем развитии еще в 2011 году, когда я принял в нем участие впервые, и продолжает содействовать моему развитию. После такого мозгового штурма, каковым является Джессоп, никакая задача уже не кажется невыполнимой. А навыки тайм-менеджмента, которые также закладываются этим конкурсом, позволяют находить время и для учебы, и для работы, и для научной деятельности. Ну и, конечно, как не отметить тот факт, что именно Джессоп свел меня с огромным количеством интересных людей — студентов и юристов со всего мира!
Эмиль Шагиахметов: Я понял, что мне нравится этот конкурс после того, как посетил летнюю школу по Джессопу. Для меня, прежде всего, это сам английский язык, возможность выступления на нем, возможность поехать в Америку и посоревноваться с носителями языка и представителями стран со всего мира в ораторском искусстве в рамках «судебного разбирательства» в качестве участника международного юридического конкурса. Для меня этот конкурс — часть жизни!
— Что больше всего запомнилось в российских раундах?
Дмитрий Тихонов: Российские раунды подкупают своей необычайно дружественной атмосферой: из года в год в Москву приезжают знакомые студенты и юристы. И несмотря на соперничество, многие команды поддерживают друг друга. Также нельзя не отметить и возрастающее качество конкурса: количество команд сейчас несколько снизилось, зато общий их уровень возрос многократно.
Эмиль Шагиахметов: Мне очень понравилась игра в полуфинале с командой из МГИМО. На тот момент мы уже знали, что проходим в Вашингтон и, возможно, это повлияло на то, что я более раскрепощенно вел диалог с судьями и, вообще, получал удовольствие и испытывал драйв от игры.
Также очень приятно было слышать поддержку многих «джессоперов» по поводу нашего выступления. Многим оно понравилось, и люди желали нам удачи в международных раундах в Штатах.
Снежана Саяфарова: Особо запомнились, наверное, те моменты, когда в раундах нас объявляли победителями.
— Какие выводы, уроки сделали за этот год? Чему научились?
Дмитрий Тихонов: Наверное, самый главный вывод заключается в том, что при большом желании, подкрепленном волей к победе и тяжелым трудом, можно добиться многого.
Снежана Саяфарова: Прежде всего, это работа в команде. А еще формулирование своей точки зрения наиболее кратко и ее подтверждение определенным источником.
— Какой настрой на международные раунды в Вашингтоне?
Дмитрий Тихонов: Настрой боевой. Впереди работа над ошибками, дальнейшее исследование конкурсного дела и многочисленные тренировки. Мы постараемся достойно выступить сами и сделать этот год источником мотивации для будущих джессоперов Вышки.
Эмиль Шагиахметов: Сейчас мы начинаем интенсивную подготовку к международным раундам, и настроение у нас перед Вашингтон действительно боевое.
Матвей Кармаков, студент 2 курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Открыт прием заявок на Всероссийский конкурс технологических кружков — 2024
Стартовал прием заявок на Всероссийский конкурс технологических кружков 2024 года. К участию приглашаются кружки по программированию, робототехнике, киберфизике, космическим технологиям, БАС и другим направлениям, студенческие технологические команды, а также организации, которые комплексно развивают кружковую работу. Регистрация открыта до 31 декабря на сайте.
ADCR Awards: у Вышки — 10 наград!
В начале октября состоялась торжественная церемония награждения победителей российского профессионального конкурса в области креатива, дизайна и рекламы ADCR Awards, учрежденного клубом Арт-директоров России. В этом году все призовые места в номинации Graphic Design / Product Design заняли наши студенты. Кроме того, Школа дизайна НИУ ВШЭ вновь стала Школой года, а Леонид Славин — тьютором года. В 2024 году участники подали на конкурс рекордные 649 работ, из которых 84 получили награды в разных номинациях.
Cтартовал Международный конкурс ВШЭ и АГУ на цифровой этнолук
Центр языка и мозга НИУ ВШЭ и Лаборатория экспериментальной лингвистики Адыгейского государственного университета в рамках межуниверситетского партнерства проводят Международный конкурс на цифровой этнолук впервые в формате Brain Art / ScienceArt / EtnoArt. Работы принимаются до 25 мая 2024 года.
«Цель конкурса — отобрать смелые идеи для более справедливого развития мира»
Об основных целях конкурса, формате проведения и участниках рассказали проректор НИУ ВШЭ, руководитель Экспертного совета БРИКС, сопредседатель Гражданского форума БРИКС Виктория Панова и декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, председатель жюри конкурса Феликс Ажимов на пресс-конференции в ТАСС. Принять участие в состязании могут граждане государств БРИКС в возрасте от 18 до 45 лет. Жюри определит 10 победителей, троим из которых будет предоставлена возможность принять очное участие в Гражданском форуме БРИКС в Москве.
В Вышке наградят студентов, которые напишут диплом с помощью ИИ
Высшая школа экономики запустила конкурс решений, применяющих технологии искусственного интеллекта, при подготовке дипломов. Задача конкурса — оценить использование студентами инструментов на основе генеративных моделей в выпускных квалификационных работах (ВКР), защищаемых в 2024 году.
До 9 апреля принимаются работы на седьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN
В очередном сезоне HSE CREATIVE OPEN Школы дизайна ВШЭ открыты новые номинации: «Арт-дирекшн», «Иллюстрированный медиа проект», «Инфографика», «Повествование через ИИ», «Шрифт». Конкурс был запущен в 2022 году, и за первый год собрал больше 1500 работ. Цель — объединить на одной площадке оригинальные идеи и эффектные проекты по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды, а также привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов вне зависимости от географического положения.
«Отпечаток». Открытый конкурс для фотографов
Образовательное направление Школы дизайна НИУ ВШЭ «Фотография» готовится к запуску онлайн-журнала «Отпечаток». Миссией журнала будет сбор, обобщение и осмысление информации о состоянии современной фотографии в России. Мы планируем поддерживать талантливых фотографов и предлагать им площадку для высказывания, развития и объединения. До запуска журнала мы проводим открытый конкурс, в котором могут принять участие студенты Школы дизайна и независимые фотографы.
Открыт второй сезон конкурса «ПАРАДЖАНОВ—100»
Школа дизайна НИУ ВШЭ и Российско-Армянский (Славянский) университет в сотрудничестве с Музеем Сергея Параджанова и Союзом художников Армении продолжают исследовать национальный культурный контекст и объявляют открытый международный онлайн-конкурс коллажа в анимации «ПАРАДЖАНОВ—100» к столетию Сергея Параджанова. Все желающие могут представить свои работы в срок до 26 мая 2024.
«КреативФМ»: РАР и ФКИ ВШЭ запускают конкурс идей для радио и подкастов
Российская Академия Радио и факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ объявляют о начале приема заявок на национальный конкурс «КреативФМ». Инновационный творческий конкурс для студентов российских вузов и средних специальных учебных заведений, направлен на поиск и поддержку ярких оригинальных идей для радиоэфира и подкастов. Победители получат шанс реализовать свой проект под руководством опытных практиков и услышать его в эфире.
«Получить результат, полезный для общества»: КИвО открыл десятый, юбилейный сезон
На Конкурс инноваций в образовании (КИвО), как и в предыдущие 9 лет, принимаются инновационные проекты — учебные тренажеры, приложения, платформы, мероприятия и медиа, методические и технологические разработки и многое другое. Проекты, вошедшие в топ-30, будут представлены на стартап-аллее конференции «Катализатор инноваций в образовании» в Москве. Авторы лучшего проекта смогут провести совместное исследование с учеными Института образования НИУ ВШЭ. Заявки подаются в две волны — до 15 октября (для авторов предусмотрены бонусы) и до 31 октября.