• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Идеальный студент — тот, который о каких-то вопросах знает больше преподавателя»

По результатам студенческого голосования заместитель заведующего кафедрой конституционного и муниципального права Илья Шаблинский* признан одним из лучших преподавателей ВШЭ 2012 года. О своей преподавательской деятельности (и не только) он рассказал в интервью стажеру новостной службы портала Матвею Кармакову.

— Илья Георгиевич, студенты выбирают вас одним из лучших преподавателей не первый год. Каково вновь быть в числе лучших?

— Мне это лестно и приятно, я это ценю. Ведь когда я сам еще был студентом, таких рейтингов не было. Вследствие чего у преподавателя не было эмпирической базы для того, чтобы полагать, что он интересен студентам, что он делает свое дело хорошо. Однако в те времена были другие показатели. Например, к некоторым лекторам сбегались на лекции не только студенты с потока, но и вольные слушатели. Такие преподаватели, говорят, были в МГУ, о них ходили легенды.

— Как вы относитесь к данному типу рейтинга? Что он дает преподавателю?

— Он определенно стимулирует преподавателя к развитию и самосовершенствованию.

— Вы учились по направлению «Правоведение» во Всесоюзном юридическом заочном институте (сейчас — Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина). Сложно ли было перестраиваться с советской системы знаний на российскую?

— Процесс замены права происходил не сразу, а по частям, сегментами. Правовая система, в принципе, это многоярусное образование. Первым обновилось конституционное право. Конституционное право того времени было фикцией, поэтому когда оно было заменено, все были этому рады. Гражданское право изменялось медленно, данный процесс идет до сих пор. Дольше всех продержалось уголовное право. Я до сих пор помню, что по старому уголовному кодексу 91 статья — разбой, а 144 статья — кража. Но, как оказалось, выучиться новому конституционному праву оказалось просто, поскольку оно сразу легло в жизнь, оно соответствовало тем реалиям.

— Как вы пришли в Высшую школу экономики?

— Мне повезло. Я давно хотел попасть в Вышку, но сначала я был вынужден довольствоваться чиновничьей карьерой, потому что моей специализацией было конституционное, муниципальное и избирательное право. Я долгое время работал парламентским юристом в Совете Федерации, а затем на ряде позиций в Центральной избирательной комиссии. Я стремился стать преподавателем на факультете права Высшей школы экономики и сначала работал на полставки на факультете прикладной политологии. А потом я совершенно случайно встретился с Юрием Александровичем Тихомировым, который знал меня к тому времени уже в течение 20 лет, и сообщил ему о своей заветной мечте — преподавать на факультете права. Юрий Александрович сначала представил ректору мою книгу «Борьба за конституционную реформу», а затем и меня. Спустя полгода он договорился с ректором о том, что будет введена новая ставка профессора. Думаю, именно знакомство с Юрием Александровичем Тихомировым и сыграло решающую роль в том, что я работаю в Высшей школе экономики.

— Вы стали лучшим преподавателем как лектор и как «семинарист». Как вам удается заинтересовать студентов в своих предметах?

— Сейчас я читаю курсы «Правовые позиции Конституционного суда» и «Информационное право». Прежде всего, следует учесть, что некоторые предметы легче преподавать и легче сделать интересными, а некоторые тяжелее. Я не знаю, как, например, удается сделать интересным финансовое право и некоторые другие предметы.

Во-первых, одна из наиболее важных задач преподавателя — построить курс таким образом, чтобы студент постоянно имел перед собой некие образы. Например, по курсу «Правовые позиции Конституционного суда» для создания у студентов таких вот образов я использую фабулы дел.

Во-вторых, преподавательскую деятельность я считаю своим призванием и стараюсь относиться к своему делу соответствующе. У этого призвания есть свои предтечи, такие как Платон, Аристотель, Сократ. В те времена обучение строилось на «байках», россказнях, болтовне. Именно за счет простых средств и инструментов, за счет беседы этим философам удавалось передавать необычайно важные вещи, такие как ответственность, государство и правовые основы государства, права мужчин и женщин, соотношение морали и права.

Главное — сделать предмет интересным для студента. Я, в частности, делаю акцент на литературные традиции, на соединение права и этих литературных традиций в рамках русской культуры. Вообще, думаю, надо прививались студенту вкус к литературному образу и литературный стиль мышления. Потому что литература помогает принять некоторые правовые феномены.

— Каков, на ваш взгляд, идеальный студент?

— Полагаю, это студент с взыскательным умом, студент, которому интересен предмет и который помимо специальной литературы читает еще и художественную литературу. Можно выделить некий подвид идеального студента — это студент, который в некоторых вопросах разбирается больше тебя и стремится тебя этим «уесть». Надо с ними мириться и признавать за ними это специфическое знание, узнавать от них для себя что-то новое, вызывая на диалог: «Честно говоря, не знаю. Не могли бы вы нам рассказать?»

— Над чем сейчас работаете, каковы ваши интересы, помимо преподавания?

— У меня несколько предметов и в рамках каждого из них я стараюсь вести какую-то научную работу. К примеру, в рамках информационного права меня интересует вопрос совершенствования закона о рекламе. В частности, так ли нужен запрет на «зонтичную рекламу», не ущемляет ли данный запрет диверсификацию производства крупных компаний, брендов. Есть и более важная для меня область — конституционное право. Оно в последнее время практически стало фикцией. Что делать преподавателю данного предмета? На мой взгляд, он должен правдиво писать, что политический режим таков, что значение права сведено к минимуму, а сам политический режим держится за счет пропаганды и отдельных фальсификаций в ходе выборов. По большому счету, если политический процесс идет честно, в рамках закона, то преподаватель конституционного права особо не интересуется политикой, а интересуется правом и совершенствованием институтов. А политическая публицистика, которой, положим, я иногда должен заниматься — это следствие того, что у нас режим нездоровый.

— Чем вы занимаетесь в свободное время, имеется ли какое-нибудь хобби?

— Да, пожалуй. В свободное время я изредка пишу детективы, мне нравится писательская стезя. Я, как и все, наверное, люблю путешествовать. Люблю Европу.

— Какие ваши любимые авторы, книги?

— Я бы рекомендовал прочитать книгу Робера Мерля «За стеклом», у братьев Стругацких: «Пикник на обочине» и «Хищные вещи века», рассказы Ивана Алексеевича Бунина, написанные во Франции, у Владимира Владимировича Набокова рассказ «Истребление тиранов».

 

Матвей Кармаков, студент второго курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ

* Илья Шаблинский включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.

Вам также может быть интересно:

Ученые НИУ ВШЭ рассказали о будущем искусственного интеллекта в судопроизводстве

Современные технологии меняют не только нашу повседневную жизнь, но и такие консервативные сферы, как судебная система. Сотрудники кафедры конституционного и административного права НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Ирина Михеева и Олег Шерстобоев проанализировали возможности и вызовы, связанные с внедрением ИИ в судебный процесс. Исследование опубликовано в журнале «Вестник Российского университета дружбы народов».

Law & IT: в нижегородской Вышке открылась новая программа профпереподготовки

Новая совместная междисциплинарная программа ДПО двух факультетов — факультета права и факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ — Нижний Новгород — позволит выпускникам сделать бизнес-процессы более эргономичными.

НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ

Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.

В НИУ ВШЭ повысят квалификацию российских юристов из компаний, ведущих бизнес в Китае и Индии

На факультете права НИУ ВШЭ разработаны две новые уникальные программы повышения квалификации: «Введение в правовую систему Индии» и «Введение в правовую систему Китая». Их главная особенность в том, что в роли преподавателей выступят известные практикующие юристы из этих стран, а в роли партнеров — ведущие местные юридические вузы. Целевая аудитория программ — юристы российских компаний, ведущих экспортно-импортную внешнеэкономическую деятельность в Индии или Китае.

«Мы стали единственной командой от ВШЭ, которая смогла завоевать первое место»

В ноябре состоялся заключительный этап Всероссийского юридического кейс-чемпионата MGIMO Law Championship. В номинации «Фармацевтическое право и интеллектуальная собственность» победила команда, в состав которой входили три студента факультета права ВШЭ — Иван Япрынцев, Иван Календарев и Екатерина Винтова.

Проверить право этикой: эксперты Вышки приняли участие в круглом столе в Госдуме

Суть теории гармоничного общественного благосостояния, смысл понятия справедливости, опасность институциональной ловушки — эти и другие темы обсуждали в ходе круглого стола «Справедливость и законотворчество» в Госдуме. В дискуссии приняли участие депутаты и ученые Высшей школы экономики и других вузов. Эксперты Вышки также рассказали о научном проекте по разработке автоматизированных способов оценки этичности.

Зашифрованные деньги

IQ.HSE продолжает серию материалов по экспертному докладу НИУ ВШЭ о правовом регулировании новых технологий. Сегодня — о том, в какие законы вписывается самоуправляемый рынок криптовалют. 

Новая магистерская программа ВШЭ восстанавливает связь канонического права и классической юриспруденции

В Вышке открывается магистерская программа «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений». Она станет частью совместного сетевого проекта с программой «Каноническое право» Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Студенты при желании смогут изучать курсы на обеих программах. Подробнее об этом рассказывает академический руководитель магистерской программы ВШЭ Анастасия Буянова.

Началось голосование за лучших преподавателей НИУ ВШЭ

С 28 мая по 17 июня в Вышке пройдут традиционные выборы лучших преподавателей 2018 года. «Проголосовать» на этих выборах студенты могут в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедуры оценки преподавателей и учебных курсов.

Подведены итоги выборов лучших преподавателей года

В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2017 года. В этом году процедура голосования не отличалась от выборов — 2016. Изменения произошли лишь в финансовых условиях — повысился размер надбавок для победителей. О том, как прошли выборы, и что ждет победителей, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.