
Вузовская наука в России: ресурсы и результаты
Институт статистических исследований и экономики знаний ВШЭ анализирует финансовые и кадровые ресурсы организаций сектора высшего образования и оценивает их научную результативность. По итогам 2024 года сектор объединяет 1082 крупные и средние организации (включая их филиалы) — это более четверти (26%) общего числа организаций, выполнявших исследования и разработки (ИР) в России. Большую часть сектора (91,9%) составляют образовательные организации высшего образования. Без учета филиалов в стране насчитывается 624 вуза, которые заняты ИР (это 86,2% всех вузов, включая частные).

«Фейки обладают сезонностью»: как выявлять недостоверную информацию
В эпоху цифровизации и стремительного распространения непроверенной информации навык критической оценки новостей становится ключевым не только для журналистов и экспертов, но и для каждого. Эксперты обсудили борьбу с фейками на круглом столе в НИУ ВШЭ. Мероприятие было организовано в рамках ежегодного форума по противодействию недостоверной информации «Диалоги о фейках 3.0» при участии АНО «Диалог Регионы».

Исчезнувший сигнал: как солнечная активность заглушила радиоголос Земли
Исследователи из НИУ ВШЭ и ИКИ РАН проанализировали данные спутника ERG (Arase) за семь лет и впервые подробно описали новое радиоизлучение Земли — гектометровый континуум, открытый в 2017 году. Выяснилось, что это излучение возникает спустя несколько часов после заката и исчезает через 1–3 часа после восхода Солнца. Чаще всего его фиксировали в летние месяцы, реже — весной и осенью. Однако к середине 2022 года, когда Солнце вошло в фазу повышенной активности, излучение полностью исчезло, но ученые предполагают, что сигнал может вернуться. Исследованиео публиковано в журнале Journal of Geophysical Research: Space Physics.

Вышка приняла участие в конференции по международному обмену профессионалами в Китае
С 21 по 24 октября в Шанхае и Пекине состоялась XXIII конференция по международному обмену профессионалами, объединившая более 7 тысяч ученых и экспертов со всего мира. Высшую школу экономики представляли декан факультета компьютерных наук Иван Аржанцев и старший научный сотрудник Международной лаборатории интеллектуальных систем и структурного анализа Василий Громов.

«Наша задача — распространять и популяризировать родные языки»
Действующий в Дагестанском государственном университете (ДГУ) Центр изучения родных языков активно продвигает исследование многочисленных языков народов Дагестана. В республике 14 государственных языков, у многих из них есть диалекты и разновидности. Дагестанские ученые намерены использовать корпусные методы исследования языков, применяемые в Вышке, и планируют сотрудничать с Международной лабораторией языковой конвергенции НИУ ВШЭ. О работе центра «Вышка.Главное» побеседовала с его директором, профессором Мариной Гасановой, которая находится в НИУ ВШЭ на стажировке.

План по валу: как публикационная активность приводит к кризису
В рамках конференции Fall into ML в ВШЭ прошла дискуссия «Академия в кризисе: что готовит будущее». Ее участники обсудили, почему растет количество научных публикаций, каково качество этих работ, чего требовать от ученых и какова рольискусственного интеллекта в подготовке статей.

«Цель — создавать новое для своей страны»
Мария Андреева увлеклась спутникостроением в шестом классе, в восьмом стала призером конкурса «Высший пилотаж», выступала с лекциями для школьников, участвовала во встречах с президентом России Владимиром Путиным. Два года назад в космос отправился спутник, в разработке которого Мария принимала участие. В этом году она поступила в Вышку на образовательную программу «Информатика и вычислительная техника», реализуемую Московским институтом электроники и математики им. А.Н. Тихонова ВШЭ. О своей любви к космосу и открывшихся в университете возможностях первокурсница рассказала «Вышке.Главное».

В НИУ ВШЭ — Пермь стартовала первая мастерская в рамках программы «ГосВышка» при участии главы города
В пермском кампусе Высшей школы экономики состоялось открытие мастерской в рамках программы «ГосВышка». Особенностью проекта стало непосредственное участие главы города Перми Эдуарда Соснина в качестве наставника для студентов.

Мозг, который слушает: что такое понимание и эмпатия с точки зрения нейробиологии
Человек способен слышать других, но не всегда — по-настоящему слушать и понимать. Недавно вышла книга исследователя в области нейронаук Оксаны Зинченко о работе мозга в рамках социального взаимодействия «Лабиринты понимания. Основы социальной коммуникации». В новой колонке для IQ Media Оксана Зинченко раскрывает одну из тем, которая освещается в книге — способность человека слушать и понимать с точки зрения нейронауки.

«Дизайн-код цифрового наставника»: номинация ВШЭ на федеральном конкурсе креативных индустрий
Высшая школа экономики объявляет о старте приема заявок в рамках федерального конкурса проектов в сфере креативных индустрий Creative Generation в новой номинации — «Дизайн-код цифрового наставника». Специальная номинация разработана Школой коммуникаций Вышки и предлагает участникам переосмыслить роль искусственного интеллекта в образовании, создав концепцию AI-помощника, который усиливает, а не заменяет учителей и педагогов.


очно/онлайн