Новая наука: как молодым ученым покорять горизонты
В условиях обострения глобальной конкуренции государства стремятся к обеспечению технологического суверенитета. В лидеры выходят страны, способные обеспечить развитие экономики, концентрацию нематериальных активов и человеческого капитала. Рост спроса на квалифицированные кадры приводит к повышению роли университетов и востребованности молодых ученых. О вызовах и возможностях для молодежи в научной среде шла речь на стратегической сессии НИУ ВШЭ “StratPro Platform”.
29 января в Вышке прошла Стратегическая сессия «StratPro Platform: молодые исследователи в программе “Приоритет-2030”». Открывая мероприятие, заместитель проректора НИУ ВШЭ Наталья Ватолкина рассказала о программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и стратегических проектах, реализуемых университетом в рамках данной программы. Стратегические проекты — это портфели исследовательских инициатив, которые объединены по принципу тематической связанности и интеграции социальных, гуманитарных и цифровых наук и способствуют трансформации исследовательской и инновационной деятельности университета. В 2024 году в реализации пяти стратегических проектов НИУ ВШЭ приняли участие свыше тысячи исследователей, а общий объем их финансирования превысил 250 млн рублей.
Наталья Ватолкина подчеркнула, что ежегодно возрастает количество проектов, поддерживаемых на конкурсной основе. Конкурсы проектов молодых ученых для реализации стратегических проектов проводятся с 2022 года, в 2024 году механизм отбора проектов молодых ученых был значительно обновлен: конкурс стал единым для всех стратегических проектов и кампусов Вышки. Из 45 заявок, полученных в ходе конкурса 2024 года, конкурсной комиссией были поддержаны 24 проекта, половину из которых возглавили аспиранты и студенты, а средняя доля молодых исследователей, студентов и аспирантов в поддержанных командах превысила 85%.
«Вышка предоставляет достаточно много программ поддержки для студентов и аспирантов. Это сообщество “Республика ученых”, “Научные бои”, различные конкурсы научных работ, образовательные интенсивы, академический кадровый резерв. Конкурс молодых в рамках стратегических проектов дополняет эти программы», — резюмировала Наталья Ватолкина.
Вовлечение молодых ученых в решение важнейших задач развития общества и страны входит в число приоритетов Десятилетия науки и технологий, объявленного Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию Владимир Лазарев рассказал участникам стратегической сессии о ключевых направлениях работы Координационного совета по формированию эффективной системы вовлечения молодежи в исследования и разработки, а также поделился собственным опытом исследований и работы в Координационном совете. Среди наиболее важных элементов он отметил платформу для молодых ученых Science-ID, объединяющую информацию о мерах поддержки молодых ученых в России, включая научное волонтерство и научно-популярный туризм, каталог отечественного оборудования и расходных материалов «Наша Лаба», сервис единого окна для инициатив по научно-технологическому развитию России «Президент, у меня идея!» и другие. В целом в России действуют около 280 мер поддержки молодых ученых, включая премии глав регионов, гранты на проведение исследований, стипендии за высокие научные достижения, жилищные сертификаты, различные льготы, стажировки и другие. Особый интерес вызвали инициативы по формированию сообществ молодых ученых, включая проекты «Молодежные лаборатории» и «Школа для молодых ученых», развитие которых продолжается в 2025 году. В завершение своего выступления Владимир Лазарев напутствовал молодых коллег, призвав их быть настойчивыми в своих инициативах, а также отметил важность эффективной коммуникации исследователей с государством и обществом.
«Обращайте внимание на научно-популярные проекты. С одной стороны, нам как ученым необходимо рассказывать обществу про наши исследования, а с другой стороны, это нам самим помогает найти единомышленников», — подчеркнул Владимир Лазарев.
Возрастающую роль технологий искусственного интеллекта в науке обсудил с молодыми исследователями директор Института искусственного интеллекта и цифровых наук Алексей Масютин. Он представил наиболее яркие примеры использования ИИ при проведении прикладных исследований, включая инновационные методы генерации белков и новейшие методы оценки рисков различных заболеваний. При этом он отметил роль ИИ в фундаментальной науке, приведя пример использования цифровой модели магнитного отражателя мюонов (МОМ) для Большого адронного коллайдера. В заключение спикер рассказал о разработке ИИ-помощников для студентов и учебных офисов, а также ИИ-помощника для достоверного брифинга по научным тематикам, полезного для исследователей и организаторов науки.
В рамках дискуссионной площадки «Мой проект в программе “Приоритет-2030”» молодые ученые Вышки рассказали о собственном опыте исследований. Научный сотрудник Центра языка и мозга Ольга Буйволова, руководившая проектом по неинвазивной стимуляции мозга для коррекции речевых нарушений, рассказала о своем пути от стажера до лидера команд, принявших участие в двух стратегических проектах Вышки. Младший научный сотрудник Центра когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ — Пермь Анна Проворова представила нейросеть NeuroSkate для анализа движений юных спортсменов на тренировках по фигурному катанию, призванную повысить эффективность преподавания в детских спортивных школах. Заведующая Лабораторией инноваций в образовании Института образования Анастасия Андреева поделилась собственным опытом становления молодого управленца и дала слушателям ряд практических советов. Заведующая отделом методологии и организации форсайт-исследований Международного научно-образовательного форсайт-центра ИСИЭЗ Олеся Майбах представила результаты анализа возможностей использования методов научной фантастики для разработки долгосрочных прогнозов научно-технологического и социально-экономического развития, поделившись планами исследовательской команды и рассказав коллегам о подводных камнях планирования.
Важным элементом стратегической сессии стал блок, посвященный коммерциализации научных достижений молодых ученых. Тон задал заместитель старшего директора по финансовой работе, доцент Школы инноватики и предпринимательства Андрей Зизин. Он провел мастер-класс, в ходе которого рассказал о важнейших параметрах успешного проекта по коммерциализации, типовых ошибках и о мерах поддержки исследовательского предпринимательства, существующих в Вышке.
«Проекту по коммерциализации необязательно быть на одном и том же уровне готовности по всем шкалам одновременно или продвигаться симметрично. Однако большие различия могут стать препятствием для прогресса по выходу на рынок с новым продуктом и увеличить риск неудачи», — пояснил Андрей Зизин.
Участники смогли применить полученные знания в ходе дискуссионной сессии «Коммерциализация достижений молодых ученых: brain storm», в ходе которой междисциплинарные команды обсудили исследовательские инициативы и выявили основные барьеры для их коммерциализации. В ходе мозгового штурма участники сформулировали способы преодоления данных барьеров как за счет стимулирования инициативности самих исследовательских команд, так и за счет поддержки со стороны университета, включая создание единого окна для упаковки и продвижения инновационных продуктов, базы знаний и ИИ-помощника в сфере коммерциализации и др. Свои выводы участники обсудили с приглашенными экспертами, среди которых были Андрей Зизин, директор Центра коммерциализации разработок и трансфера технологий Антон Яновский и руководитель Центра правового сопровождения в сфере науки, интеллектуальной собственности и информации Константин Синявский.
В заключительной части стратегической сессии старший научный сотрудник Форсайт-центра ИСИЭЗ Юлия Мильшина рассказала о глобальных трендах научно-технологического развития, их связи с актуальными экономическими и социальными изменениями, а также о приоритетах России в новых условиях. Отметив среди главных вызовов «удорожание» науки, рост научного неравенства между странами и деглобализацию науки в пользу формирования техноэкономических блоков стран, она подчеркнула, что главным барьером развития науки становится дефицит кадров и уровень компетенций. Способность воспроизводить высококвалифицированные научные кадры станет основным фактором конкурентоспособности стран на ближайшие десятилетия.
«Многократно растут требования к качеству этих кадров, к подготовке и переподготовке кадров. Ваши силы, энтузиазм, энергия направлены на самые великие цели, и хочется пожелать вам новых прорывных и интересных результатов, чтобы не угасал этот интерес», — резюмировала Юлия Мильшина.
В завершение стратегической сессии Наталья Ватолкина вручила сертификаты победителям Конкурса проектов молодых ученых 2024 года, реализовавшим исследования в рамках всех пяти стратегических проектов Вышки.
Вам также может быть интересно:
Пять стратегий будущего: главные достижения стратегических проектов Вышки в 2024 году
В уходящем году ученые Высшей школы экономики работали над пятью стратегическими проектами, посвященными ключевым направлениям развития современного человека и общества. Каждый из них уникален, но все они нацелены на создание продуктовых решений, поиск свежих идей для экономики, социальной сферы, науки и образования, а также развитие исследовательского потенциала университета.
«Мы создаем медицину будущего»
Доктор Гервин Шолк — профессор Фуданьского университета в Шанхае, партнер Центра языка и мозга НИУ ВШЭ в рамках стратегического проекта «Устойчивый мозг». Доктор Шолк известен как создатель универсальной некоммерческой программы для интерфейсов мозг — компьютер BCI 2000. В своем интервью он рассказал о современных нейроинтерфейсах, методах реабилитации после инсульта, новом подходе к нейрохирургии и поделился своим взглядом на будущее нейротехнологий.
Речевая (не)норма: в Вышке представили инструменты для оценки ментальных проблем
Зачастую люди с неврологическими и психическими расстройствами обладают определенными особенностями речи. В современной клинической практике могут быть востребованы цифровые инструменты, позволяющие проводить речевую терапию и реабилитацию при нарушениях речи. Кроме того, в перспективе цифровые инструменты способны помочь медикам оценивать тяжесть симптоматики таких расстройств.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
Стратегии роста: как корпорациям добиться антихрупкости в период турбулентности
Школа финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ 7 ноября представила подготовленную группой ученых и практиков финансового управления коллективную монографию «Российские корпорации в новой реальности. Финансовые стратегии на пути к антихрупкости», вышедшую в издательском доме университета. В презентации и обсуждении результатов исследования приняли участие авторы книги и представители бизнес-сообщества.
Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии
Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.
Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ представили новые цифровые инструменты для оценки когнитивных функций
В Центре языка и мозга НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, входящем в Институт психологии здоровья, прошел объединенный научный семинар стратегического проекта «Устойчивый мозг». Исследователи представили цифровые инструменты для оценки и коррекции речевых и когнитивных расстройств, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.
Ученые Вышки представили разработки, связанные с применением ИИ в медицине
Искусственный интеллект не заменит врача, но может стать ему отличным помощником. При этом здравоохранение нуждается в высокотехнологичных продуктах, которые способны быстро анализировать и контролировать состояние пациентов. Ученые Вышки применили ИИ для предоперационного планирования и постоперационной оценки результатов в спинальной хирургии и разработали автоматическую интеллектуальную систему для оценки биомеханики рук и ног.
Популярные или результативные: какие программы ДПО выбирают взрослые
Как показывают исследования, люди, получившие дополнительное образование, зарабатывают на 5–20% больше, чем те, кто не проходил такого обучения. Ученые Института образования НИУ ВШЭ впервые проанализировали влияние на повышение зарплат слушателей различных образовательных организаций и предлагаемых ими программ.
В Вышке упростили разработку интеллектуальных сервисов
Ученые НИУ ВШЭ разработали MLOps-платформу, применение которой поможет внедрять эффективные и безопасные ИИ-решения во всех кампусах и подразделениях университета. В дальнейшем рассматривается возможность масштабирования инструмента на внешний рынок.