«Математическое сообщество России — очень сплоченное»
Алексей Городенцев, заместитель декана по науке факультета математики ГУ-ВШЭ, рассказывает о победе проекта, выдвинутого факультетом на конкурсе Федеральной целевой программы «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области математики».
— Алексей Львович, в чем суть федеральной программы по математике? И какую цель вы ставили перед собой, участвуя в конкурсе?
— Очень похоже, что финансирование науки сейчас вступает в очередную фазу реформирования. Одним из направлений этого реформирования является федеральная программа создания научно-образовательных центров, призванных организовать работу со студентами и школьниками внутри коллектива ученых-исследователей для решения актуальных научных задач. Я очень надеюсь, что государство планирует и дальше поддерживать такие центры, и это может сыграть существенную роль в развитии системы образования страны и в решении важных научных задач.
Факультет математики ГУ-ВШЭ является преемником Независимого Московского университета, который уже двадцать лет ведет широкую образовательную деятельность. Вообще в Москве и некоторых других городах России сложилась совершенно уникальная система математического образования, не имеющая аналогов в мире. Работа с детьми начинается уже с седьмого класса, старшие школьники и студенты учат младших, и огромное число преподавателей участвует в реальной научной работе. Школьник может вместе с учителем пойти на «взрослый» семинар и своими глазами увидеть, как совершаются те самые научные открытия, о которых через пару лет напишут в газетах. На четвертом курсе вуза этот бывший школьник уже сам начинает публиковать результаты собственных исследований.
Таким образом — работающей системе математического образования придается официальный статус научно образовательного центра, позволяющий рассчитывать на государственную поддержку. Это представляется нам очень важным и полезным.
Я хотел бы подчеркнуть, что мы составляли эту заявку не одни, а вместе с группой математической физики Института теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ), который несколько десятилетий проводит такую же неформальная работу с талантливыми школьниками и студентами, причем не только по математике, но и по физике и биологии. Мы уже в третий раз участвовали в этом конкурсе, и вот, наконец, выиграли.
— Проекты каких организаций участвовали в конкурсе? Кто был вашим основным конкурентом?
— По-моему, разговор о конкуренции в данном случае неуместен. Математическое сообщество и в Москве, и во всей России — очень сплоченное. Мы все занимаемся одним делом: и наш факультет, и механико-математический факультет МГУ, и Математический институт имени В.А Стеклова, и Независимый университет. Положение российской фундаментальной науки в целом сейчас настолько тяжелое, что без взаимной помощи мы бы просто не выжили. Я бы радовался ничуть не меньше, если бы не мы, а институт Стеклова выиграл в этом конкурсе. Речь идет не о перетягивании одеяла на ту или другую сторону, а о возможности получения государственной поддержки для системы московского математического образования.
Связи Математического института Стеклова со студентами всегда осуществлялись через сотрудников института, которые преподавали математику студентам — чаще всего на механико-математическом отделении МГУ. Сейчас в Институте работает собственная образовательная программа, но у научного учреждения все-таки меньше возможностей для широкой работы со студентами, чем у учебного. Очень продуктивным было бы создание в Институте Стеклова базовых кафедр сильных математических факультетов. Наш факультет уже ведет переговоры об этом. И мы очень надеемся, что наши выпускники когда-нибудь окажутся среди сотрудников Математического института — ведь это, в сущности, единственное место в Москве, где можно профессионально заниматься математическими исследованиями, получая зарплату именно за это. Поэтому Институт Стеклова необходимо всячески поддерживать. И мне действительно очень жаль, что ему и на этот раз не удалось получить государственное финансирование для создания своего научного центра.
— Как будет проходить набор ребят для работы в научно-образовательном центре?
— Я уже говорил, что в России имеется уникальная система привлечения талантливых молодых людей к занятиям математикой и физикой — начиная со старших классов школы. Она сложилась задолго до того, как я сам стал учиться в математической школе. Даже после массового отъезда из страны талантливых и образованных специалистов в 1990-е годы, физико-математическое сообщество продолжает эффективно работать и давать детям лучшее математическое образование в мире. Важнейшей частью такой работы является организация математических и естественнонаучных олимпиад, в ходе которых школьникам предлагается попробовать себя в решении по-настоящему интересных задач и понять, насколько могут быть увлекательны самостоятельные занятия математикой или физикой. Одним из самых ярких организаторов олимпиадного движения является Николай Николаевич Константинов — известный преподаватель математики и участник нашего проекта.
Именно во время олимпиад мы знакомимся с несколькими тысячами школьников по всей России. Дальше мы приглашаем ребят, заинтересовавшихся математикой, физикой и биологией, участвовать в работе школ, конференций, летних лагерей. Каждый год мы анализируем огромную базу данных об интересных ребятах, собирающихся в этом году поступать в вузы. Если бы не общепринятые правила приема студентов, мы бы вообще не устраивали вступительные экзамены, как не устраивает их Независимый университет.
В этой работе со школьниками участвует множество людей. Мехмат МГУ набирает абитуриентов из этой же «копилки», ибо московское математическое сообщество едино.
— Чем отличается работа со студентами на факультете математики ГУ-ВШЭ от обучения на механико-математическом факультете МГУ?
- Главное отличие заключается в том, что у нас в десять раз меньше студентов, чем в МГУ, и это позволяет нам заниматься с каждым студентом индивидуально (как, собственно, и принято в лучших московских физико-математических школах), и мы добиваемся очень высокой интенсивности занятий с теми, кто этого хочет. Мы стремимся как можно быстрее включить студентов в научную работу и рассчитываем, что некоторые из них начнут профессионально заниматься исследовательской работой уже к концу третьего или на четвертом курсе. Этот стиль преподавания уже был в свое время успешно реализован в Независимом университете, где довольно много студентов начинали публиковать научные работы уже на старших курсах. Например, сейчас в аспирантуре Независимого университета учится Саша Ефимов, который прошлой весной окончил Независимый, будучи четверокурсником (то есть на год раньше обычного), и за минувший год сделал сразу несколько выдающихся работ.
— Какие возможности открываются перед факультетом математики Вышки в связи с этой победой?
— В денежном выражении государственный контракт на проведение исследований, который мы собираемся заключить, достаточно скромен. Хотя, безусловно, эти деньги нужны. Например, для поддержки участвующих в научной работе студентов, организации научных школ и конференций. Но гораздо важнее для нас государственный статус. Идея создания и поддержания научно-образовательных центров лично мне представляется чрезвычайно правильной. Обучение студентов и школьников должно проходить в эффективно работающем коллективе исследователей, решающем конкретные и актуальные научные задачи. Статус участника государственной программы — это, с одной стороны, признание государством успехов московской математической школы, а с другой стороны — раз государство берется за поддержку таких проектов, то дальше это может развиться в какую-нибудь целевую систему поощрения научных центров и проводимых ими исследований.
— Как вы проводите занятия с иногородними ребятами?
— Мы принимаем участие в организации и проведении большого числа олимпиад и выездных школ. Например, Московский центр непрерывного образования проводит летние школы в Дубне, куда приглашаются многие ведущие педагоги, участвующие в нашем проекте. Институт теоретической и экспериментальной физики проводит майские школы в Киеве. Имеется множество школ, проводимых отдельными школьными учителями, также вовлеченными в наш проект. Николай Николаевич Константинов является создателем и президентом математического Турнира городов — международной математической олимпиады и научной конференции школьников, которая охватывает сотни городов по всему миру. Тысячи школьников присылают свои работы, а потом получают результаты проверки. Это огромная, кропотливая, что называется, ручная работа.
В общей сложности в год обычно проводится с десяток крупных выездных мероприятий со школьниками и студентами младших курсов. Мы надеемся со временем организовать математический онлайн-кружок, что-то вроде знаменитых в семидесятые и восьмидесятые годы «задачника» и «математического кружка» Кванта, но это — в перспективе.
Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Математики России и Китая встретятся в Вышке
С 5 по 9 ноября 2024 года в НИУ ВШЭ пройдет совместная конференция по алгебраической геометрии и математической физике Высшей школы экономики и Пекинского института математических наук и приложений. Более 30 математиков из ведущих университетов России и Китая выступят с докладами о современных достижениях в области геометрии и математической физики. Конференция пройдет в гибридном формате.
НИУ ВШЭ проведет студенческую школу-конференцию «Математическая весна — 2023»
С 27 по 30 марта 2023 года в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ пройдет четвертая студенческая школа-конференция «Математическая весна — 2023», которая организована Международной лабораторией динамических систем и приложений НИУ ВШЭ при поддержке мегагранта правительства РФ в рамках нацпроекта «Наука и университеты».
«Теория чисел помогает тренировать абстрактное и категорное мышление»
«Введение в теорию чисел» — авторский онлайн- курс Владимира Шарича, старшего преподавателя факультета математики НИУ ВШЭ. Программа воспитывает вкус к математической красоте и дает практические алгоритмичные инструменты для поиска ответов на теоретико-числовые вопросы. Курс интегрирован в учебные планы в формате смешанного обучения в Вышке и в вузах-партнерах.
В Вышке стартует курс ДПО для школьных учителей математики
3 октября в НИУ ВШЭ начинается программа ДПО «Математика и ее приложения для преподавателей старших классов». Она рассчитана на школьных учителей математики, информатики, естественных наук, а также студентов старших курсов педагогических вузов со специализацией «математика», «физика», «информатика».
Студенты ВШЭ заняли призовые места на международной олимпиаде по математике IMC-2022
29-я Международная студенческая олимпиада по математике (International Mathematics Competition for University Students) прошла в начале августа в смешанном формате — очно в болгарском Благоевграде и онлайн. Наград удостоились восемь учащихся факультета компьютерных наук и факультета математики Высшей школы экономики.
«Математика — это праздник, который всегда с тобой»
Почему всем нам нужно изучать математику? Как устроено математическое образование — в мире, России и Вышке? Где работают и чем занимаются выпускники математических специальностей? На эти и другие вопросы в интервью YouTube-каналу ВШЭ ответили Александра Скрипченко, декан факультета математики НИУ ВШЭ, и Иван Аржанцев, декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.
Никита Анисимов: необходимо трансформировать математическое образование, чтобы оно отвечало требованиям цифровой эпохи
15 августа в образовательном центре «Сириус» стартовал Всероссийский съезд учителей математики. В его работе приняли участие руководители ВШЭ, МГУ, МФТИ и других университетов, ученые и педагоги, представители госорганов. Ректор Вышки Никита Анисимов назвал разделы математики, которым, по его мнению, необходимо придать большее значение в школьной программе, а также рассказал об инициативах ВШЭ по трансформации математического образования.
Два проекта НИУ ВШЭ стали победителями в очередном конкурсе «мегагрантов»
В седьмой раз состоялся конкурс на предоставление «мегагрантов» для поддержки исследований под руководством ведущих мировых ученых. Научная группа в Нижнем Новгороде будет изучать динамические системы, а в Москве появится лаборатория социальной нейробиологии.
«Вся наша жизнь — динамическая система»
Недавно Лаборатория топологических методов в динамике, которой в нижегородском кампусе заведует профессор ВШЭ Ольга Починка, получила статус международной. О прикладной пользе исследований в фундаментальной математике и грандиозных планах на будущее Ольга Витальевна рассказала новостной службе портала. Это интервью — первое в рамках спецпроекта о работе Международных лабораторий Вышки.
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.