Not aware but beware: парадоксы отношения россиян к научным достижениям
Россияне не очень активно интересуются информацией о достижениях в области науки и техники, однако убеждены, что неплохо о них осведомлены. И в этом мы отличаемся от европейцев. Доля тех, кто читает научно-популярные журналы в среднем по Европе больше аналогичного показателя по России в 4 раза, а вот свою осведомленность о достижениях науки и техники в среднем европейцы оценивают скромнее, чем россияне.
Об этом свидетельствуют результаты нескольких волн опросов общественного мнения о науке и технологиях, проведенных Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) в рамках Мониторинга инновационного поведения населения в период с 1996 по 2015 год.
Данные опросов за последние 10 лет фиксируют: растущий с 2006 по 2011 годы интерес населения к различным научным проблемам изменился в 2014 году снижением внимания почти ко всем темам сразу. Исключением являются лишь «Международные проблемы» и «Информационные технологии». При этом наибольший спад интереса после 2011 года характерен для таких направлений, как «Проблемы образования», «Проблемы использования ядерной энергии» и «Исследования космоса».
За этим можно увидеть, например, влияние смены общей информационной повестки и приоритетов в СМИ, полагает Константин Фурсов, руководитель мониторингового проекта, заведующий Отделом результативности научно-технической деятельности ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. «Надо сказать, что новости науки никогда не были первыми среди информационных предпочтений населения России (исключение составляет, пожалуй, только информация о достижениях в медицине). Однако за валом новостей о международной политике, которые мы с разной интенсивностью наблюдаем последние два года, важность сообщений о научных открытиях и инновационных разработках очевидно снижается. Рост интереса к информационным технологиям может быть обусловлен тем, что они напрямую связаны с получением информации из различных источников (интернет-СМИ, социальные сети, блоги и др.)», — заключает эксперт.
При этом отношение к науке у россиян остается в целом положительным в течение всего периода наблюдений: большинство опрошенных полагают, что от науки больше пользы, чем вреда. Достаточно хорошо осведомлены о достижениях науки и техники 42% россиян. По этому показателю Россия занимает 11-е место по сравнению с 28 странами Европы, где проводился аналогичный опрос.
Несколько парадоксальными на этом фоне оказываются данные, характеризующие основные источники получения информации о достижениях в области науки и техники. Так, отвечая на соответствующий вопрос анкеты, 27% россиян ответили, что совсем не интересуются информацией о науке и технике. Если вновь проводить сравнения с европейскими странами, то по доле не интересующихся Россия занимает 5-е место с конца. Доля тех, кто читает научно-популярные журналы, в России в 4 раза меньше аналогичного показателя по Европе в целом.
«Отсюда можно сделать два интересных предположения. Во-первых, россияне во многом авансируют позитивное отношение к науке: даже при снижающемся уровне интереса к научной проблематике само отношение к науке остается в целом положительным. Во-вторых, достаточно высоко оценивая себя в плане информированности о достижениях науки и техники, россияне, тем не менее, на практике не слишком активно вовлечены в научно-популярный дискурс», — говорит Константин Фурсов.
Фурсов Константин Сергеевич
Вам также может быть интересно:
Все меньше россиян воспринимают науку однозначно положительно
К такому выводу пришли ученые Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ по итогам проведенного ими опроса населения, цель которого — изучить уровень доверия граждан к сфере науки и технологий.
Всё ли в науке можно измерить?
Систематическое статистическое наблюдение науки зародилось в послевоенное время из инициативы небольшого круга энтузиастов. С тех пор его методы постоянно совершенствуются. Какие именно инструменты используются для анализа таких сложных систем, как сфера науки, технологий и инноваций, а также об их возможностях и ограничениях рассказал на открытой лекции в рамках магистерской программы ИСИЭЗ «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» профессор Джорджио Сирилли, научный директор Института по изучению устойчивого экономического роста при Национальном исследовательском совете Италии.