• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гохберг Л.М., Китова Г.А., Кузнецова Т.Е., Шувалова О.Р. Российские ученые: штрихи к социологическому портрету. М.: ГУ-ВШЭ, 2010

Монография посвящена анализу мотиваций, ценностных ориентаций и карьерных устремлений российских ученых как ключевых характеристик социально-психологической модели их поведения.

Гохберг Л.М., Китова Г.А., Кузнецова Т.Е., Шувалова О.Р. Российские ученые: штрихи к социологическому портрету. М.: ГУ-ВШЭ, 2010. — 140 с.

Монография посвящена анализу мотиваций, ценностных ориентаций и карьерных устремлений российских ученых как ключевых характеристик социально-психологической модели их поведения. В основу публикации положены итоги специального репрезентативного обследования условий исследовательской деятельности и привлекательности научной карьеры, проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ.

Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся проблемами развития отечественной науки и государственной научно-технической политики.

Содержание

Введение

1. Методология исследования

  • 1.1. Цель и задачи
  • 1.2. Выбор объекта исследования
  • 1.3. Формирование выборочной совокупности
  • 1.4. Инструментарий обследования
  • 1.5. Основные гипотезы

2. Состояние науки и государственная научная политика

  • 2.1. Предварительные комментарии
  • 2.2. Ситуация в отечественной науке
    Состояние и перспективы
    Место в мировой науке
  • 2.3. Основные проблемы развития науки
    Престиж научного труда
    Возрастная структура научных кадров
    Роль государства
  • 2.4. Мобильность научных кадров
    Динамика персонала
    Возможности пополнения
    Направления движения
  • 2.5. Результативность научной политики
    Оценка ключевых направлений
    Эффективность отдельных мероприятий
    Возможности и перспективы научной деятельности
  • 2.6. Осведомленность ученых о государственной научной политике
  • 2.7. Выводы и комментарии

3. Факторы и результаты выбора карьеры учеными

  • 3.1. Постановка задачи
  • 3.2. Выбор научной карьеры
    Группировка факторов
    Особенности демографической структуры выборки
    Личностные факторы
    Материальные цели
    Особенности выбора карьеры учеными, работающими в государственных компаниях
  • 3.3. Преемственность научной карьеры
    Ученые и их родители
    Ученые и их работающие дети
  • 3.4. Ценности научной деятельности
    Что удерживает ученых в науке?
    Распределение мнений отдельных групп ученых
    Индикаторы ценностей научной деятельности
  • 3.5. Удовлетворенность научной работой
    Подходы к оценке
    Готовность повторить выбор профессии ученого
    Желание видеть учеными своих детей
    Склонность к переменам
    Реализация возможностей, предоставляемых ученому его работой
  • 3.6. Результативность научной деятельности
    Оценка результативности
    Позитивные сдвиги и тенденции
  • 3.7. Выводы и комментарии
    Заключение: перспективы развития исследования
    Список использованной литературы
    Приложение. Анкета обследования

Вам также может быть интересно:

Полетаевские чтения: как оценивать работу коллег

В Институте гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ прошли четвертые Полетаевские чтения, ставшие уже традиционным способом почтить память одного из ведущих отечественных специалистов в области теории и истории социальных наук Андрея Владимировича Полетаева. Главной темой форума стала «Академическая экспертиза: как устроена саморегуляция научного сообщества?».

Развитие науки и технологий: опыт США

Как взаимодействуют американские ученые, государство и бизнес? Какой будет стратегия научно-технического развития США в ближайшие годы? Об этом 21 мая на встрече в ВШЭ рассказал один из авторов доклада «ARISE 2» (Advancing Research in Science and Engineering), вице-президент Массачусетского технологического института (MIT) Клод Канизарес.

«Премия стимулирует интерес к российской экономике»

28 марта были названы имена лауреатов Национальной премии по прикладной экономике 2012 года. Премия присуждена Андрею Маркевичу и Роджеру Маркусу Харрисону за работу «Первая мировая война, Гражданская война и восстановление. Национальный доход России в 1913-1928 годах», опубликованную в Journal of Economic History в 2011 году. Комментирует председатель оргкомитета премии, проректор ВШЭ Андрей Яковлев.

Отечественная наука и научная политика в конце ХХ в.: тенденции и особенности развития (1985–1999) / Под общ. ред. Л.М. Гохберга. М.: Фонд современной истории; Издательство Московского университета, 2011

Монография посвящена исследованию ключевых проблем, стоявших перед государством и научным сообществом в сфере развития науки в 1985–1999 гг., путей и механизмов их решения. Авторы анализируют наиболее значимые институциональные изменения, произошедшие в исследуемый период в различных секторах отечественной науки, оценивают эволюцию концептуальных основ государственной научно-технической политики, а также основные результаты ее реализации.

10 людей десятилетия

Журнал «Русский репортер» совместно с большой группой экспертов составил список из десяти самых авторитетных экономистов и социологов России последнего десятилетия. Половина списка — профессора Высшей школы экономики.

«Страна по-прежнему на распутье»

Ординарный профессор ГУ-ВШЭ Александр Гофман рассказывает о своем отношении к профессиональным ценностям в науке, о состоянии отечественной социологии и ситуации в социологическом сообществе.

РЭК-2009 в цифрах

Согласно статистике первого Российского экономического конгресса, прошедшего в декабре минувшего года, наиболее активными участниками форума стали ученые, в том числе и молодые исследователи, Высшей школы экономики.

Новая премия — новые стандарты качества

14 октября в Высшей школе экономики прошла презентация Национальной премии по прикладной экономике, учредителями которой выступили ведущие экономические вузы и аналитические центры России.

«Живая музыка» науки

17 сентября Лаборатория институционального анализа экономических реформ (ЛИА) ГУ-ВШЭ провела семинар на тему «Опыт международных конференций». Участники семинара попытались выяснить, нужно ли ездить на конференции и каких результатов там можно добиться.

Как оценить ученых

В научном мире развитых стран — острая дискуссия: можно ли оценивать значимость научных достижений на основе сугубо формальных показателей. Большинство ученых считает, что нельзя.