Медицинские стандарты: за и против
19 июня 2008 года состоялся научный семинар "Как повысить эффективность вложений в здравоохранение: роль медицинских стандартов". В его работе приняли участие профессор американского Университета Дж. Гопкинса Джерард Андерсон и профессор Национального института совершенствования клинических практик (Великобритания) Калипсо Халкиду.
В последние два десятка лет произошел настоящий бум в производстве различных лекарственных средств, перечень которых содержит ныне почти 16 тысяч наименований. Производители этих препаратов активно продвигают свою продукцию на рынок. Однако смертность от неправильного назначения тех или иных медикаментов уже превышает в мире многие десятки тысяч случаев ежегодно. Стало очевидно, что для повышения безопасности лечения, его клинической и экономической эффективности требуется создание документов, упорядочивающих деятельность врача. Такими документами являются стандарты медицинских услуг. Их выработка - дело непростое. Тем больший интерес у практикующих врачей, экспертов министерства здравоохранения РФ и страховых медицинских компаний, представителей Всемирного банка, финансирующего ряд медицинских программ в России, вызвал научный семинар "Как повысить эффективность вложений в здравоохранение: роль медицинских стандартов", прошедший в ГУ-ВШЭ 19 июня 2008 года. Вел семинар первый проректор Лев Якобсон.
С докладом-презентацией "Больше пользы для здоровья, выше отдача на вложенные средства. Клинические стандарты и системы стимулирования: выводы из мирового опыта" выступили известный американский ученый в сфере экономики здравоохранения, профессор американского Университета Дж. Гопкинса Джерард Андерсон (Gerard Anderson) и его содокладчик, профессор Национального института совершенствования клинических практик (Великобритания) Калипсо Халкиду (Kalipso Chalkidou). Они рассказали о формировании системы экономической мотивации медработников и мировом опыте определения клинических стандартов.
Выяснилось, что "увеличение расходов и более интенсивное использование медицинских услуг отнюдь не всегда приводит лучшим результатам и, что еще более важно, к высокой удовлетворенности населения". Стало быть, мало иметь только нужный объем средств, необходимо еще и обладать "руководством и положениями, с помощью которых можно определять выгоды и обеспечивать их получение".
Джерард Андерсон |
Конечно, одними руководствами по мнению Дж. Андерсона, изменить поведение медицинского персонала весьма трудно. Наиболее действенную, мотивацию обеспечивает "сравнение работы с поведением и работой тех, кто действует в аналогичных структурах, тогда, когда происходит сравнение качества собственной работы с качеством работы коллег, других докторов".
Важно отметить, что руководства должны быть гибкими. В США программа "Intermountain Health Care" использует руководства вот уже в течение 20 лет. Считается, что 90% соблюдения руководств — весьма хороший результат: ожидать их стопроцентного соблюдения невозможно, ибо "каждый пациент уникален, и руководства не могут служить "единым рецептом" для всех".
Калипсо Халкиду |
К. Халкиду подробно остановилась на клинических руководствах, которые нацелены на предоставление информации относительно лечения и ухода за пациентами с конкретными заболеваниями. Институт работает с пациентами, врачами, руководителями системы здравоохранения, фармацевтическими компаниями. Ежегодно с "NICE" делятся своим опытом свыше 2000 независимых экспертов, "которые в основном работают бесплатно, поскольку считают для себя честью сотрудничать с организацией, разрабатывающей такие руководства". При Институте действует Общественный совет из 30 человек, представляющих разные социальные группы Великобритании, рассматривающий общественные и этические вопросы, связанные с выработкой рекомендаций.
К. Халикиду затронула и такой актуальный вопрос, как формирование базового пакета медицинских услуг. На примере многих стран видно, что людям обещается много услуг, но "фактически услуг предоставляется гораздо меньше обещанного". Задача состоит в том, чтобы разработать некий пакет, который обеспечивал бы фактическое предоставление во всех клиниках и врачебных кабинетах обещанных услуг. К примеру, опыт Бразилии, разработавшей базовый пакет медицинских услуг, может служить примером для многих стран. Бразильские медики и представители пациентов подготовили внушительный список услуг, которые, по их мнению, должно покрывать государство, и который был проанализирован Министерством здравоохранения совместно с Министерством финансов. В результате было принято решение о гарантиях ряда услуг для пациентов, страдающих диабетом и гипертонией, — для гарантирования услуг для всех больных в стране не хватает средств.
Клаус Роланд |
Для России важен опыт других стран, но конечно, с ее масштабами и различной плотностью населения Россия "должна создать что-то собственное".
Это выступление стало своего рода "мостиком" к дискуссии о российских особенностях создания медицинских стандартов. Главным "дискуссантом" от России стал профессор Московской медицинской академии им. Сеченова (ММА) Андрей Воробьев.
На сегодня в России "доступность медицинской помощи при определенных видах заболеваний колеблется от нуля до десяти процентов". Например, "при сахарном диабете второго типа лишь 13% больных получают адекватную терапию".
В России нужна методология внедрения в практику медицинских технологий, включающая выработку стандартов, обучение специалистов, мониторинг внедрения, планирование бюджета и т.п. "К сожалению, сегодня наше профессиональное сообщество не очень хорошо объединено для решения этой проблемы, не все готовы участвовать в разработке стандартов, весьма высока традиционная для России зависимость от лидера, ангажированность производителем лекарств". Чиновники, пытающиеся формировать стандарты, "абсолютно не знают современных медицинских технологий. Их не знают даже и сами врачи, поскольку технологии развиваются очень и очень быстро и могут поменяться радикально буквально в течение пяти лет. "А ученые, на которых мы обычно возлагаем большие надежды, ориентированы на суперсовременные технологии, внедрение собственных наработок".
При этом "высок уровень коррупционной мотивации по включению различных технологий в стандарты". Необходима полная прозрачность работы над стандартом.
"За качество работы люди должны получать деньги, — убежден А. Воробьев, — а не штрафоваться за некачественную работу."
Важнейшим индикатором является оценка пациентами качества полученной медуслуги, но "такая оценка не должна быть определяющей".
"За последние несколько лет утверждено500 стандартов медицинской помощи, — сообщил профессор А. Воробьев, — создано более 300 стандартов к наиболее сложным технологиям, что является высочайшим достижением, потому что в эту работу были вовлечены все коллективы крупных центров, примерно 300 стандартов существуют в виде проектов. К сожалению, за последние полгода утверждение стандартов практически приостановлено".
"Но у нас есть масса успешных работ, мы очень гордимся достижениями в области лечения гемофилии, ибо за несколько лет нам удалось поднять эту "тему" почти с нуля, около 25% пациентов получают современную профилактическую терапию в домашних условиях, что в общем-то является очень большой победой".
Не приведет ли переход финансирования здравоохранения по стандартам к значительному росту бюджетных расходов? Этот вопрос первого проректора ГУ-ВШЭ Льва Якобсона вызвал оживление участников семинара. Их ответы оказались разными. Кто-то в репликах прямо из зала говорил, что такой переход приведет к росту бюджетных расходов в 5—6 раз, кто-то, напротив, поставил в пример медицинские центры, где переход на стандарты не привел к существенному увеличению расходов.
Леонид Рошаль |
В ходе семинара выступили декан факультета управления здравоохранением ММА Сергей Боярский, профессор ГУ-ВШЭ Игорь Шейман, исполнительный директор Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК) Гузель Улумбекова и другие.
По словам Л. Якобсона, большое число тех, кто высказал свою точку зрения, свидетельствует о том, что за таким сухим словом, как "стандарты" стоят острые проблемы, напрямую затрагивающие интересы всех граждан России. Первый проректор Вышки выразил уверенность, что в стенах ГУ-ВШЭ семинары такого рода будут продолжены.
Николай Вуколов
Фото: Ивана Морякова
Вам также может быть интересно:
Здоровое питание как инструмент экономии: пути снижения затрат на здравоохранение в России
В России ежегодные затраты на лечение только сахарного диабета второго типа составляют больше 500 млрд рублей. Продвижение программ здорового питания может снизить нагрузку на систему здравоохранения и увеличить продолжительность жизни. К таким выводам пришли экономисты из НИУ ВШЭ, проанализировав мировой опыт участия государства в популяризации здорового образа жизни.
«Ни в коем случае мы не будем делать цифру заменой врачу»
Как изменилась медицина из-за пандемии коронавируса? Какие тренды цифровизации сейчас существуют в здравоохранении? Что будет с ее финансированием? Эти и другие вопросы эксперты обсудили на очередной сессии Дискуссионного клуба ВШЭ и Сбера «Каким должно быть здравоохранение в РФ в 2030?», которая прошла в рамках XXII Апрельской международной научной конференции.
Здоровье по прейскуранту
Рынок платного здравоохранения в России выходит из тени и растет: объем нелегальных платежей снижается, деньги на лечение население тратит все чаще. Сколько и за что, изучили Полина Козырева и Александр Смирнов. На данных RLMS-HSE за 2009–2017 годы они рассчитали величину и динамику цен за услуги стоматологов, амбулаторную, стационарную и скорую помощь.
Вне зоны помощи
Сельское население России составляет почти 38 миллионов человек. Их средняя продолжительность жизни примерно на два года меньше, чем горожан. Увеличивать ее за счет медобслуживания пока не получается: лечиться на селе сложно, а часто и невозможно. Исследователи ВШЭ изучили проблему на данных мониторинга RLMS-HSE.
Россия в рейтинге стран по публикационной активности ученых: медицинские науки
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет сведения о позициях России в рейтинге стран по числу публикуемых статей в области медицины и наук о здоровье.
«Мне хотелось создать простую и гибкую технологию, которая бы помогала врачам»
Современную медицину нельзя представить без инженерных и компьютерных решений. Их разработкой занимаются в магистратуре Вышки. О своем проекте по ведению электронных медицинских карт, который уже прошел тестирование в одной из московских клиник, рассказывает выпускница программы «Системная и программная инженерия» 2018 года Александра Гуреева.
Перестройка системы здравоохранения требует высококвалифицированных специалистов
Среди задач, поставленных Президентом РФ в Послании Федеральному собранию, особая роль отведена развитию системы здравоохранения. В частности, отрасль остро нуждается в высококвалифицированных специалистах — менеджерах высшего звена. О том, как магистерская программа «Управление и экономика здравоохранения» восполняет кадровые пробелы в системе здравоохранения, рассказал академический руководитель программы Сергей Шишкин.
Эвтаназия под вопросом
Религиозность, недоверие к врачам и стремление защитить больного от системы здравоохранения — факторы, которые способствуют негативному отношению к эвтаназии в России. Это показали результаты исследования, представленного в программе XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Врачи всеобщей практики
Врачи в селах обладают особым авторитетом. Они часто оказывают не только медицинскую, но и психологическую помощь и следят за общественным порядком, выяснили ученые НИУ ВШЭ.
Альцгеймер, Паркинсон и другие
Каковы масштабы неврологических заболеваний в современном мире.