Изучая софистику Средневековья
5-8 сентября Институт гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ совместно с культурным центром «Покровские ворота» провел международную школу-конференцию «Нелегитимная аргументация в интеллектуальной культуре Запада от св. Ансельма до Исаака Ньютона».
Согласно замыслу организаторов конференции — доцента факультета истории ВШЭ Олега Воскобойникова и сотрудников Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ) ВШЭ Юлии Ивановой и Павла Соколова, — международная школа-конференция должна была не только познакомить широкую аудиторию с промежуточными результатами работы в рамках программы Научного фонда НИУ ВШЭ «Учитель — ученики» «Многоликая софистика: нелегитимная аргументация в интеллектуальной культуре Западной Европы Позднего Средневековья и раннего Нового времени» (руководители — Е.Г. Драгалина-Черная и Ю.В. Иванова), но и показать, как взаимодействие между старшими и младшими представителями научного сообщества осуществляется в разных университетах Европы. В школе-конференции приняли участие крупнейшие ученые из Великобритании, Франции, России и Дании и их ученики.
Первый день конференции был полностью посвящен средневековым логическим теориям. Стоит сказать, что уже первый доклад задал очень высокую планку для последующих выступлений. Стивен Рид (Университет Сент-Эндрюс) и его «ученик» Спенсер Джонстон (Университет Сент-Эндрюс) выступили с совместным сообщением «Это Сократ»: некоторые мертонианские софизмы о сигнификации». Стивен Рид — признанный авторитет как в современной логике, так и в медиевистике — предложил собравшимся коллегам проанализировать средневековую формализацию парадокса лжеца. Его аспирант Спенсер Джонстон рассмотрел схоластический диспут как стратегию анализа некоторых софистических уловок, а также сравнил различные варианты правил проведения формальных диспутов. Доклад Стена Эбессена (SAXO-Институт Университета Копенгагена) — всемирно известного специалиста по средневековой и античной философии (в частности, по средневековой логике и риторике) — был посвящен средневековым интерпретациям софистических опровержений Аристотеля. Елена Лисанюк (Санкт-Петербургский государственный университет) в докладе «Софистика: вид диалога, методика решения задач или стиль обсуждения?» сосредоточилась на проблеме определения границ легитимных и нелегитимых способов аргументации, а также сделала предметом анализа сам статус «софистики». Вслед за Еленой Лисанюк выступили ее ученицы: Александра Павлова (Санкт-Петербургский государственный университет) рассмотрела формальную диалектику Ч. Хэмблина как попытку формализации средневековых логических диспутов, а Евгения Журавлева (Калининград, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта) предложила компьютерную модель экспликации средневековой практики диспутов с предписаниями. Елена Драгалина-Черная (Москва, ВШЭ) выступила с докладом «Плодотворные тавтологии» в средневековой логике: перформативность, притворная референция и прототипические эффекты». Доклад вызвал большой интерес, поскольку в нем было показано, что целый ряд современных семантических идей (теория прототипов, использование перформативной аргументации) был предвосхищен еще в работах средневековых схоластов. Финальный доклад ученика Елены Драгалиной-Черной Виталия Долгорукова (Москва, ВШЭ) продолжил тему актуализации средневековых логический теорий. В своем докладе Виталий говорил о сходстве между теорией игр и средневековыми формальными диспутами.
Второй день конференции объединил доклады с весьма разными темами — от средневековой астрономии и физики до Новоевропейской политической философии. Тем не менее, все они были связаны общей проблемой определения границ легитимной аргументации. Чарльз Бернетт (Институт Варбурга Лондонского Университета) — крупнейший специалист по средневековой европейской и арабской философии — посвятил свой доклад переводчику арабской литературы Герману Каринтийскому (XII век). Его ученик Дирк Групе (Институт Варбурга Лондонского Университета), выступивший с докладом «Аргументы за новую космологию в Европе XII века: «Книга Мамона» и начало рецепции птолемеевской астрономии», удивил не только доскональным знанием и виртуозностью анализа средневековых текстов, но и профессиональным владением языком современной физики и математики, на котором он описывал средневековые астрономические модели. В докладе Николя Вейль-Паро (Университет Париж XII) была проанализирована история интерпретации магнетизма в философских и естественнонаучных трудах античных и средневековых авторов. Вопрос о значении понятия «закон» в трудах средневековых и новоевропейских «физиков» и законности апелляции к ним задал в своем выступлении Дмитрий Баюк (Москва, Институт истории естествознания и техники Российской академии наук, ВШЭ). От физики и астрономии к политической философии перевел разговор совместный доклад Павла Соколова (Москва, ВШЭ) и его ученицы Анастасии Копыловой (Москва, ВШЭ) «Potestas sophistica: пролегомены к политической семантике Джона Уиклифа». Анализ применения герменевтических, онтологических и логических категорий в политической теории Уиклифа вызвал оживленный интерес аудитории. Совместное выступление Юлии Ивановой (Москва, ВШЭ) и ее ученицы Ангелины Бухаровой (Москва, ВШЭ) «Парадоксы языка политической философии Чинквеченто» было посвящено становлению политического языка итальянского Чинквеченто и его истокам, обнаруживаемым авторами доклада в лингвистических и этических учениях гуманистов XV века. Проблема превращения языка «спасительного насилия» в язык «благодетельного контроля» представляет интерес не только для истории философии или теории аргументации, но и в контексте современных политических дискуссий.
Заключительный день конференции открыли совместным выступлением Олег Воскобойников (Москва, ВШЭ) и его «ученица» Мария Сорокина (Москва, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова). В своем докладе они проанализировали аргументы «за» и «против» в спорах о статусе астрологии в науке XIII века. Стоит отметить, что оба докладчика опирались в своих исследованиях на материал двух еще не изданных, известных лишь по рукописям и малоизученных трактатов — «Введения» Михаила Скота (около 1230 года) и «Суммы о звездах» Герарда из Фельтре (около 1265 года). Доклад Мод Перес-Симон (Университет Новая Сорбонна — Париж III) познакомил аудиторию с историей такого важного для научного дискурса Античности и Нового времени средства научного обоснования, как аргумент от этимологии. Выступление Ванессы Обри (Университет Нанта) было посвящено способам речевой репрезентации персонажей французского романа XII-XIII веков: исследовательница поставила вопрос о том, как маркируется авторами произведений соответствие или несоответствие реплик героев принятым в обществе этическим нормам — их стремление использовать «легитимные» или «нелегитимные» аргументы.
Аргументативные приемы, используемые христианскими мыслителями в полемике с иудеями, проанализировал на материале неизданного трактата «Триумф» Якоба Сиверосо (XIV век) Василий Долгополов. В своем выступлении «Легитимность и нелегитимность магнетической медицины в XVI-XVII веков» Роберто Пома (Университет Париж XII) рассказал о том, как изменялся статус медицинской практики исцеления на расстоянии в начале Нового времени. Сандро Пассаванти (Университет Пизы) сосредоточил внимание аудитории на фигуре Левина Лемния и рассказал о способах легитимации оккультного знания в текстах XVI века. Александр Марков (Москва, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) в докладе «Зачем исихасту Писание? Политический смысл поздневизантийских споров о месте Писания в духовной жизни» вновь обратился к сфере политического. В своем выступлении он показал, как теологические споры в Византии способствовали серьезнейшим политическим изменениям, а иногда и провоцировали их.
Закрывая школу-конференцию, ее организаторы — Юлия Иванова, Олег Воскобойников и Павел Соколов — выразили российским и зарубежным участникам благодарность за продуктивное и интересное сотрудничество. Иностранные коллеги признались, что были приятно удивленны как уровнем организации, так и уровнем научной работы своих российских коллег и, в особенности, их учеников. Они выразили надежду, что совместная работа с ВШЭ будет продолжена в разных формах — от создания коллективных научных трудов до обмена студентами и учеными. На протяжении всей школы-конференции помогали участникам лучше понимать друг друга переводчики Кирилл Левинсон (ИГИТИ) и Павел Соколов.
Виталий Долгоруков и Алексей Плешков, специально для новостной службы портала ВШЭ
Фото Олега ВоскобойниковаБухарова Ангелина Андреевна
Воскобойников Олег Сергеевич
Иванова Юлия Владимировна
Копылова Анастасия Олеговна
Левинсон Кирилл Алексеевич
Соколов Павел Валерьевич