Очки спасения: как цифровые технологии помогают российским медикам не заразиться COVID-19
В конце марта в больнице в Коммунарке запущен пилотный проект по удаленной координации действий медиков, работающих с пациентами, зараженными коронавирусом. Сейчас система используется в десяти столичных клиниках. Выпускник магистерской программы «Электронный бизнес» Илья Флакс, который руководит этим проектом, рассказал новостной службе портала о том, как «умные очки» помогают врачам, и о перспективах использования виртуальной реальности в медицине.
О технологическом решении для медиков
Группа компаний ЛАНИТ имеет довольно серьезный опыт работы в сфере здравоохранения. Многие годы Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС) развивалась в том числе с активным участием ЛАНИТ, но опыта создания системы, которая сейчас применяется для снижение риска заражения медиков COVID-19, не было. До наступления пандемии мы участвовали в проработке некоторых схожих решений для других отраслей (промышленных), но этой весной мы предложили использовать свои технологические наработки в клиниках, принимающих коронавирусных больных.
В основе нашей системы – эргономичные «умные очки», оснащенные видеокамерой и компактным экраном. Они соединяются с другими гаджетами общей информационной средой. Медицинский работник, надев очки, из инфекционного бокса с больным может вести онлайн-трансляцию звука и видео в «чистую зону». А врачи из «чистой зоны», в свою очередь, могут давать ему рекомендации, передавать необходимые документы – историю болезни, фотографии. Это помогает сократить количество непосредственных контактов медицинского персонала с больным. То есть система снижает риск заражения врачей, уменьшает время, которое медики тратят на использование средств индивидуальной защиты, и позволяет им охватить своим вниманием большее число пациентов.
Мир уже не будет прежним, поэтому, конечно, телемедицине быть, и врачи станут активнее использовать современные технологии
Благодаря использованию системы врачи также могут собирать консилиумы в дистанционном режиме, быстро проводить обучение персонала и привлекать для консультаций врачей узкой специализации.
О работе в московских клиниках
Мы начали работу в ГКБ №40 (Коммунарка) 26 марта, и за прошедшее время развернули систему в десяти московских больницах. Сейчас все эти клиники пользуются нашими разработками ежедневно. Мы напрямую общаемся с реаниматологами, которые работают в «грязных зонах», и с другими врачами и собираем обратную связь, чтобы через несколько месяцев запустить в клиниках обновленное решение, адаптированное для задач врачей и учитывающее всю специфику их работы.
Мы, конечно, хотели бы охватить все московские больницы, которые помогают пациентам с коронавирусом. Кроме того, интерес к нашей системе начинает расти и со стороны регионов.
Об уникальности проекта
Я не слышал о том, чтобы в разгар эпидемии кто-то использовал схожие по функционалу и архитектуре решения, чтобы врачи из «красной зоны», где нужна специальная защитная одежда, могли связываться с коллегами из «чистой зоны». Пока все наши силы брошены на то, чтобы помочь отечественной системе здравоохранения. А если медики из других стран узнают о том, что делаем мы, и начнут использовать схожие решения, то мы будем только рады, ведь это может спасти человеческие жизни.
О будущем VR-технологий в медицине
Я считаю, что у этих технологий большой потенциал, в перспективе они могли бы сильно изменить коммуникацию и между медработниками, и между врачами и пациентами. Можно сказать, тренд, который только назревал, в нынешней ситуации стремительно развивается в целое направление. Использование данного решения также актуально и для смежных направлений: например, МЧС может прямо «с полей» связаться с врачом узкой специализации и «показать» ему пациента в тяжелом состоянии, получить быструю консультацию и, как мы рассчитываем, спасти жизнь человека.