От заявки на конкурс до гранта: как в Вышке готовят будущих исследователей
В начале года шесть студенческих научных проектов получили финансирование Центра академического развития студентов (ЦАРС) ВШЭ. Проекты выбрали на конкурсе, где участники представляли план исследования и ожидаемые результаты. На июльском отчетном онлайн-семинаре руководители групп подвели итоги работы за полгода, а также рассказали, как на их деятельность повлияла пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения.
Организаторы конкурса, который стартовал в начале учебного года, хотели познакомить будущих исследователей с грантовой системой, дать возможность попробовать свои силы в составлении грантовых заявок и защите своего проекта и его результатов перед экспертами. Инициативные группы, победившие в конкурсе Центра академического развития студентов, могли получить финансирование для своего научного проекта.
Андрей Кожанов, директор Центра академического развития студентов
В основе конкурса лежит идея горизонтального научного исследования, инициированного студентами. Мы хотели предоставить студентам возможность не только самим формулировать научные задачи, но и пройти весь цикл от составления грантовой заявки до победы в первом в их жизни конкурсе исследовательских грантов.
Первый этап отбора заявок завершился в декабре: в течение трех месяцев инициативные исследовательские группы формировали команды и прорабатывали содержание заявок. Участники должны были собрать исследовательскую группу и составить план исследования, прописав ожидаемые результаты.
«Нужно было очень четко пояснить в заявке, какие результаты планируется получить, потому что именно под практические результаты или разработку теоретической рамки даются деньги», — говорит член экспертной комиссии конкурса, научный сотрудник Института образования ВШЭ Вера Мальцева.
Финансирование по грантам — это финансирование будущих результатов
В итоге комиссия поддержала шесть заявок. А в июле исследовательские команды представили результаты своей работы на отчетном семинаре — именно по его итогам эксперты конкурса решат, какие проекты получат поддержку ЦАРС в следующие полгода. Рассказываем о каждом из проектов.
1. Взаимодействие человека и робота
«Наш проект состоит из двух частей: работа с разговорами робота-оператора и работа с голосовым помощником Алисой, встроенным в Яндекс.Станцию. В случае с Алисой сбор данных немного застопорился, так как из-за ограничений, связанных с пандемией, сложно было передавать станцию», – поясняет участница проекта Полина Крапчитова.
Студенты транскрибировали записи разговоров с роботом-оператором и провели интервью с разработчиком Алисы. А на втором этапе по каждой из частей проекта команда планирует подготовить статью.
«Наша инициативная группа сформировалась еще до того, как конкурс был объявлен. Мы собирались в кружке по конверсационному анализу, который организовал [преподаватель факультета социальных наук] Андрей Корбут, – анализировали разговоры, те данные, которые попадались. Нам были интересны разговоры с разного рода голосовыми интерфейсами. А потом объявили конкурс в “Республике учёных”, и мы поняли, что формат для нас актуален: есть понятные институциональные рамки и дедлайны», – поясняет руководитель проекта Максим Новокрещенов.
2. Субъект психиатрии в российском суде
Участники проекта изучают, как представлен субъект психиатрии в российском юридическом дискурсе. Они исследуют материалы судебных дел, связанных с психиатрической экспертизой: в эмпирическую базу исследования вошло 378 тыс. случаев. «Среди актов больше всего приказов и постановлений, то есть вопрос обсуждается на среднем уровне судебной системы, федеральное законодательство его редко затрагивает», – говорит руководитель проекта Оксана Михайлова.
Команда состоит из восьми человек, в том числе студенты первых курсов бакалаврских программ «Юриспруденция» и «Политология». На втором этапе (то есть к концу 2020 года) участники планируют завершить анализ данных, подготовить статью и отправить ее в журнал. «В первую очередь мы рассматриваем англоязычные журналы: журналы по дискурс-анализу – Discourse and Communication, Discourse and Society и посвященный социологии медицины Sociology of Health And Illness, – рассказывает Оксана Михайлова. – А публикации в русскоязычных журналах могут стать хорошей пробой пера для наиболее младших коллег-первокурсников, например, одна из них планирует написать статью о субъекте психиатрии в российском гражданском праве».
3. Русско-китайский параллельный корпус НКРЯ
НКРЯ – национальный корпус русского языка. Участники проекта разрабатывают русско-китайский параллельный корпус, расширяя пул текстов на двух языках. «Наша деятельность направлена как на научные исследования, так и на создание хорошего справочного инструмента, который будет полезен всем, кто изучает китайский язык», – поясняет руководитель проекта Кирилл Семенов.
За первые полгода команда перевыполнила собственный план и добавила в свой корпус больше 2 млн. слов и словоформ. «Поэтому сейчас мы можем говорить о нем как о корпусе допустимо малого объема: хорошие работы включают десятки и сотни миллионов словоформ. Так что мы уже собрали достаточно качественный, статистически валидный, хотя и небольшой корпус», – считает Кирилл Семенов.
Группа работала над этим проектом и до начала конкурса — а затем решила подать заявку и получить финансирование. «Наша команда – в разное время от 15 до 40 человек – это китаисты и программисты. Одним не обязательно знать компетенции других», – объясняет Кирилл Семенов.
В следующие полгода участники проекта хотят увеличить количество текстов, улучшить интерфейс корпуса и создать его китайскую версию.
4. Модели предложения российских авиакомпаний
«Авиаотрасль в последние годы показывает качественный рост, но во время пандемии коронавируса перед авиакомпаниями встал вопрос, как теперь изменится потребительское поведение», – объясняет руководитель проекта Максим Фокеев.
Участники команды проанализировали 4000 исследовательских работ по теме и построили схему развития ценностного предложения авиакомпаний. Затем определили ценностные модели российских авиакомпаний и провели онлайн-опрос пассажиров, чтобы узнать, что влияет на выбор конкретного авиаперевозчика.
В результате оказалось, что в первую очередь пассажиры ожидаемо обращают внимание на цену авиабилета. «Во-вторых, – и это новый вывод, который пока не публиковался ни в зарубежных, ни в российских исследованиях, – авиакомпании видят основную возможность для развития в расширении спектра услуг. Однако само это расширение, возможность кастомизации не является тем фактором, на основе которого пассажиры различают авиакомпании и по которому выбирают авиаперевозчика», – указывает Максим Фокеев.
На следующем этапе участники проекта планируют узнать, как изменятся предпочтения пассажиров после восстановления авиаперевозок, и включить в выборку пассажиров не только региональных, но и международных рейсов.
5. Трансформация роли женщины в протестах
Авторы исследования хотят выяснить, как трансформируется роль женщины в протестах, – с помощью анализа протестов в Украине и в Армении. «Нас интересует постпротестная трансформация и ее влияние на гендерные роли», – объясняет руководитель проекта Мария Рыбникова.
За полгода работы команда успела написать обзор литературы, провести разведывательное исследование гайд и взять экспертные интервью. Следующий этап – контент-анализ медиа, а также интервью с участниками протестов в Украине и Армении. Проведению интервью помешала пандемия. Однако от идеи перенести их в онлайн-формат исследователи пока отказались и ждут осени: «Респонденты могут отказаться говорить, так как участие в протестах – достаточно сензитивная тема как для женщин, так и для мужчин. Но если мы, скажем, в сентябре поймем, что ничего не меняется, придется обратиться к онлайн-интервью», – считает Мария Рыбникова.
6. Влияние голода на социальную боль
Команда проверяет предположение, что чувство голода подавляет социальную боль – чувство одиночества, социального отторжения. «Изначально предполагалось, что мы организуем эксперимент, в котором будет задействовано приблизительно 100 участников. Но, к сожалению, из-за пандемии и из-за того, что университет закрыт, мы не смогли провести его в полном объеме», – говорит руководитель проекта Рубен Оганесян.
42 участника разделили на контрольную и экспериментальную группы. Контрольную группу попросили пропустить завтрак и обед, а экспериментальную – не есть в день эксперимента. Обе группы играли в компьютерную игру, после чего заполняли опросник для измерения социальной боли.
По результатам исследования, голодные люди переживали социальную боль менее интенсивно. Однако, чтобы понять, как это соотносится с самооценкой, чувством принадлежности и осмысленностью существования, нужно провести эксперимент в лаборатории.
Присоединиться к любой студенческой команде можно, написав на почту ЦАРС: studscience@hse.ru.
Новокрещенов Максим Владимирович
Оганесян Рубен Варданович
Рыбникова Мария Алексеевна