Подведены итоги конкурса проектов «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ
В этом году Высшая школа экономики в четвертый раз проводила конкурс проектов «Зеркальные лаборатории». На конкурс было подано 19 заявок от 16 научных подразделений НИУ ВШЭ, партнерами которых выступили 16 организаций из 14 регионов России. По итогам конкурса было поддержано 10 научно-исследовательских проектов.
Основная цель конкурса — развитие внутрироссийских научных партнерств, а также оказание поддержки научным проектам, реализуемым научно-исследовательскими структурными подразделениями НИУ ВШЭ совместно с коллегами из российских университетов и научных центров.
В процессе реализации «зеркального проекта» наш университет и партнерская организация объединяют свои исследовательские ресурсы: предоставляют друг другу необходимый доступ к оборудованию и данным, обмениваются методиками и научными результатами, проводят друг для друга обучающие семинары, направляют сотрудников на стажировки. Научно-исследовательская работа проводится силами совместной проектной команды, в которую обязательно привлекаются молодые исследователи, студенты и аспиранты.
В этом году у научных подразделений Вышки появились новые научные партнеры в Федеральном исследовательском центре угля и углехимии Сибирского отделения РАН, Сахалинском государственном университете, Камчатском государственном университете имени Витуса Беринга, Саратовском государственном медицинском университете им. В.И. Разумовского, Томском государственном педагогическом университете и Псковском государственном университете.
Наиболее активное участие в конкурсе приняли научные коллективы Томского государственного университета и Института образования НИУ ВШЭ.
Среди проектов-победителей три проекта будут реализовываться в партнерстве с университетами и научными институтами, ранее не принимавшими участия в проекте «Зеркальные лаборатории».
Проекты — победители конкурса
1. «Трансформации цепочек создания стоимости угольной отрасли и связанных с ней отраслей в условиях глобального энергоперехода и санкционного давления на российскую экономику» Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ и Института угля ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр угля и углехимии Сибирского отделения РАН». Руководитель проекта со стороны НИУ ВШЭ — А.А. Федюнина.
2. «Технологии машинного обучения в прогнозировании исходов острого коронарного синдрома» Международной лаборатории биоинформатики НИУ ВШЭ и Научно-образовательного центра Медицинского института БУ ВО Ханты-Мансийского АО — Югры «Сургутский государственный университет». Руководитель проекта со стороны НИУ ВШЭ — М.С. Попцова.
3. «Индустриальная культура: цифровые решения для исследовательской экосистемы» Научно-учебной лаборатории междисциплинарных эмпирических исследований НИУ ВШЭ — Пермь и Сектора исследований индустриального технического наследия ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет». Руководитель проекта со стороны НИУ ВШЭ — Л.М. Пантелеева.
4. «Профессиональные стратегии преподавателей высшей школы в современной России» Института образования НИУ ВШЭ и Учебно-научного центра университетской идентичности и карьеры ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий». Руководитель проекта со стороны НИУ ВШЭ — А.В. Гармонова.
5. «Оценка и развитие человеческого потенциала в регионах со сложными природно-климатическими и географическими условиями удаленных территорий» Института образования НИУ ВШЭ и Лаборатории исследования региональных проблем системы образования Камчатского края ФГБОУ ВО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга». Руководитель проекта со стороны НИУ ВШЭ — Е.А. Орел.
6. «Математическое и радиофизическое моделирование сложной динамики живых систем для развития методов анализа экспериментальных данных» Лаборатории топологических методов в динамике НИУ ВШЭ — Нижний Новгород и Научно-исследовательского института кардиологии ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России. Руководитель проекта со стороны НИУ ВШЭ — Н.В. Станкевич.
7. «AI в образовании (AIED): диффузия инновации, условия реализации и потенциал трансформации» Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ и Научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных образовательных практик ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет». Руководитель проекта со стороны НИУ ВШЭ — Д.А. Томасова.
8. «Изучение человекоцентричных барьеров внедрения цифровых технологий на примере локальных сообществ» Международной лаборатории цифровой трансформации в государственном управлении НИУ ВШЭ и Научно-образовательного центра регионологических исследований ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет». Руководитель проекта со стороны НИУ ВШЭ — Е.М. Стырин.
9. «Алгебраическая топология, гиперболическая геометрия и компьютерный анализ данных» Международной лаборатории алгебраической топологии и ее приложений НИУ ВШЭ и Научно-образовательного математического центра ФГАОУ ВО «НИ Томский государственный университет». Руководитель проекта со стороны НИУ ВШЭ — Я.А. Верёвкин.
10. «Разработка аппаратно-программного комплекса для тестирования и внедрения психологических методик контроля эмоционального статуса человека» Центра нейроэкономики и когнитивных исследований Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ и Лаборатории нейротехнологий Центра междисциплинарных исследований и разработок ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого». Руководитель проекта со стороны НИУ ВШЭ — А.Н. Шестакова.
Елена Вакуленко
«Я впервые участвовала в жюри конкурса “Зеркальные лаборатории”, и для меня это интересный и полезный опыт, — говорит Елена Вакуленко, доцент департамента прикладной экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ, член конкурсной комиссии. — Заявки были очень разносторонние и разноплановые — от истории и юриспруденции до искусственного интеллекта и медицины, — что позволило познакомиться с коллегами и существенно расширить кругозор. Порадовала география участников и то, что коллеги из Вышки нашли общие точки взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества с коллегами из университетов из самых отдаленных уголков России. Желаю всем участникам конкурса продолжить работу над заявленными проектами, даже если они не получат запрашиваемое финансирование. Судя по той активности и азарту, с каким участники презентовали свои проекты, у них это обязательно получится».
Александр Балышев
«Конкурс “Зеркальные лаборатории” — одно из ключевых мероприятий, направленных на развитие научного сотрудничества, обмен лучшими практиками и повышение академической мобильности, — отметил Александр Балышев, и.о. проректора, старший директор по фундаментальным исследованиям НИУ ВШЭ, член конкурсной комиссии. — В текущую волну конкурса особенно приятно отметить высокий уровень заявок (лишь ограниченный бюджет не позволил поддержать больше проектов), широту географического охвата участников (от Пскова до Камчатки) и разнообразие тематических направлений. Хочется пожелать победителям успешной работы и ярких результатов!»
Марина Литвинцева
«Я очень рада, что проект “Зеркальные лаборатории” так активно и динамично развивается. У нас прошел четвертый конкурс, и было много хороших и сильных заявок, некоторые наши научные коллективы начали сотрудничество с партнерами уже до подачи документов на конкурс. По результатам этого конкурса у нас в университете начал формироваться новый кластер проектов по сотрудничеству наших ученых с ведущими медицинскими центрами, и, несомненно, выход на именно такие междисциплинарные исследования — это один из важнейших результатов проекта, — подчеркнула Марина Литвинцева, директор по перспективным научным исследованиям НИУ ВШЭ, председатель конкурсной комиссии. — Самым активным участником текущего конкурса с нашей стороны стал Институт образования, который сформировал разнообразный пул заявок по различным направлениям исследований. Также хочется отметить коллег из Нижнего Новгорода — мегагрант по математике, который начал реализовываться в 2019 году под руководством Ольги Витальевны Починки, дал прекрасный старт. Коллеги в прошлом году получили поддержку в рамках межкампусного конкурса, и сегодня их можно поздравить с созданием первой зеркальной лаборатории в кампусе. В нашем проекте уже участвуют 21 коллектив университета и 18 партнеров с самой широкой географией по стране. По результатам проведенного конкурса в проект будет вовлечено 10 новых научных коллективов Вышки и еще 7 партнерских организаций. Поздравляю всех победителей и желаю успешной реализации проектов!»
Орел Екатерина Алексеевна
Вам также может быть интересно:
Подведены итоги конкурса проектов «Зеркальные лаборатории» — 2024
«Зеркальные лаборатории» — одна из флагманских программ НИУ ВШЭ, которая направлена на развитие внутрироссийских научных партнерств, сосредоточенных на выявлении точек роста с помощью объединения усилий двух высококлассных научно-исследовательских коллективов. Проекты реализуются в различных областях науки и охватывают всю страну. В пятом, юбилейном конкурсе приняли участие 18 научных подразделений НИУ ВШЭ с партнерами из 17 регионов России.
Проект «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ отмечает пятилетие
«Зеркальные лаборатории» — одна из флагманских программ Высшей школы экономики, направленная на развитие внутрироссийских научных партнерств. За время реализации проекта было инициировано 41 научное исследование в партнерстве с 30 региональными вузами и научными организациями. К пятилетию «Зеркальных лабораторий» приурочена серия круглых столов, которые пройдут в ВШЭ 24–25 апреля.
В НИУ ВШЭ стартует пятый открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории»
В конкурсе могут принять участие научные (научно-исследовательские) структурные подразделения Вышки, планирующие проведение совместных научных исследований с научными структурными подразделениями российских образовательных организаций высшего образования, научных организаций и государственных научных центров Российской Федерации. Заявки принимаются до 12 апреля.
В НИУ ВШЭ – Пермь состоялся Всероссийский круглый стол музейных экспертов
Дискуссия прошла в рамках совместного проекта НИУ ВШЭ – Пермь и СахГУ «Индустриальная культура: цифровые решения для исследовательской экосистемы» конкурса «Зеркальные лаборатории». На встречу приехали музейные эксперты и научные сотрудники университетов из Пермского края, Свердловской, Кемеровской, Челябинской, Сахалинской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа. Нетрадиционный формат мероприятия позволил не только обсудить актуальные вопросы сохранения индустриального наследия, но и в ходе практикума и стратегической сессии определить новые направления сотрудничества вузов и музеев.
Исследователи из ВШЭ и Института угля помогут противодействовать санкциям в угольной отрасли
Один из проектов, победивших на конкурсе «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ в июне этого года, — «Трансформации цепочек создания стоимости угольной отрасли и связанных с ней отраслей в условиях глобального энергоперехода и санкционного давления на российскую экономику». Его реализацией займутся Центр исследований структурной политики (ЦИСП) НИУ ВШЭ и Институт угля Федерального исследовательского центра угля и углехимии Сибирского отделения РАН (Кемерово). «Вышка.Главное» рассказывает, чем интересен этот проект и каких результатов планируют достичь его авторы.
НИУ ВШЭ и Национальный университет Узбекистана откроют зеркальную лабораторию по экономике
Высшая школа экономики и Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека (НУУ) договорились о создании зеркальной лаборатории по изучению актуальных экономических вопросов. Протокол о намерениях подписали ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и ректор НУУ Ином Маджидов в рамках Межрегиональной конференции ректоров вузов Российской Федерации и Республики Узбекистан.
Инобр ВШЭ и КамГУ создадут модель развития человеческого потенциала в регионах с тяжелым климатом
В России несколько климатических зон, и в таких регионах, как Дальний Восток или Камчатка, условия намного более суровые, а их жителям приходится преодолевать больше трудностей, чем, например, людям в центральной части страны. Можно ли целенаправленно готовить выпускников вузов в отдельных регионах так, чтобы им было легче добиваться успеха в работе и повседневной жизни? Ответ исследователей — да, и нацеленный на это проект зеркальной лаборатории Института образования ВШЭ и Камчатского государственного университета победил в рамках конкурса «Зеркальные лаборатории» Вышки.
В НИУ ВШЭ стартует четвертый открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории»
В конкурсе могут принять участие научные (научно-исследовательские) структурные подразделения НИУ ВШЭ, планирующие проведение совместных научных исследований с научными структурными подразделениями российских образовательных организаций высшего образования, научных организаций и государственных научных центров Российской Федерации.
В НИУ ВШЭ подвели итоги конкурса проектов «Зеркальные лаборатории» — 2022
Конкурс исследовательских проектов состоялся в Вышке уже в третий раз. В этом году он проходил с 21 марта по 8 июля. Важным отличием от предыдущих лет стала направленность конкурса-2022 на поддержку исследований по тематикам стратегических проектов Программы развития НИУ ВШЭ до 2030 года.
Ученые из Москвы и Владивостока вместе изучают институты и предпочтения в экономическом поведении
До 20 мая продолжается прием заявок от подразделений НИУ ВШЭ на открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории» 2022 года. Одна из зеркальных лабораторий, успешно работающих сегодня, была создана по итогам аналогичного конкурса в 2020 году учеными-экономистами из НИУ ВШЭ и Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) для изучения институтов и предпочтений в экономическом поведении. Как организовано сотрудничество коллег из Москвы и Владивостока, рассказывает заведующий Международной лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ Алексей Белянин.