Россия и Китай в глобальном контексте
С 4 по 11 июля в ВШЭ проходила Третья российско-китайская летняя школа по международным отношениям. О работе школы, а также договоре о сотрудничестве, заключенном между ВШЭ и Восточно-Китайским педагогическим университетом, рассказывает заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Тимофей Бордачев.
— В чем заключается специфика летней школы и как возникла идея ее проведения? Почему в качестве партнерской стороны был выбран именно Китай?
— Наша летняя школа является уникальной — нигде в мире не существует российско-китайских школ по международным отношениям. Она проходит на английском языке, это еще одно принципиальное решение, поскольку английский является универсальным языком современной общественной науки и международного общения. Идея такой школы появилась летом 2010 года, когда мне довелось выступать в качестве лектора на летней школе, проводившейся в Шанхае Восточно-Китайским педагогически университетом для студентов китайских вузов. Я обратил внимание, насколько за последние годы в Китае вырос уровень подготовки и квалификации студентов магистратуры по международным отношениям. В это же время мы начали активно отстраивать бакалавриат и магистратуру по международным отношениям на факультете мировой экономики и мировой политики ВШЭ. Мы решили, что было бы очень интересно и новаторски собрать лучших российских и китайских магистрантов вместе и предложить им обсудить вопросы не двусторонних отношений, как это традиционно делается, а вопросы самой широкой международной повестки — как региональные, секторальные, так и структурные вопросы развития международных отношений. Этот эксперимент, на наш взгляд, удался.
— Как формируется программа школы, какие выбираются темы для обсуждения? Насколько быстро у российских и китайских студентов получается сработаться между собой?
— Философия российско-китайских летних школ по международным отношениям состоит в том, что мы никогда не ставим перед собой долгосрочных целей и планов развития. После каждой школы мы обсуждаем те разговоры, лекции, тот формат, который на прошедшей школе был, и решаем, как его можно улучшить на следующий год. То есть мы ориентируемся в первую очередь на нашу практику и из ее оценки исходим при подготовке очередной школы.
Исследования касались, например, таких вопросов, как потенциал и ограничения при использовании «мягкой силы» в международных отношениях, возможности сотрудничества России и Китая в свете новых угроз международной безопасности (кибер-безопасность, энергетическая безопасность, освоение Арктики и так далее), вмешательство во внутренние дела других стран под гуманитарными предлогами
В первой летней школе участвовали по десять студентов с каждой стороны, со второго года — по пятнадцать участников. На школе реализуется уникальный формат совместных рабочих групп. Все участники, по решению соорганизаторов школы Алины Савельевой и Игоря Макарова, делятся на шесть команд по пять человек: два китайца и три россиянина или наоборот. Каждая из этих команд в первый же день выбирает тему совместного исследования, а в последний рабочий день защищает свой доклад. То есть всего за пять дней только что сформированная российско-китайская команда оказывается способной сформулировать научную задачу, гипотезу, собрать материал, проанализировать проблему, подготовить презентацию и выступить с ней. Мы исходим из того, что в профессиональной жизни нынешним студентам придется работать в самых разных командах в разных обстоятельствах и соответствующие навыки они должны получить уже сейчас. И могу сказать, что я поражен тем, насколько быстро российские и китайские студенты переходят от первого знакомства к взаимодействию, это еще один феномен нашей школы.
— Какие проекты были представлены участниками в этом году?
— В этот раз исследования касались, например, таких вопросов, как потенциал и ограничения при использовании «мягкой силы» в международных отношениях, возможности сотрудничества России и Китая в свете новых угроз международной безопасности (кибер-безопасность, энергетическая безопасность, освоение Арктики и так далее), вмешательство во внутренние дела других стран под гуманитарными предлогами. Вообще тематика нынешней летней школы способствовала обсуждению более структурных сюжетов, связанных с ответственностью гражданина и государства в современном мире. Участники скорее смотрели на то, что может сделать индивидуум, а что — государство и где их права и обязанности пересекаются.
Фэн Шаолэй |
В целом подходы, интересы и озабоченности российских и китайских участников совпадают, что вполне естественно, так как важнейшие проблемы международных отношений касаются всех. В центре — проблема мирной трансформации международной системы после экономического, а затем и политического возвышения Китая и отношение к этому факту стран «статус-кво» — США и Западной Европы. Позиция России здесь достаточно сложная. С одной стороны, Россия сама всегда была державой «статус-кво», с другой стороны — у нее сейчас гораздо больше общего в подходах с Китаем, чем с нашими западным друзьями.
— Какие лекции читаются на школе? Кто выступает в качестве лекторов?
— В этом году китайские профессора Юй Наньпин и Пань Синмин прочитали лекции по последствиям мирового экономического кризиса и проблемам международной миграции. С российской стороны лекторами выступили ординарный профессор ВШЭ Леонид Григорьев и доцент нашего факультета, один из ведущих молодых специалистов по европейскому праву Кирилл Энтин. А заключительные занятия провели декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Сергей Караганов и декан Школы международных и региональных исследований Восточно-Китайского педагогического университета Фэн Шаолэй.
— Возможно ли проведение аналогичной летней школы в Шанхае?
— Только не летней, потому что летом в Шанхае невозможно находиться физически. Мы сейчас начали обсуждать с китайскими коллегами возможность организации в Шанхае зимней школы, причем с сохранением прежних участников — так, чтобы студенты поработали сначала в России, а затем в том же составе приехали в Китай. Одна из идей состоит в том, чтобы их исследовательские проекты заканчивались совместными публикациями.
— На школе было подписано соглашение о сотрудничестве между ВШЭ и Восточно-Китайским педагогическим университетом. Какие практические последствия оно может иметь?
— Мы исходим из того, что равноправное, долгосрочное и устойчивое партнерство не может быть создано в один день. Оно может сформироваться в ходе длительной совместной работы, «притирки» и понимания на практике интересов друг друга. Поэтому наша долгосрочная задача — создание магистерской программы двойных дипломов по международным отношениям — будет решаться пошагово. Мы начали практику взаимных визитов преподавателей ВШЭ и Восточно-Китайского педагогического университета: российские преподаватели приезжали с лекциями в Шанхай, китайские коллеги проводили открытые лекции в Москве для студентов Вышки.
Со следующего года мы начинаем программу обмена магистрантами. По три российских и китайских магистранта в первой половине года будут иметь возможность поездки в Шанхай и Москву, в первую очередь — для подготовки магистерских диссертаций. Мы также работаем над введением института консультантов магистерских работ из вуза-партнера. Студенты нашей магистратуры смогут получать консультации от китайских профессоров — и наоборот.
Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭВам также может быть интересно:
Как личная креативность и стремление к инновациям способствуют развитию бизнеса в России и в Китае
20 декабря на факультете экономических наук ВШЭ состоялся Третий российско-китайский семинар «Инновации и инновационность», организованный совместно со Школой экономики Шанхайского университета. На семинаре выступили по трое сотрудников и аспирантов от каждого учебного учреждения. Участники обсудили факторы, которые влияют на инновационность компаний, роль руководителей в инвестициях в R&D и последствия цифровой трансформации.
Россия и Китай: в НИУ ВШЭ разработана новая траектория сотрудничества
В НИУ ВШЭ разработан уникальный подход к измерению человеческого благополучия, который открывает новые возможности для международного сотрудничества. На форуме в Казани «РОСТКИ: Россия и Китай — взаимовыгодное сотрудничество» представители НИУ ВШЭ — проректор и инициатор НЦМУ «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» Лилия Овчарова и заместитель проректора НИУ ВШЭ Мария Нагерняк — подчеркнули важность интеграции усилий двух стран.
МИЭМ ВШЭ и Нанкинский университет обсудили совместные проекты в области инженерных наук
Развитие сотрудничества в области инженерных наук стало ключевой темой в ходе очередного визита делегации Нанкинского университета (Nanjing University) в Высшую школу экономики. В этот раз гостей принималМосковский институт электроники и математики имени А.Н. Тихонова (МИЭМ) НИУ ВШЭ.
Путь к многополярности проходит через Сибирь
В НИУ ВШЭ прошла VI Международная конференция «Мировое большинство на пути к новому международному порядку». Ученые обсудили формирование многополярного мира и место в этом новом мире Глобального Юга, сотрудничество России со странами мирового большинства, новую роль Сибири в политике поворота России на Восток, а также более тесное взаимодействие экспертов для интеллектуального наполнения новых принципов международного порядка.
«Сербы не готовы забыть события 1999 года»: каковы долгосрочные последствия натовских бомбардировок
25 лет назад гражданская инфраструктура и мирные граждане Союзной Республики Югославия оказались под авиаударами НАТО. Эти события оказали огромное влияние на страну, и до сих пор сербское общество их не забыло. Несмотря на давление Запада, Сербия отказывается вводить антироссийские санкции, и Россия остается для страны одним из ключевых торговых партнеров.
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.