Взгляд на верблюда через игольное ушко
Как различные религии подходят к проблеме социального и имущественного неравенства, собственности и богатства? Существуют ли общие для всех нравственные заповеди и моральные установки в отношении к земным благам? 12 декабря цикл публичных лекций ВШЭ в музеях Москвы продолжила лекция профессора Татьяны Коваль в Государственном историческом музее.
Кто честной бедности своей
Стыдится и все прочее,
Тот самый жалкий из людей,
Трусливый раб и прочее…
Роберт Бернс
|
Татьяна Коваль |
Наверное, не нужно обладать какими-то особыми знаниями в области религии и истории, чтобы отреагировать на тему лекции набившей оскомину фразой про верблюда и игольное ушко. Но давайте задумаемся: что нас так раздражает, когда мы наблюдаем в окружающей жизни богатство одних людей и бедность других? Чье-то богатство или чья-то (в том числе и наша) бедность? И честно ответим: раздражает нормального человека неравенство.
Так обстоят дела сегодня, когда Россию вполне заслуженно называют страной бедняков и миллиардеров. Так было вчера, когда ругали закрытые «распределители» с их недоступной народу колбасой. Так было и позавчера, когда один представитель одной семьи гордо именовал себя «хозяином земли русской».
Верховным собственником и подателем всех благ в различных религиях считается бог — и тогда что получается? Значит, именно он решает, кому купаться в золоте, а кому умирать с голоду? Но это противоречит словам Иисуса о верблюде и игольном ушке! И некоторые религии отвечают на вопрос так: плохо не то, что ты богат, плохо, если ты нажил свое богатство нечестно и распоряжаешься им неправильно. А другие вероучения напрямую призывают к самоуничижению и аскезе. Может быть, надо просто следовать рекомендациям Иоанна Златоуста, который говорил: «мое» и «твое» причина вражды? Тогда выходит — опять социализм, воплощение некоей квазирелигии, в которой все «наше»? Спасибо, не надо, уже попробовали.
Как на протяжении тысячелетий менялось отношение общества к этой проблеме? Каково отношение к богатству и бедности в иудаизме, христианстве и исламе? В чем отличия в подходе к земным благам и обогащению в православии, католицизме и протестантизме? Узнать это можно, посмотрев видеозапись лекции Татьяны Коваль на тему «Традиционные религии России: разговор о богатстве». Но перед этим вернемся в наше время.
В 2000 году произошли два события, затрагивающие одну проблему — бедность. Событие первое: ООН приняла Декларацию тысячелетия, где одной из главных целей названа борьба с нищетой. Событие второе: Русская Православная Церковь приняла собственную социальную доктрину, где говорится о том же. Тринадцать лет — срок маленький, но, может быть, все-таки получится — хотя бы когда-нибудь?
Ольга Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Общество неравных
Россияне становятся менее терпимы к разным типам социального неравенства, а ответственным за их существование считают государство. О реальном и идеальном обществе с точки зрения граждан — в исследовании заведующей Центром стратификационных исследований НИУ ВШЭ Светланы Мареевой.
Поведение миллионеров более значимо для сокращения неравенства, чем налоги любого размера
Преодоление социального неравенства как внутри каждого отдельного государства, так и в мировом масштабе — один из глобальных вызовов, стоящих перед человечеством в XXI веке. Поиску путей решения этой нетривиальной задачи была посвящена сессия «Ком растет. Социальное неравенство как глобальная проблема и роль бизнеса в ее решении» на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме.
Пять научных фактов о социальном неравенстве
IQ.hse.ru собрал научные факты о социальном неравенстве, которые установили ученые НИУ ВШЭ.
«Прививка» против неравенства
18 июня в Общественной палате РФ состоялись организованные Комиссией по развитию образования общественные слушания на тему «Выравнивание шансов детей на качественное образование». В докладе экспертов ВШЭ был предложен комплекс мер для улучшения ситуации в сфере школьного образования.
Три России и еще больше проблем
5 апреля в рамках XIII Апрельской международной конференции по проблемам развития экономики и общества в ВШЭ прошел круглый стол «Социальная политика в России: проблемы и политическая реальность».
Труд взаймы
21 декабря в Высшей школе экономики состоялся круглый стол «Неустойчивая занятость: последствия для общества», организованный кафедрой трудового права ВШЭ совместно с Центром социально-трудовых прав.
«В России очень сильны образовательные традиции»
Джамил Салми — координатор проектов Всемирного банка в сфере высшего образования по Восточной Европе, в этом году вошел в состав Международного консультативного комитета Программы развития Высшей школы экономики. В интервью корреспонденту портала ВШЭ он изложил свои взгляды на реформу образования в России.
Университетский дух неравенства
15 марта в Высшей школе экономики прошел очередной семинар Института развития образования ВШЭ, посвященный проблеме доступности обучения для детей из разных социальных групп во всем мире. С докладом «Равенство и развитие человеческого капитала: роль высшего образования» выступил координатор по Восточной Европе проектов в сфере высшего образования Всемирного банка Джамил Салми.
Социальная политика: пассивы без активов
4-5 февраля в Высшей школе экономики прошла международная конференция «Социальная политика в контексте трансформаций российского общества: реформы и повседневность», организованная ВШЭ, Центром социальной политики и гендерных исследований и «Журналом исследований социальной политики» при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров.
Социальный лифт: заклинило
Социальный статус большинства населения России в течение почти десяти лет остается неизменным. Ресурсы большинства населения и отсутствие успехов в модернизации экономики не позволяют перемещаться в более высокие слои общества, отмечает ведущий научный сотрудник ИФ РАН Людмила Беляева.