Большой сериальный взрыв
Почему сериалы торжествуют над традиционным форматом кино? Каковы культурно-социальные предпосылки возникновения сериалов? 3 апреля в рамках проекта ВШЭ «Университет, открытый городу», в Центре современного искусства «Винзавод» заведующий отделением культурологии Виталий Куренной выступил с лекцией «Теория “большого сериального взрыва”».
Раньше, очень-очень давно, вся страна замирала у телевизоров, когда штандартенфюрер СС, советский разведчик Штирлиц шел по коридору. Лет 25-30 назад сериалы в основном смотрели пенсионеры и романтически настроенные барышни. Страдания рабынь и закордонных донов волновали их трепетные сердца в поздний советский период нашей истории. А потом той страны не стало, и романтическим барышням и пенсионерам пришлось торговать на рынках, чтобы заработать себе на пропитание. И в тот момент телевизионные сериалы были одной из отдушин: раз уж в собственной жизни все плохо, так хоть на чужую посмотреть. А потом…
Потом все в жизни наладилось, и стало считаться, что смотреть сериалы как-то стыдновато, вроде как делать тебе нечего, интеллектуальный уровень твой низковат.
Но время шло, и сериалы шли, каждый в свое время, и зрители их по-прежнему смотрели. И будут смотреть. Почему?
Виталий Куренной утверждает, что сериал является «нашим всем» уже долгие тысячелетия. Еще великий Зворыкин не изобрел телевидения, еще электричества в помине не было, еще ходили мы в звериных шкурах и пользовались каменными топорами, а сериалы на стенах пещер уже рисовали. Ну, не сериалы, так комиксы про ловлю мамонта. А древнеегипетские рисунки, например, про путешествие единственного фараона-женщины за далекие моря в таинственную страну — чем не сериал? Правда, для избранных. Так что сериал — это совсем не пошло, не глупо и не наивно.
Их смотрят все. Просто теперь не надо сидеть в назначенный час у голубого экрана, достаточно войти в интернет в любое удобное время, чтобы узнать новости о жизни своих телевизионных соседей, или врачей, или студентов.
Сериалов много, они охватывают практически всю тематику нашей современной жизни, они даже делятся по профессиям: про врачей, полицейских, поваров. Они рассчитаны на разные аудитории, и каждый может найти что-то для себя в зависимости от возраста и интеллектуального уровня. Их производят во всех странах мира в ужасающих количествах, и производство только растет и развивается. Они переиграли кинематограф, заставляя его технологически и сценарно бежать вперед все быстрее и быстрее, а в телерейтингах соперничают с новостями и спортивными программами.
Оказывается, это хорошо и правильно, это ведет к развитию многих отраслей экономики, многих направлений в технике, к развитию и созданию новых технологий, новых жанров и так далее. Подробности — в лекции уважаемого профессора. Он рассказывает об этом необыкновенно интересно, послушайте, пожалуйста.
Но все-таки почему? Почему мы смотрим сериалы? Что за мания такая? Почему число поклонников «Доктора Хауса» сравнимо с числом футбольных фанатов? В наше бурное время сериал стал для многих инструментом социально-культурного анализа как окружающего мира, так и собственной жизни. Это качественно новый способ понять себя и приобрести некий жизненный опыт, в другом виде для большинства недоступный. В нашей быстрой жизни мы любим такие короткие истории, своеобразный телевизионный «Макдоналдс», по образному выражению лектора.
Аудитория сериалов растет и обновляется, и смотреть их не стыдно никому: ни разгневанной домохозяйке, ни пенсионеру, ни романтической барышне, ни университетскому профессору.
Так что смотрите сериалы и непременно послушайте лекцию: она тоже, как и сериал, позволяет лучше понять самого себя и окружающий мир.
Ольга Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ
Куренной Виталий Анатольевич
Заведующий Отделением культурологии
Вам также может быть интересно:
«Шерлок»: новый вид мужественности или бесполое существо?
В честь прошедшего 23 февраля и наступающего 8 марта в НИУ ВШЭ обсудили «способы быть мужчиной». Социологическая дискуссия, организованная Лабораторией экономико-социологических исследований (ЛЭСИ), была основана на материалах британского телесериала «Шерлок». Для разбора выбрали эпизод первого сезона «The Great Game». С докладом выступила старший научный сотрудник ЛЭСИ Елена Бердышева, в роли эксперта — профессор кафедры анализа социальных институтов НИУ ВШЭ Елена Рождественская.
Сериалы про 1960-е — это тоска по ушедшему настоящему
Почему мы подсаживаемся на телесериалы? Почему нам нравятся 60-е годы? Почему нам нравятся сериалы про 60-е годы? Об этом в своей лекции «Ностальгия по Америке 1960-х: сериалы и общество» в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» рассказал доцент кафедры наук о культуре НИУ ВШЭ Арсений Хитров.
Чем «Игра престолов» привлекает зрителя?
Сериал «Игра престолов» стал одним из наиболее популярных. Почему именно он в последнее время заставляет зрителей с нетерпением ждать каждую новую серию? Об этом рассказывает доцент кафедры практической философии ВШЭ Александр Павлов, который уже давно исследует феномен массовой культуры и его проявление в сфере кино.
Ученые из ВШЭ предложили теорию «большого сериального взрыва»
Телевизионные сериалы и связанные с ними сюжеты, персонажи и мемы стали особым явлением массовой культуры. В новом номере журнала «Логос» исследователи из ВШЭ разбирают этот феномен на примере популярнейших американских сериалов последних лет.