Ученые из ВШЭ предложили теорию «большого сериального взрыва»
Телевизионные сериалы и связанные с ними сюжеты, персонажи и мемы стали особым явлением массовой культуры. В новом номере журнала «Логос» исследователи из ВШЭ разбирают этот феномен на примере популярнейших американских сериалов последних лет.
Сериалы в том формате, в каком мы их привыкли воспринимать сейчас (телесаги, растянутые на несколько сезонов и десятки серий), были долгое время чуждой концепцией для советского телевидения. Ситуация начала меняться лишь в середине 1980-х годов. Между тем заполонившие затем российские экраны «Рабыня Изаура», «Санта-Барбара» и множество других американских и латиноамериканских мелодрам привели к тому, что «сериал» и «мыльная опера» стали тождественными понятиями. Будто бы ничего другого в сериалах в принципе быть не может. Иногда, правда, на российское телевидение удавалось прорываться и ситкомам про dysfunctional families. В 1990-е годы свою нишу отвоевали российские криминальные сериалы, а вскоре на смену бразильской и венесуэльской продукции пришло «мыло» отечественного производства.
А тем временем на американском телевидении последние 10-15 лет происходит сериальная революция — появились принципиально новые темы, сюжеты, герои сериалов (подчас очень жестких, отнюдь не «семейных») и новое качество картинки. Язык не повернется назвать «Доктора Хауса» или «Декстера» мыльной оперой, а их главных героев — исключительно положительными. Даже ситкомы начали осваивать совсем не комедийные, казалось бы, пространства.
Язык не повернется назвать «Доктора Хауса» или «Декстера» мыльной оперой, а их главных героев — исключительно положительными.
Очередной номер журнала «Логос» полностью отдан исследованию новой сериальной реальности. Авторами нескольких статей являются сотрудники Высшей школы экономики. Так, заведующий отделением культурологии Виталий Куренной обратился к комедийному сериалу «Теория Большого взрыва». Кто сказал, что наука — это унылая субстанция, а в исследовательском университете нет места «приколам» и неформальному общению? Сверхсерьезный ученый вроде Шелдона Купера может генерировать «лулзы», даже не осознавая того.
Доцент кафедры наук о культуре Арсений Хитров рассуждает об условности социальных норм на примере сериала «Безумцы». Доцент кафедры практической философии Александр Павлов задумался над тем, почему столь популярными в кино и на телевидении стали сюжеты про зомби — не превращаются ли в них сами телезрители? А доцент кафедры онтологии, логики и теории познания Кирилл Мартынов попытался представить, что было бы, если бы «Во все тяжкие» пустился не Уолтер Уайт, а Федор Михайлович Достоевский.
Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ
Мартынов Кирилл Константинович
Хитров Арсений Вячеславович
Вам также может быть интересно:
Представители ВШЭ вошли в состав Совета по общественному телевидению
30 октября 2018 года указом Президента Российской Федерации утвержден новый состав Совета по общественному телевидению. Среди 24 членов Совета — представители культуры, бизнеса, общественных организаций, науки, в том числе первый проректор ВШЭ Лев Якобсон и директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Ирина Мерсиянова.
«Шерлок»: новый вид мужественности или бесполое существо?
В честь прошедшего 23 февраля и наступающего 8 марта в НИУ ВШЭ обсудили «способы быть мужчиной». Социологическая дискуссия, организованная Лабораторией экономико-социологических исследований (ЛЭСИ), была основана на материалах британского телесериала «Шерлок». Для разбора выбрали эпизод первого сезона «The Great Game». С докладом выступила старший научный сотрудник ЛЭСИ Елена Бердышева, в роли эксперта — профессор кафедры анализа социальных институтов НИУ ВШЭ Елена Рождественская.
Боязнь болезней ведет к синдрому Анджелины Джоли
В современной западной культуре политизация и коммерциализация вопросов здоровья привели к экспансии хелсизма — категоричного дискурса о самосохранительном поведении. При таком подходе критике подвергается все, что не укладывается в гламурную норму красивого, молодого и худого тела. В крайних проявлениях хелсизм «рифмуется» с евгеникой, отбирающей «правильную» наследственность. Впрочем, и банальная озабоченность «нормами» физического самочувствия может провоцировать гиперкоррекцию — хирургические вмешательства в здоровое тело, отмечает преподаватель кафедры общей социологии факультета социальных наук ВШЭ Евгения Гольман в статье «Журнала исследований социальной политики».
Сериалы про 1960-е — это тоска по ушедшему настоящему
Почему мы подсаживаемся на телесериалы? Почему нам нравятся 60-е годы? Почему нам нравятся сериалы про 60-е годы? Об этом в своей лекции «Ностальгия по Америке 1960-х: сериалы и общество» в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» рассказал доцент кафедры наук о культуре НИУ ВШЭ Арсений Хитров.
Чем «Игра престолов» привлекает зрителя?
Сериал «Игра престолов» стал одним из наиболее популярных. Почему именно он в последнее время заставляет зрителей с нетерпением ждать каждую новую серию? Об этом рассказывает доцент кафедры практической философии ВШЭ Александр Павлов, который уже давно исследует феномен массовой культуры и его проявление в сфере кино.
Большой сериальный взрыв
Почему сериалы торжествуют над традиционным форматом кино? Каковы культурно-социальные предпосылки возникновения сериалов? 3 апреля в рамках проекта ВШЭ «Университет, открытый городу», в Центре современного искусства «Винзавод» заведующий отделением культурологии Виталий Куренной выступил с лекцией «Теория “большого сериального взрыва”».
ВШЭ будут показывать по телевидению дважды в неделю
10 октября Пермский кампус ВШЭ и телекомпания «Ветта» начали выпуск рубрики «Будь выше!», посвященной жизни вуза, в рамках телепрограммы «Утренний вестник», которая транслируется на крупнейшие города Пермского края.
Анатолий Лысенко стал главой Общественного телевидения России
Профессор факультета медиакоммуникаций ВШЭ Анатолий Лысенко утвержден генеральным директором автономной некоммерческой организации «Общественное телевидение России». Соответствующий указ подписал Президент РФ Владимир Путин.
Телевидение, потерявшее умных зрителей
2 ноября героем очередной встречи в рамках цикла семинаров «Важнее, чем политика», организуемых Высшей школой экономики и Фондом «Либеральная миссия», стала Ирина Петровская, известный журналист и телекритик.
Русанов А.А., Гинтова М.А., Жулин А.Б., Иванова О.С., Плаксин С.М. Определение размера единовременной платы при проведении торгов (конкурсов, аукционов) на наземное эфирное телерадиовещание. М.: ГУ-ВШЭ, 2010
В работе изложены предложения по дополнению существующей в настоящее время в Российской Федерации конкурсной системы распределения радиочастотного спектра для целей телерадиовещания возможностью распределения спектра аукционным способом и разработаны проекты соответствующих нормативно-правовых актов.