Чему можно поучиться у «Тотального диктанта»?
20 мая участники традиционного семинара Института образования ВШЭ пытались разобраться в секретах популярности «Тотального диктанта». Как получилось, что скромный проект новосибирских студентов за десять лет превратился в грандиозное общественное явление и даже систему дополнительного образования в сфере русского языка?
Проект начинался как шутка: в 2004 году студенты-филологи Новосибирского государственного университета решили провести диктант для студентов разных факультетов и посмотреть, сколько ошибок сделают математики и физики. Желающих поучаствовать оказалось 150 человек, и с каждым годом проект расширялся: сначала в масштабах вуза, потом города, страны и мира. Сейчас «Тотальный диктант» по масштабу сравним с ЕГЭ: в 2014 году его писали 62800 человек в сотнях городов и десятках стран мира.
Появились курсы подготовки к диктанту, в ближайшее время будут разработаны массовые открытые онлайн-курсы (MOOC), каждый год проводится научная конференция. При этом проект реализуют волонтеры, штатных организаторов — 4 человека, финансовая поддержка — только за счет спонсоров, размещающих рекламу в аудиториях для диктанта.
Хотя на традиционных семинарах Института образования ВШЭ доклады нередко подвергаются критике, на этот раз тон обсуждения был на удивление благодушным. Участники семинара, да и сам докладчик — один из основателей и идеолог проекта Егор Заикин — пытались определить, в чем секрет успеха проекта.
«Тотальный диктант» — это не образовательное, а пиар-мероприятие, «чистой воды пропаганда»
По мнению Егора Заикина, «Тотальный диктант» — это не образовательное, а пиар-мероприятие, «чистой воды пропаганда». Образовательный эффект, когда люди написали диктант, а потом некоторые из них проанализировали свои ошибки, стремится к нулю. Зато возникает грандиозный медиа-эффект: две недели подряд все говорят о русском языке, обсуждают художественные достоинства предложенного текста, рациональность постановки запятой в том или ином месте и прочее.
Благодаря «Тотальному диктанту» люди начинают хотеть учиться
Докладчик сослался на одну из публичных лекций научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина, выдвинувшего тезис о том, что одна из задач образования — повысить мотивацию людей к получению образования, проще говоря — сделать так, чтобы они сами захотели учиться. Только так можно поднять образование на качественно иной уровень. И благодаря «Тотальному диктанту» люди «начинают хотеть учиться» — ходить на курсы, изучать самостоятельно правила русского языка, чтобы через какое-то время повысить свой уровень грамотности.
«Тотальный диктант» был и остается исключительно общественным проектом, и чиновники участвуют в нем как частные лица (например, в Ненецком автономном округе координатором проекта является помощник губернатора). Вовлечение известных людей в проект тоже происходит на безвозмездной основе. Например, в 2010 году Борис Стругацкий написал текст для диктанта после того, как к нему за этим обратились студенты Новосибирского университета. Организаторы, впрочем, ждали поддержку от государства: в этом году Минобрнауки России пообещало выделить средства на научную конференцию по итогам диктанта, но так и не выделило.
Около 80-90 процентов публикаций в СМИ о ЕГЭ негативные, а при освещении «Тотального диктанта» — сплошь позитив
По мнению директора Центра социально-экономического развития школы ВШЭ Сергея Косарецкого, если бы эта инициатива исходила от государства, эффект был бы прямо противоположный. Не случайно, как заметила директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина, около 80-90 процентов публикаций в СМИ о ЕГЭ негативные, а при освещении «Тотального диктанта» — сплошь позитив. В официальной системе управления образованием самые «живые» проекты легко превращаются в «мертвые», а тут все наоборот — образовательная практика с каждым годом развивается и заинтриговывает все больше людей.
Проект реализуется неформально, без какого-либо административного давления, когда никто никого никуда не тянет. Как сказала организатор «Тотального диктанта» Ольга Ребковец, используя непривычную для собравшихся экспертов молодежную лексику, «нам больше всех нужно, нам интересно делать дело, от которого, нас, простите, «прет» и которым мы можем заражать других. Мы простые бывшие студенты, мы развиваем «Диктант», растем вместе с ним и приглашаем людей, которым хочется того же». Важно, что инициатива не только негосударственная, но и немосковская, то есть отсутствует и властная вертикаль, и социокультурная: столичные проекты могут вызвать отторжение в регионах, а региональные, напротив, воспринимаются позитивно.
Русский язык — единственная общая ценность, которая осталась у людей, разделенных географически, с разными социальными статусами и разными профессиями
Для одних людей участие в «Тотальном диктанте» — это вызов себе («пойду и напишу»), для других — флешмоб («прийти вместе со всеми и сделать что-нибудь прикольное»), для третьих — ностальгия по школьным и студенческим годам. Есть и такой фактор, как проявление патриотизма, о котором говорят с высоких трибун, — любви к родному языку, к своей стране. Перед «Тотальным диктантом» все равны, нет предпочтения для каких-либо возрастных групп — в нем участвуют все, «от пионеров до пенсионеров», и для каждого проект привлекателен по-своему. Егор Заикин считает, что проект воспринимается позитивно еще и потому, что русский язык — единственная общая ценность, которая осталась у людей, разделенных географически, с разными социальными статусами и разными профессиями. Даже в Бейруте писать диктант приходят несколько десятков человек.
Парадокс в том, что «Тотальный диктант» — это не «компетентностная» олимпиада, не какая-нибудь оригинальная форма тренингов, а самая традиционная, даже очень «кондовая» форма проверки знаний, считает Сергей Косарецкий. Диктант — от слова «диктат», да еще и тотальный (а это понятия, считающиеся несовместимыми с современным образованием), вдруг стал живым и эффективным. При этом «Тотальный диктант» стал нетрадиционной формой образования — так называемым edutainment (образование + развлечение), что особенно актуально в контексте обсуждения проекта Концепции дополнительного образования детей и подростков, в разработке которой принимают участие специалисты Института образования ВШЭ.
Так что традиционной системе образования, испытывающей явную нехватку общественной инициативы, волонтерства и социального предпринимательства, есть чему поучиться у «Тотального диктанта».
Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ
Абанкина Ирина Всеволодовна
Директор Института развития образования
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Директор Центра социально-экономического развития школы
Вам также может быть интересно:
«Тотальный диктант»: как его написали в Вышке
20 апреля по всей России и за рубежом прошел «Тотальный диктант». Уже не первый год НИУ ВШЭ выступает в качестве партнера мероприятия, предоставляя площадки для его проведения. В этом сезоне акция состоялась в корпусах на Покровском бульваре и Шаболовке. Текст прочитали казахстанский и российский стендап-комик Евгений Чебатков и телеведущая, журналист и продюсер Яна Чурикова.
Актуальные вопросы русского языка обсудили на междисциплинарном научном симпозиуме в НИУ ВШЭ
Научно-практический симпозиум «Русский язык как культурный код», приуроченный ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина и Дню русского языка, состоялся 6 июня. Организаторами выступили Высшая школа экономики, Корпоративный университет московского образования и московское городское отделение Российского общества «Знание». Встреча прошла в рамках Недели русского языка, инициированной Российским обществом «Знание» в Центральном федеральном округе.
«Писать грамотно — это модно»: в НИУ ВШЭ прошел Тотальный диктант
8 апреля по всему миру писали Тотальный диктант. Более 900 человек пришли для этого в Вышку. С 2019 года университет выступает партнером ежегодной просветительской акции.
В Высшей школе экономики в десятый раз пройдет Тотальный диктант
8 апреля НИУ ВШЭ примет участников акции «Тотальный диктант» в своих учебных корпусах. Вышка с 2013 года выступает площадкой, а в 2019-м стала стратегическим партнером акции: в кампусе университета на Старой Басманной базируется городской штаб акции, а в кампусе на Шаболовке в течение недели после акции будут проверять все московские работы. В этом году диктант пройдет на Покровском бульваре, 11, на Шаболовке и — впервые — в Центре культур.
Итоги «Тотального диктанта» в Москве подведут 25 апреля
НИУ ВШЭ как стратегический партнер акции в девятый раз принял «Тотальный диктант» на своих площадках. Ежегодное просветительское мероприятие проводится в России с 2004 года. Стать участниками могут все желающие.
В Высшей школе экономики в девятый раз пройдет «Тотальный диктант»
9 апреля НИУ ВШЭ примет участников акции «Тотальный диктант» в своих учебных корпусах. Вышка с 2013 года выступает площадкой, а в 2019-м стала стратегическим партнером акции. В этом году диктант пройдет на Мясницкой, на Шаболовке и в Строгино.
Владимир Познер стал одним из спикеров «Тотального диктанта» в Вышке
10 апреля на трех площадках Высшей школы экономики прошла образовательная акция «Тотальный диктант». Университет выступил не только офлайн-площадкой, но и стратегическим партнером акции, разместив у себя штаб, городскую комиссию по проверке работ, а также обеспечив печать бланков и памяток для московских участников.
Тотальный онлайн
4 апреля Тотальный диктант вместо традиционной акции проведёт семичасовой лекционный марафон. На этот раз не будет правил правописания (почти) – эксперты расскажут о живом русском языке.
Ярослав Кузьминов: «Преподаватель – публичная фигура даже в сети»
Ректор Высшей школы экономики прокомментировал полемику о высказывании Гасана Гусейнова.
Больше 1000 человек написали Тотальный диктант в Вышке
Чтобы проверить свою грамотность, 13 апреля в Высшую школу экономики пришли больше тысячи человек. В этом году университет выступил не только оффлайн-площадкой проекта, но и его стратегическим партнером: на Шаболовке и Старой Басманной разместился штаб акции.