• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ярослав Кузьминов: «Россия находится на пороге революции высшего образования»

На Петербургском международном экономическом форуме состоялась панельная сессия «План действий по улучшению системы высшего образования в России». Руководители ведущих отечественных вузов, в том числе ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, а также ряд иностранных экспертов обсудили возможности выхода национальной системы российских университетов на новый уровень.

Мероприятие было организовано компанией PwC International. Модератор дискуссии — международный руководитель по стратегии и развитию лидерства PwC Блэр Шеппард — предложил участникам обсудить, почему российские вузы редко входят в мировые рейтинги и какое содействие могут оказать университетам государство и ведущие представители бизнеса.

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов начал свое выступление с тезиса о том, что Россия находится на пороге революции высшего образования. «Российский рынок образования на наших глазах становится глобальным. И резкое распространение английского языка — вульгарной латыни современного мира, — и единый глобальный рынок труда для профессионалов — это самые крупные изменения в перспективе 30-40 лет», — отметил он.

Но «реальная революция в структуре высшего образования», по мнению Ярослава Кузьминова, — это массовые открытые онлайн-курсы (massive open online courses, MOOC). «Эта революция сравнима только с началом книгопечатания, — считает Ярослав Кузьминов. — До изобретения Гутенберга монахи, самые умные люди в монастыре, сидели и переписывали чужие мысли. Потом книги начали печатать, а умные люди начали заниматься чем-то более важным, чем переписывание книг — и появились Лютер, Кальвин и произошла колоссальная церковная революция. Игнорировать нашу революцию неправильно».

Несколько иного мнения придерживается ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Владимир Мау. Отметив в качестве одного из важнейших трендов растущую индивидуализацию и интернационализацию образования, Владимир Мау сказал, что «прошло слишком мало времени, чтобы оценить роль онлайн-курсов». «В фильме «Москва слезам не верит» один из героев говорил, что через 20 лет будет только телевидение, ничего другого не будет. Вот я не уверен, что через 20 лет будет одна только Coursera», — сомневается ректор РАНХиГС.

Традиционное образование также будет развиваться, важно, что возникает больший выбор качественных курсов, подчеркнул Ярослав Кузьминов. «Никто из моих коллег, занимающихся MOOC, не говорит, что университеты умрут или умрет непосредственное общение на лекциях и семинарах, — добавил ректор ВШЭ. — Исследования и проекты вокруг этих курсов останутся, и площадкой станет университет. Проект Coursera ведь замещает именно формальные курсы. Будет ли это рынок онлайн-курсов от 100-150 ведущих университетов? Уверен, что нет. У нас нет монополизации высшего образования».

При этом, считает Ярослав Кузьминов, вузы сейчас находятся в условиях жесткой конкурентной борьбы. Один из способов усилить позиции российских университетов — интеграция в мировое научное пространство, в том числе благодаря увеличению количества нерусскоговорящих студентов и преподавателей в вузе.

Евгений Насыров, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования.  Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.

В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования

Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

«Университет — это не башня из слоновой кости»

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

Инноваторов в образовании нужно выявлять и всячески поддерживать

Шестой год Институт образования НИУ ВШЭ совместно с партнерами проводит Конкурс инноваций в образовании (КИвО), и за это время на конкурс было подано около 4000 заявок. Опыт его участников позволяет делать выводы о перспективах инноваций в нашей стране, об их использовании для модернизации школы и о барьерах, которые возникают на их пути.

Ключевым вызовом на пути к цифровому будущему является цифровое неравенство

Цифровая экономика возникла в 1980-е годы вместе с персональными компьютерами, прошла этапы эволюции, связанные с повышением влияния информации и знаний на экономический рост. И сейчас наступил новый этап, который характеризуется взрывной динамикой технологий и превращением данных в один из определяющих факторов производства.

ПМЭФ: Санкт-Петербург и Высшая школа экономики подписали соглашение о сотрудничестве

Документ, подписанный ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым и врио губернатора Санкт-Петербурга Александром Бегловым в рамках ПМЭФ-2019, предусматривает совместную работу над проектами социально-экономического развития города и подготовку кадров для городской администрации и бизнеса.