• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

При оценке школы необходимо учитывать, с какими детьми она работает

27 мая участники традиционного семинара Института образования ВШЭ обсуждали, как оценивать результаты работы школ. Исследователи считают, что это можно делать только с учетом условий и социально-экономического контекста, в котором работает каждая школа.

Любая школа стремится к высоким результатам. Однако школе, где учатся дети из социально благополучных семей, добиться их проще — высокие баллы ЕГЭ и поступление в ведущие вузы обеспечиваются, в том числе, родителями и репетиторами. А школам, где учатся дети из «сложных» семей, усилий для этого требуется гораздо больше.

Во многих развитых странах существуют методики оценки школ, учитывающие социально-экономический контекст. Всюду они разные — это связано со спецификой конкретных стран. Например, в Великобритании при оценке школы всегда принимается во внимание, какова в ней доля детей мигрантов, нуждающихся и матерей без полного школьного образования. Однако в России «аккуратных» методик оценок социально-экономического контекста работы школы пока не существует.

Попытку создания такой методики предприняли старший научный сотрудник факультета экономики ВШЭ Гордей Ястребов, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Марина Пинская и директор этого центра Сергей Косарецкий. C помощью их методики можно оценить работу школы с учетом условий и особенностей социально-экономического контекста, в котором она функционирует.

Методика была разработана в рамках исследования, в котором участвовали 1140 школ трех российских регионов — Ивановской, Московской и Ярославской областей. Авторы попытались выяснить, как показатели успеваемости — результаты ЕГЭ по русскому и математике — связаны с различными характеристиками школ и социально-экономическим положением учащихся.

Исследователи опирались на данные «социальных паспортов» образовательных учреждений. В них содержится подробная информация о кадровом составе школ, их организационных характеристиках, а также о самих учащихся и их семьях.

Исследование показало, что различия в успеваемости наиболее тесно связаны с тремя особенностями школ. Это вид образовательного учреждения (лицей, гимназия или обычная школа), его размер (численность контингента) и доля педагогов с высшей квалификационной категорией. Кроме того, как и ожидалось, не меньшее значение имеют и социальные характеристики учащихся — доля детей из семей, где оба родителя имеют высшее образование; доля детей из неполных семей; доля детей, состоящих на различных видах учета, и доля детей из семей, в которых русский язык не является языком внутрисемейного общения.

Точная диагностика — залог эффективного управления. После оценки школ в соответствии с предложенной методикой можно обсуждать, какие меры необходимо предпринять на уровне региона для улучшения качества образования

Все это — те внешние, контекстные характеристики, которые влияют на результат образования. При оценке работы школы их нельзя игнорировать. С помощью методов математической статистики исследователи способны рассчитать «прогнозные» значения результатов ЕГЭ для каждой школы с учетом конкретных условий и социально-экономического контекста. Затем такие «прогнозы» можно сравнить с фактическими показателями успеваемости. Если последние оказываются существенно выше «прогнозных», школу можно считать успешной. А если фактические результаты оказались заметно ниже, стоит серьезно задуматься.

Такой подход позволяет более справедливо оценивать работу школы. К образовательным учреждениям, работающим в максимально благоприятных контекстах, предъявляются более высокие требования, чем к школам, вынужденным учить детей в сложных условиях. Разумеется, эту методику можно использовать только в качестве средства первичной диагностики. Тем не менее именно точная диагностика — залог эффективного управления. После оценки школ в соответствии с предложенной методикой можно обсуждать, какие меры необходимо предпринять на уровне региона для улучшения качества образования. Авторы исследования считают необходимым оказывать адресную поддержку школам, работающим с детьми из неблагополучных семей и испытывающим нехватку кадровых и финансовых ресурсов.

Впрочем, по мнению научного руководителя Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктора Болотова, вопрос о том, можно ли считать средний балл ЕГЭ объективным результатом работы школы, остается открытым. ЕГЭ — экзамен с высокими ставками, и, судя по практике последних лет, проводится не всегда объективно. Так что исследователям нужно проявлять осторожность в работе с этими данными. Можно взять и другие показатели — например, долю выпускников, получающих профессиональное образование. Кроме того, качество работы школы характеризует и уровень социализации выпускников. Другой вопрос, что измерять его пока не научились.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

 

Вам также может быть интересно:

Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%

Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией

Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.

Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык

В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.