При оценке школы необходимо учитывать, с какими детьми она работает
27 мая участники традиционного семинара Института образования ВШЭ обсуждали, как оценивать результаты работы школ. Исследователи считают, что это можно делать только с учетом условий и социально-экономического контекста, в котором работает каждая школа.
Любая школа стремится к высоким результатам. Однако школе, где учатся дети из социально благополучных семей, добиться их проще — высокие баллы ЕГЭ и поступление в ведущие вузы обеспечиваются, в том числе, родителями и репетиторами. А школам, где учатся дети из «сложных» семей, усилий для этого требуется гораздо больше.
Во многих развитых странах существуют методики оценки школ, учитывающие социально-экономический контекст. Всюду они разные — это связано со спецификой конкретных стран. Например, в Великобритании при оценке школы всегда принимается во внимание, какова в ней доля детей мигрантов, нуждающихся и матерей без полного школьного образования. Однако в России «аккуратных» методик оценок социально-экономического контекста работы школы пока не существует.
Попытку создания такой методики предприняли старший научный сотрудник факультета экономики ВШЭ Гордей Ястребов, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Марина Пинская и директор этого центра Сергей Косарецкий. C помощью их методики можно оценить работу школы с учетом условий и особенностей социально-экономического контекста, в котором она функционирует.
Методика была разработана в рамках исследования, в котором участвовали 1140 школ трех российских регионов — Ивановской, Московской и Ярославской областей. Авторы попытались выяснить, как показатели успеваемости — результаты ЕГЭ по русскому и математике — связаны с различными характеристиками школ и социально-экономическим положением учащихся.
Исследователи опирались на данные «социальных паспортов» образовательных учреждений. В них содержится подробная информация о кадровом составе школ, их организационных характеристиках, а также о самих учащихся и их семьях.
Исследование показало, что различия в успеваемости наиболее тесно связаны с тремя особенностями школ. Это вид образовательного учреждения (лицей, гимназия или обычная школа), его размер (численность контингента) и доля педагогов с высшей квалификационной категорией. Кроме того, как и ожидалось, не меньшее значение имеют и социальные характеристики учащихся — доля детей из семей, где оба родителя имеют высшее образование; доля детей из неполных семей; доля детей, состоящих на различных видах учета, и доля детей из семей, в которых русский язык не является языком внутрисемейного общения.
Точная диагностика — залог эффективного управления. После оценки школ в соответствии с предложенной методикой можно обсуждать, какие меры необходимо предпринять на уровне региона для улучшения качества образования
Все это — те внешние, контекстные характеристики, которые влияют на результат образования. При оценке работы школы их нельзя игнорировать. С помощью методов математической статистики исследователи способны рассчитать «прогнозные» значения результатов ЕГЭ для каждой школы с учетом конкретных условий и социально-экономического контекста. Затем такие «прогнозы» можно сравнить с фактическими показателями успеваемости. Если последние оказываются существенно выше «прогнозных», школу можно считать успешной. А если фактические результаты оказались заметно ниже, стоит серьезно задуматься.
Такой подход позволяет более справедливо оценивать работу школы. К образовательным учреждениям, работающим в максимально благоприятных контекстах, предъявляются более высокие требования, чем к школам, вынужденным учить детей в сложных условиях. Разумеется, эту методику можно использовать только в качестве средства первичной диагностики. Тем не менее именно точная диагностика — залог эффективного управления. После оценки школ в соответствии с предложенной методикой можно обсуждать, какие меры необходимо предпринять на уровне региона для улучшения качества образования. Авторы исследования считают необходимым оказывать адресную поддержку школам, работающим с детьми из неблагополучных семей и испытывающим нехватку кадровых и финансовых ресурсов.
Впрочем, по мнению научного руководителя Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктора Болотова, вопрос о том, можно ли считать средний балл ЕГЭ объективным результатом работы школы, остается открытым. ЕГЭ — экзамен с высокими ставками, и, судя по практике последних лет, проводится не всегда объективно. Так что исследователям нужно проявлять осторожность в работе с этими данными. Можно взять и другие показатели — например, долю выпускников, получающих профессиональное образование. Кроме того, качество работы школы характеризует и уровень социализации выпускников. Другой вопрос, что измерять его пока не научились.
Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ
Болотов Виктор Александрович
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Директор Центра социально-экономического развития школы
Пинская Марина Александровна
Ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы
Ястребов Гордей Александрович
Старший научный сотрудник Факультета экономики
Вам также может быть интересно:
Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.
Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет
27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.
Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие
На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.
НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов
Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.
Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать
На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.
Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе
У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников
Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.
Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией
Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.
Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык
В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.