«Раньше я только читала статьи этих людей, а на школе получила их советы»
На юбилейной X Российской летней школе по экономике труда (RSSLE) ведущие эксперты в области экономики труда обсудили проблемы неравенства, уделяя внимание тем институтам рынка труда, которые создают неравенство по заработным платам, доходам, в доступе к рабочим местам в российской экономике.
За пять дней работы было сделано 23 доклада об индивидуальных и коллективных проектах, прочитано 11 лекций и мастер-классов, прошли круглые столы и обсуждения. В этом году в школе приняли участие исследователи из Волгограда, Новосибирска, Уфы, Тюмени, Екатеринбурга, Перми, Астрахани, Москвы, Еревана, Орла, Северска. Лекторами и экспертами, как и в предыдущие годы, были ведущие российские исследователи в сфере экономики труда — Ростислав Капелюшников, Владимир Гимпельсон, Ирина Денисова, Алексей Ощепков, Александр Муравьев.
У школы уже есть своя история, традиции и репутация в академическом сообществе. Каждый год на нее приезжают слушатели со всех регионов России и стран СНГ, сфера интересов которых, исследования и преподавательская деятельность связана с экономикой труда, Applied Economics. Благодаря школе таких регионов становится все больше. За 10 лет слушателями школы стали более 170 человек, некоторые слушатели были участниками двух, или даже трех школ. Кроме участников из многих городов, университетов и исследовательских центров России, на школу в разные годы приезжали исследователи из Белоруссии, Украины, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Армении.
«В этом году меня очень порадовало, что двум третям слушателям школы посоветовали участвовать в ней их научные руководители, которые в свое время также были слушателями на школе. Очевидно, что часть людей вернулись в свои университеты с хорошим багажом знаний и мотивацией и продолжают развиваться как исследователи. В Новосибирске, Екатеринбурге, Тюмени и нескольких других городах появились интересные исследовательские команды, организованные выпускниками RSSLE разных лет, изучающие различные аспекты экономики труда, — говорит организатор RSSLE-2016 Сергей Рощин. — На нынешнюю школу было подано 110 заявок, это больше чем в любой другой год, из них было отобрано 20. Уже второй год школа проходит в партнерстве с фондом Егора Гайдара, который поддерживает просветительские проекты в сфере экономического образования».
Александр Муравьев, Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента НИУ ВШЭ
Мероприятия такого рода позволяют погрузиться в живую интеллектуальную среду, соотнести собственные исследования с тем, что делают ведущие ученые в мире. Это весьма полезно, особенно для молодых исследователей, которым необходим ориентир. В свое время в конце 1990-х для меня таким ориентиром стала Economics Education and Research Consortium (EERC).
Темой этой школы было неравенство, я читал лекции об издержках, возникающих при потере работы в связи с увольнениями и сокращениями работников не по вине работника. Эмпирические исследования в разных странах показывают, что люди, которых увольняют по сокращению штатов, например, в связи с закрытием производства, очень долго не могут восстановить прежний уровень доходов, что имеет последствия не только для индивидов, но и для государства в целом. Потеря работы в связи с неблагоприятными обстоятельствами отражается на детях людей. Есть данные по Канаде — дети работников, которые были сокращены в конце 1970-х — начале 1980-х годов с большей вероятностью оказывались в статусе безработных в 1990-е, чем их сверстники, чьи родители не проходили через такие испытания. Мы обсуждали с участниками школы различные механизмы государственной политики, которые бы позволили этим людям найти достойное место работы без потери доходов. На школе я представил результаты нашей с коллегами работы, в которой впервые анализируются последствия потери работы на российском рынке труда на данных РЛМС до 2008 года. К сожалению, более поздних данных нет, необходим дополнительный сбор эмпирических данных.
Соня Паклина, НИУ ВШЭ – Пермь
Я только что закончила бакалавриат по экономике и сейчас поступаю в магистратуру по экономике в пермской Вышке. Хотя это не первая моя летняя вышкинская школа, на этот раз меня поразил уровень экспертов. Рощин, Гимпельсон, Капелюшников, Муравьев — до этого я только читала их статьи, поэтому было немного удивительно сидеть рядом, разговаривать, обсуждать собственный проект, получать от них советы и комментарии.
Я изучаю социальный капитал и предпринимательство, то, как влияет доверие к окружающим людям, институтам, полиции, законодательству, на предпринимательскую активность человека. Мы предполагаем, что человек, доверяющий миру, более склонен к тому, чтобы начать заниматься своим делом. И доверие, и предпринимательство подразумевают некие риски, которые берет на себя человек, в одном случае он может быть обманут, в другом — потеряет деньги, собственность. Я проверяла эту гипотезу на данных 15 европейских стран, и действительно, есть положительная взаимосвязь: чем больше человек доверяет людям вокруг, тем более он склонен заниматься бизнесом.
Ани Аветисян, Российско-армянский славянский университет
На школу я приехала с работой, которая посвящена поиску механизмов выравнивания доходов населения. Эта проблема есть во всех постсоветских странах, где практически не развит финансовый сектор, доходы распределены неравномерно, у большей части населения банально нет сбережений, которые можно отнести в банки, в страхование, то есть передать их в инвестиции и создать основу для долгосрочного роста экономики. И меня как раз интересуют механизмы, при помощи которых можно увеличить частные сбережения населения.
По базовому образованию я финансист, но несколько лет назад в поисках этих механизмов я ушла в изучение доходов населения, в частности, минимального размера оплаты труда, как фактора влияющего на неравенство. Основная часть доходов нашего населения — это зарплата, а социальные пенсии, пособия составляют малую часть в структуре доходов. И если мы хотим повысить уровень доходов, то нам надо нажимать на ту часть, которая занимает большую долю — на зарплату. Моя задача — показать те шаги, при помощи которых государство могло бы стимулировать доходы, в частности, через повышение минимального размера оплаты труда, и большая часть моего исследования вращается вокруг того, на какие сферы и как повлияет такое повышение. Для меня было очень важно представить эту концепцию и услышать мнение экспертов.
Валерий Киреев, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
На школе по экономике труда я уже второй раз, в прошлом году я приезжал с проектом по эффективности труда. В этом году я попытал счастья еще раз, но уже с другой темой, а именно — задолженность по заработной плате. Мне хотелось бы выявить, кто подвержен задолженности, какую стратегию выбирают индивиды, которые оказываются в такой ситуации. Данные, которые у меня есть, говорят о том, что в основном с задолженностью сталкиваются люди, имеющие низкую заработную плату и низкий уровень образования.
На мой взгляд, школа — это уникальное мероприятие, где мэтры экономики труда презентуют свои последние наработки, рассказывают нам об исследованиях, которые еще нигде не публиковались. Кроме того, на школе мы учимся выступать, рецензировать, правильно оппонировать, составлять совместные проекты. В частности, наша команда состояла из 5 человек, мы занимались оценкой влияния программы модернизации региональных систем дошкольного образования на занятость матерей. Эта программа предполагает за относительно короткий промежуток времени создание большого количества мест в детских садах, что в свою очередь, на наш взгляд, может стать стимулом к выходу матерей на работу.
Елена Захаркина, Астраханский госуниверситет университет
Проект, который я привезла на школу, посвящен факторам, влияющим на трудовую миграцию россиян, в частности неравенству доходов в России и в тех странах, куда отправляются мигранты. Помимо неравенства в доходах мне кажется интересным такой фактор, как расстояние между странами — страной (донором), откуда прибывает человек, и страной, куда они прибывают. Чем дальше расстояние, тем меньше стимулов к миграции.
На школу я поехала по совету моего научного руководителя Елены Петровны Федоровой, она сама была несколько раз на школе, последний раз в 2014 году. Я на своем опыте убедилась, насколько полезной может быть школа, в частности, занятия, посвященные самым продвинутым эконометрическим инструментам. Пока я только начинаю исследование, и мне было важно посмотреть на людей, которые уже многого достигли в области экономики труда и могут сориентировать в плане актуальных подходов.
Наталья Олейник, Тюменский государственный университет
О школе я узнала от своего научного руководителя Марины Андреевны Гильтман, которая участвовала в трех школах RSSLE и сейчас развивает экономику труда в Тюмени, она очень рекомендовала мне подать заявку на школу в этом году. Под ее руководством я изучаю отраслевой спрос на труд, точнее факторы, которые влияют на формирование спроса на труд в разных отраслях. Важным показателем при оценке спроса на труд является его эластичность по заработной плате, или, как его называют, собственная эластичность спроса. Я пытаюсь понять, что сильнее влияет на спрос на труд — динамика заработной платы или развитие самой отрасли. Очевидно, что есть существенная дифференциация заработных плат по различным отраслям, например, сельскохозяйственная отрасль — самая низкооплачиваемая, а финансовая отрасль — самая высокооплачиваемая. Пока у меня только начальная часть работы, я приехала сюда, чтобы узнать мнения более опытных исследователей, и получила очень много комментариев от Владимира Гимпельсона, Сергея Рощина и других.
Анна Елкина, Волгоградский государственный университет
Я работаю доцентом на кафедре экономической теории и экономической политики, сфера моих интересов — экономика образования, но последнее время я все больше склоняюсь к теме доходов преподавателей. На школу я приехала с проектом, в котором рассматриваю влияние указов президента 2012 года на динамику заработной платы в вузах, за счёт чего будет обеспечиваться рост заработных плат. В среднем экономические показатели говорит о том, что это увеличение в большинстве регионов идет за счет сокращения количества преподавателей высшей школы.
Здесь на школе для меня очень полезными оказались коллективные проекты, которые были направлены на оценку экономической политики государства, ее влияния на экономические процессы. Кроме того, у меня большие планы по освоению современных эконометрических методов, так как очевидно, что без знаний в области эконометрики не может быть речи о серьезных исследованиях в области экономики труда.
Максим Ким, Сибирский университет потребительской кооперации
В прошлом году благодаря моему научному руководителю Сергею Дмитриевичу Капелюку я заинтересовался темой влияния вредных привычек (алкоголя и курения). Сначала меня интересовало влияние на индивидуальное здоровье человека, а затем постепенно тема стала меняться, и в итоге на школу я приехал с проектом «Вредные привычки как фактор влияющий на рост ВВП на примере РФ». На индивидуальном уровне разница в доходах между курящими и некурящими людьми (по данным Росстата) составляет 3000 рублей. Это не очень много, но мне бы хотелось посчитать, каковы потери государства от вредных привычек людей. Но основная рекомендация от экспертов — разделить курение и алкоголь и изучать их отдельно. Так что впереди у меня очень много работы. Что касается самой школы, то я в какой-то мере продолжаю традиции — мой научный руководитель несколько раз приезжал на школу и сейчас развивает экономику труда в нашем университете.
Гимпельсон Владимир Ефимович
Ординарный профессор ВШЭ
Капелюшников Ростислав Исаакович
Заместитель директора Центра трудовых исследований
Муравьев Александр Александрович
Доцент департамента экономики
Ощепков Алексей Юрьевич
Доцент департамента прикладной экономики
Рощин Сергей Юрьевич
Проректор ВШЭ
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.