Часа три на сон всегда остается
Второкурсница Светлана Лавренова — первая студентка в истории факультета экономики, которая была переведена с платного места на бесплатное. О том, как ей это удалось, узнала Новостная служба портала.
— Светлана, почему сразу не удалось попасть на бесплатное место?
— На вступительных экзаменах я не добрала один балл до проходного. Но мне все равно не пришлось платить деньги, поскольку я вошла в первые 10% рейтинга на факультете довузовской подготовки ГУ-ВШЭ. Это гарантировало скидку 100% на четыре года обучения, если я не добираю баллы.
— В чем тогда смысл перевода на бесплатное место?
— Когда учишься "на бюджете", уверенности больше. Родителям тоже спокойнее. Раньше у меня было какое-то неприятное чувство. К тому же, если я вдруг возьму академический отпуск, скидка может не сохраниться.
— Что нужно было сделать, чтобы перевестись?
— Нужно было попасть в первую десятку рейтинга по итогам первого года. Это кумулятивный рейтинг — он вычисляется на основе двух текущих рейтингов: после зимней и после летней сессии. Как его считают, я даже не знаю: может получиться так, что зимой ты попадаешь в первую десятку, летом — только в первые пятнадцать, а в кумулятивном рейтинге все равно оказываешься в числе первых десяти студентов.
Так и было в моем случае. По итогам первого полугодия я была в первой десятке. А потом, в третьем и четвертом модуле, поняла, что этот результат сохранить не удастся — оценки были чуть ниже. Уже смирилась с мыслью, что придется доучиваться на платном.
Осенью прихожу в университет, мне подруга говорит: "Вывесили кумулятивный рейтинг, ты десятая. Может, переведут на бесплатное?" Потом мне в учебной части сказали: "Вы единственная "платница", которая попала в первую десятку. Пишите заявление о переводе на имя декана".
— Уже получаете стипендию?
— Нет, стипендия, наверное, будет только после зимней сессии.
— Расскажите о себе. Почему решили поступать именно в Вышку?
— Сначала я собиралась в МГУ поступать. А потом решила, что лучше в Вышку, — о ней мама много интересного прочитала в Интернете. В одиннадцатом классе стала заниматься на факультете довузовской подготовки.
— То есть школа, где вы учились, не имела отношения к Вышке.
— Я училась в профильном классе при Московском государственном индустриальном университете. У нас хорошо преподавали математику, она была и осталась моим любимым предметом. В Вышке матанализ замечательно преподает Сергей Григорьевич Лобанов, линейную алгебру — Елена Борисовна Бурмистрова.
— Чем запомнился факультет довузовской подготовки?
— По сравнению со школой там все было необычно: вместо четвертей — модули, контрольные по итогам каждого модуля, много самостоятельной работы. Но даже после ФДП очень сложно набрать высокие баллы на вступительных экзаменах или на майской олимпиаде (я после нее засчитала два предмета).
— Вы по жизни отличница? И в школе, и в университете?
— В школе — да, с золотой медалью окончила. В Вышке, конечно, сложнее учиться на отлично.
— Много времени тратите на учебу? Бывает, что по ночам к экзаменам готовитесь?
— Ни разу не было, чтоб вообще ночью не спала, — как минимум часа три на сон всегда остается. Чем ближе к сессии, тем меньше свободного времени. Но вообще-то у нас так все учатся.
— Какой предмет самый сложный? Микроэкономика, наверное?
— Нет, сейчас сложнее всего статистика. Экзамен по микро- после первого курса отменили, и все вздохнули спокойно.
— Многие не справляются?
— Из нашей группы один человек сам ушел, один взял академический отпуск, теперь снова будет на первом курсе учиться, еще один перешел на факультет государственного и муниципального управления. Там, конечно, полегче.
— Насколько важно для студента факультета экономики место в рейтинге? Все мечтают о том, чтобы быть в первых строчках? Постоянно идут разговоры об этом?
— О рейтинге, как правило, не говорят, но все о нем думают, это точно. Между конкретными личностями все-таки нет борьбы за место в рейтинге. Скорее есть соревнование между группами.
— Рейтинговая система лучше, чем традиционные оценки?
— Трудно сказать. Например, если в традиционной системе человек получает только пятерки, ему полагается повышенная стипендия. А у нас были ситуации, когда девочки получали высокие оценки, но не попадали в самую верхнюю часть рейтинга, и стипендию им не платили.
— В магистратуру вы собираетесь поступать?
— Все зависит от того, какую работу удастся найти на четвертом курсе. Скорее всего, буду поступать. Сейчас все вузы переходят на болонскую систему "4+2", и, наверное, через несколько лет бакалавриат будет считаться неполным высшим образованием.
— Где хотели бы работать?
— Про работу пока не думаю — можно работать разве что летом, да и то не по профессии. Чего точно не хочу, так это работать с бумажками, разбираться в бухгалтерии, составлять разные отчеты по итогам года. Интереснее строить прогнозы, следить за развитием рынка — это работа аналитика в сфере инвестиций, банковского аналитика.
— Как представляете себе будущее рабочее место?
— Даже не знаю. Аналитик необязательно должен сидеть в офисе, можно и дома работать. Главное — чтобы был результат.
— Есть уверенность, что найдете хорошую работу?
— Все мы на работу устроимся стопроцентно — здесь сомнений нет. Вопрос в другом — на какую именно и как она будет оплачиваться. Мои знакомые, которые ходили недавно на ярмарку вакансий, рассказывали, что стартовый уровень зарплаты, который там называли работодатели, — всего 500 долларов. Это, конечно, очень мало. С другой стороны, на старших курсах у нас будут преподавать люди, которые сами работают в бизнесе. Их можно будет поспрашивать, наверняка возникнут какие-нибудь предложения. Вышка дает связи, знакомства, которые помогают найти хорошую работу.
Борис Старцев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
* * *
Успехи в учебе избавляют от платы за образование
Владимир Автономов, декан факультета экономики:
Владимир Автономов |
Вам также может быть интересно:
27%
российских семей готовы полностью содержать своих детей и не рассчитывать на их заработки, пока они не закончат бакалавриат. Пять лет назад таких семей было несколько меньше — около двадцати процентов.
Кто списывает чаще — отличники, хорошисты или отстающие?
На семинаре Института институциональных исследований ВШЭ представлены итоги научного исследования, в котором использован оригинальный способ выявления склонности студентов списывать в зависимости от их успеваемости.
Студентки ВШЭ пронесли олимпийский огонь
Третьекурсницы факультета истории ВШЭ Дарья Урядова и Ольга Макаркина участвовали в эстафете олимпийского огня.
Welcome to HSE!
Как освоиться в Вышке и Москве, если вы приехали учиться из-за рубежа? 5 сентября Высшая школа экономики провела большой приветственный день (Welcome Day) для своих иностранных студентов.
Победители и призеры олимпиад — о МИЭФ
Победители и призеры олимпиад школьников, ныне студенты и выпускники Международного института экономики и финансов ВШЭ отвечают на вопрос, чем стал для них МИЭФ, что они особенно ценят в учебе и атмосфере института.
Студенческая олимпиада ВШЭ: изменения в структуре
Внесены изменения в список и состав профилей и направлений Олимпиады для студентов и выпускников вузов ВШЭ, электронная регистрация на которую заканчивается 14 февраля. Комментирует директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич.
Поработать топ-менеджером
В международном соревновании Global management challenge, где студенты из разных стран пробуют себя в роли менеджеров фирм, наша страна занимает лидирующие позиции. Большинство участников студенческих команд, прошедших в финал национального первенства, учатся в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и ВШЭ.
Стрессы после сессии не приведут к депрессии
Как за две недели каникул восстановиться, справиться с последствиями экзаменационного стресса и подготовиться к учебным будням? С этими вопросами стажер новостной службы портала обратилась к заведующей Центром психологического консультирования ВШЭ Ирине Макаровой.
Плюсы и минусы «отложенного выбора»
20 декабря состоялся семинар Института развития образования (ИРО) ВШЭ и экспертной группы № 8 «Новая школа» по коррекции Стратегии-2020. С докладом на тему «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов: итоги первого раунда обследования» выступил старший научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ИРО ВШЭ Дмитрий Попов.
Преодолевая враждебную среду
20 марта состоялся финал международного Кубка технологий Imagine Cup по Центральному федеральному округу РФ, в котором победителем стала команда Высшей школы экономики.