«ИМШ Вышки и VK дает возможность получить серьезный опыт работы без отрыва от учебы в ВШЭ»
Больше двух месяцев прошло с открытия на базе МИЭМ ВШЭ Инженерно-математической школы Вышки и VK. Чтобы попасть в ИМШ, студентам НИУ ВШЭ в Москве требовалось пройти отбор. Сейчас они работают в мастерских школы над реальными бизнес-задачами от VK по самым актуальным и востребованным направлениям IT, а также проходят обучение по авторским курсам от экспертов Вышки и VK. Впечатлениями от старта обучения студенты первого потока ИМШ поделились с новостной службой «Вышка.Главное».
Обучение проводится в рамках основных образовательных программ Вышки. Основные направления школы — машинное обучение, высоконагруженные системы и технологии искусственного интеллекта. В соответствии с этими направлениями организована работа четырех мастерских: по компиляторам и высоконагруженным приложениям, по аппаратному обеспечению искусственного интеллекта, по прикладному искусственному интеллекту, а также на базе Санкт-Петербургской школы физико-математических и компьютерных наук — по виртуальным платформенным решениям «Робби».
Михаил Федосов, ОП «Информационная безопасность», мастерская компиляторов и высоконагруженных приложений
«Когда я узнал об открытии Инженерно-математической школы, то не верил, что могу туда пройти. Но взял себя в руки и сел за тестовое задание. Необходимо было PHP-код исправить и запустить как KPHP — тот самый язык программирования, который мы сейчас развиваем в нашей мастерской.
На выполнение тестового задания у меня ушло достаточно много времени: долго разбирался с исходным кодом. Но по итогу меня пригласили на собеседование! Оно проходило в приятной дружеской атмосфере: руководители проекта оценивали мотивацию студентов, желающих попасть в ИМШ. Моим преимуществом стало участие в open-source-проектах. Я рассказал, что до этого писал форум для студенческого сообщества Вышки (vyshka.club). И хотя проект был не особо востребован, я получил хороший опыт и знания, которые и помогли мне с решением тестового задания. Думаю, это те факторы, благодаря которым я и прошел в ИМШ.
Когда я слушал презентации мастерских, то сразу загорелся компиляторами. С нейросетями у меня уже был опыт, но сейчас это слишком модная тема, а вот компиляторы — другое дело! Компиляторы — это новый черный. На первом занятии мы познакомились с кураторами проекта от VK Александром Кирсановым и Данилой Овчинниковым, руководителем проекта от МИЭМ Владимиром Владимировичем Башуном и остальными участниками проекта, узнали о том, что нам предстоит делать. Все они — настоящие гении! Мы встречаемся дважды в неделю для консультаций и оценки промежуточных результатов. Кроме этого, мы проходим цикл дисциплин (углубленный С++, веб-разработка, компиляторы), по которым нам читают лекции, проводят практические семинары, а по итогам будут экзамены.
У нас нет деления на команды, мы все — одна семья. Вместе формулируем вопросы для бизнес-юнитов VK. Одна из наших главных целей — развивать доступность KPHP для новичков. В мастерской со мной учатся отличные ребята, все они активно участвуют как в общих, так и в личных проектах, лениться времени нет.
ИМШ дает отличную возможность получить серьезный опыт работы, не отрываясь от учебы в Вышке. Мне нравится обилие практики, и в целом я теперь делаю то, что люблю. Будучи студентом, ты думаешь, что некоторые дисциплины из твоего учебного плана слишком теоретические. Но в мастерской ты видишь их практическую направленность.
Для меня стать участником мастерской — уже достижение, но нужно держать планку. Сейчас моя главная цель — успешная зимняя защита проекта перед VK. Я рад, что есть возможность углубленно изучить компиляторы и понять, хочу ли я заниматься языками программирования дальше и работать над open-source-проектами. Приятнее всего видеть, как твой проект приносит пользу другим людям. Вокруг KPHP собралось лучшее сообщество разработчиков, главная ценность которого — обмен опытом и знаниями».
Екатерина Гимранова, ОП «Науки о данных», мастерская прикладных моделей ИИ
«О наборе в ИМШ я узнала, увидев пост в сообществе во «ВКонтакте». Подумала, что это отличная возможность применить полученные в университете знания на реальных задачах под руководством разработчиков из VK и прокачаться в ML. При подаче заявки у меня не было полного представления о формате участия в мастерских, но на интуитивном уровне было понимание, что это окажется полезно.
Отбор проходил в два этапа: тестовое задание и техническое собеседование. На первом этапе можно было выбрать одну из областей в ML: CV (компьютерное зрение) или NLP (работа с текстом и аудио). Так как мне больше интересна вторая область, то я делала задание по ней. Требовалось придумать модель, которая по смысловой нагрузке делит текст на русском языке на абзацы и секции. Задание мне понравилось. С подобной задачей я столкнулась впервые, и поначалу было неочевидно, как это делать.
В какую мастерскую записаться, я долго не раздумывала. Так как я учусь на Data Science и планирую профессионально развиваться в области ML, то решила выбрать «Прикладные модели искусственного интеллекта». Сейчас все домашние задания выполняются индивидуально, но вскоре ожидаются и групповые проекты.
Мне нравятся наши преподаватели и проект, над которым я работаю. Кураторы от VK с нами всегда на связи, помогают разобраться с возникающими трудностями. Хотелось бы, конечно, справиться со всеми задачами, которые стоят перед нами в проекте. Для меня ценность участия предполагает не столько масштаб полученного результата, сколько процесс обучения и развитие практических навыков.
Анна Полупанова, ОП «Прикладная математика и информатика» (НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге), мастерская по виртуальным платформенным решениям
«Когда я узнала об открытии ИМШ, то решила подать заявку в мастерскую, где нам предложили работать над платформой для студентов, которая позволит им решать различные задачи машинного обучения. Мне интересна эта тема, работа в команде, а также меня привлек стек технологий, с которым мы работаем.
Отбор в нашу мастерскую состоял из трех этапов: решение задач на знание языка программирования, на котором разрабатываться проект, собеседование с ментором, где можно было задать вопросы про проект, и собеседование с командой из VK, где мне задавали вопросы на знание языка, на логику и узнавали про мой прошлый опыт. Мне для прохождения всех трех этапов хватило знаний, полученных в университете, так как в процессе учебы мы делали много студенческих проектов, плюс у нас был очень хороший курс по Java.
Сейчас мы работаем в команде из пяти человек, у нас есть преподаватели из ВШЭ и кураторы из VK. Ментор из Вышки помогает нам организовывать совместную работу, вводит в курс дела, рассказывает про уже существующие наработки по проекту. Надеюсь, у нас получится реализовать все поставленные задачи, а я получу новый полезный опыт».
Андрей Рожин, ОП «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», мастерская по аппаратному обеспечению искусственного интеллекта
«В последнее время я самостоятельно изучал темы по машинному обучению, и когда узнал о наборе в ИМШ, то подумал, что это отличная возможность получить знания по теме от профессионалов.
При отборе я показал свои компетенции в языке С++. Потом состоялось собеседование с представителем VK: мы обсудили мой опыт и что я умею делать. Далее я получил довольно специфичную алгоритмическую задачу. Она мне понравилась, потому что я ожидал типичных задач, которые дают на собеседованиях в других компаниях, но с подобным я встретился впервые. На отборе я сразу заметил нешаблонный подход к делу.
Ознакомившись с мастерскими, сразу выбрал одну — по аппаратному обеспечению искусственного интеллекта. Здесь все, что мне нужно: низкоуровневое программирование, оптимальные алгоритмы для нейросетей и уникальная возможность поработать с отечественными чипами. Помимо этого, я давно хотел познакомиться поближе с особенностями оптимизаций под различные аппаратные платформы. К моменту отбора в ИМШ у меня уже сложилась своя библиотека для обучения и инференса нейросетей на С++, поэтому у меня было понимание всего происходящего и я чувствовал себя уверенно.
Наши образовательные курсы дают возможность потренироваться перед реальными задачами в мастерских. Мне нравится, что преподаватели охотно и подробно отвечают на вопросы студентов, а также собирают обратную связь после лекций, чтобы сделать курс еще лучше. Домашки, мягко говоря, непростые, но это даже хорошо, там есть над чем думать, и они сильно прокачивают навыки, в том числе самостоятельного поиска информации.
Сейчас у нас большие планы и много работы. Надеюсь, что мы выполним все задачи проекта и успешно презентуем результаты».
Вам также может быть интересно:
Вышка и InfoWatch научат защищать персональные данные
Центр программных разработок и цифровых сервисов ВШЭ в сотрудничестве с Базовой кафедрой Акционерного общества «ИнфоВотч» НИУ ВШЭ разработали программу повышения квалификации «Персональные данные в действии» для Академии InfoWatch. К созданию курса были привлечены лучшие специалисты по защите персональных данных из разных отраслей.
«Наша система позволяет предотвращать сбои в работе центров обработки данных»
Студент первого курса магистерской программы «Продуктовый подход и аналитика данных в HR-менеджменте» Константин Балцат с командой единомышленников разработали систему прогнозирования отказов жестких дисков на основе машинного обучения. С этим проектом они второй год подряд входят в число лучших на хакатоне «Цифровой прорыв». «Вышка.Главное» побеседовала с Константином о разработках инноваций и учебе в университете.
НИУ ВШЭ и ПСБ провели хакатон по ИИ для студентов ведущих вузов страны
В конце сентября онлайн-кампус НИУ ВШЭ и ПСБ организовали хакатон для студентов, которые увлекаются анализом данных, визуализацией и машинным обучением, а также студентов креативных индустрий. На хакатон зарегистрировалось 620 человек, приняло участие 428 человек из разных регионов РФ. За первое место боролись студенты лучших российских университетов, а также учащиеся из других государств. Победителями турнира стала команда из Вышки.
Законы физики: как Высшая школа экономики стала Высшей школой IT-технологий и ИИ
Сотрудничество лидеров IT-индустрии и ведущих вузов в подготовке высококлассных специалистов стало ключевым трендом последних лет. Как построено IT-образование в Вышке и как университет стал лидером в сфере искусственного интеллекта, рассказал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов на пресс-завтраке «Яндекс Образования» «Бигтехи и университеты: итоги приемной кампании — 2024/25 и модели партнерства».
ИИ и чат-боты: будущее образования уже здесь
Нейросети открывают новые возможности для образовательного процесса. Об их использовании в образовании для построения чат-ботов ученые НИУ ВШЭ рассказали на интерактивной лекции в рамках фестиваля-форума «Москва 2030». Эксперты поделились опытом разработки ИИ-помощника для студентов в рамках стратегического проекта «ИИ-технологии для человека».
НИУ ВШЭ и «Ромир» изучили отношение россиян к развитию ИТ
Школа коммуникаций НИУ ВШЭ и исследовательский холдинг «Ромир» представили результаты первого масштабного исследования о восприятии россиянами информационных технологий. Его целью стало создание эффективного инструментария для регулярного мониторинга отношения жителей страны к новым вызовам цифровой эпохи. Использовалась методология смешанного дизайна, включающая комплексный анализ обсуждений российского медиаполя (охват — 1 млн сообщений, 470 тыс. авторов, 16,7 млрд просмотров) и репрезентативный опрос населения (выборка — 2500 человек в возрасте 18–65 лет).
Law & IT: в нижегородской Вышке открылась новая программа профпереподготовки
Новая совместная междисциплинарная программа ДПО двух факультетов — факультета права и факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ — Нижний Новгород — позволит выпускникам сделать бизнес-процессы более эргономичными.
Код с добром: студенты разработали IT-решения для благотворительных фондов
В Вышке прошел первый IT-марафон «Код со смыслом». Студенты пяти вузов в течение 24 часов разрабатывали IT-решения для благотворительных фондов, чтобы сделать жизнь их подопечных лучше, а работу сотрудников — комфортнее. Команды победителей получили денежные призы, а НКО-участники — новые программные решения.
Кружковое движение НТИ подвело итоги Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом
Объявлены победители и призеры третьего Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом для школьников и студентов, организованного Кружковым движением Национальной технологической инициативы (НТИ). Результаты по трекам «Создатели» и «Контрибьюторы» опубликованы на официальном сайте и учитываются в конкурсе цифровых портфолио «Талант НТО», победители и призеры которого смогут получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в вузы в 2024 году.
НИУ ВШЭ и Банк России подготовят магистров по информационной безопасности
Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова НИУ ВШЭ и Банк России открывают новую магистерскую программу «Информационная безопасность в кредитно-финансовой сфере». Набор на программу уже стартовал — с 1 сентября 2024 года начнется обучение специалистов по информационной безопасности для банков и других организаций финансового сектора.