• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономическая социология как профессия

В июле в Подмосковье прошла четвертая летняя школа Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ, в этом году посвященная профессиональным траекториям экономсоциологов.

Какие компетенции необходимы студентам, чтобы быть успешными на рынке труда? В чем заключается смысл работы социолога с точки зрения работодателей? В какой мере существующие образовательные программы способствуют выработке необходимых навыков и компетенций? Заявленные вопросы во многом определили состав участников, структуру школы, а так же формат проведения занятий.

Для того чтобы составить комплексное представление о возможностях профессиональной реализации выпускников факультета социологии, к обсуждению были привлечены сами студенты, выпускники, преподаватели и работодатели. Поэтому каждый отдельный день Летней школы Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) был посвящен позиции одного из этих четырех субъектов, которая подвергалась критической оценки со стороны участников школы. Что касается формата проведения обсуждений, то в первый же день первый проректор, заведующий ЛЭСИ ВШЭ Вадим Радаев подчеркнул: «Школа не является лекторием. Мы все должны быть нацелены на диалог, то есть на коллективную работу по выработке общего понимания».

Первый день школы был предоставлен студентам бакалавриата и магистратуры факультета социологии ВШЭ, которые получили возможность поделиться своими соображениями об организационных и содержательных аспектах учебного процесса. В основном их опасения касались последующего трудоустройства. «Нужно ли нам такое количество теоретических курсов? Не лучше ли включить в программу еще прикладных курсов?» — сетовали студенты.

В этот же день с докладом выступила Мария Правдина, директор Центра внутреннего мониторинга ВШЭ, выпускница факультета социологии. Основываясь на данных мониторинга студенческой жизни за 2012 год, она рассказала о том, как студенты оценивают различные условия студенческой жизни, созданные в НИУ ВШЭ. В целом студенты-социологи на фоне других факультетов весьма высоко оценивают возможности участия в научно-исследовательской деятельности, а также условия для разностороннего развития в стенах университета (открытые лекции, мастер-классы, студенческие мероприятия). При этом выяснилось, что на факультете социологии студентам не хватает общения с преподавателями по поводу их (студентов) профессиональных планов.

Выпускники уверены, что благодаря обучению в НИУ ВШЭ они приобрели не только практические навыки работы с данными, но и особое «социологическое мировоззрение», которое позволяет им неординарно подходить к решению бизнес-задач.

Во второй день внимание было сосредоточено на профессиональной реализации выпускников. На эту тему выступил заместитель декана факультета социологии ВШЭ Денис Стребков. Докладчик представил результаты опроса, согласно которым почти 60% выпускников магистерской программы ВШЭ «Прикладные методы социального анализа рынков» работают в сфере маркетинга, около 10% построили свою карьеру в рекламных агентствах и примерно 30% заняты в некоммерческом секторе (университеты и госструктуры). Кроме того своим опытом поделились и сами выпускники разных лет факультета социологии, которых специально пригласили для обсуждения. Сегодня они сотрудники крупных компаний (Дмитрий Крылов из «Банка Москвы», Владислав Тихомиров из «Metro Cash & Carry», Анна Филимонова из рекламного агентства «Zenith Optimedia» и Павел Лебедев из «Вымпелкома»). Выпускники уверены, что благодаря обучению в НИУ ВШЭ они приобрели не только практические навыки работы с данными, но и особое «социологическое мировоззрение», которое позволяет им неординарно подходить к решению бизнес-задач.

Третий день был посвящен точке зрения работодателей. В этот день были приглашены Тагир Калимуллин (GR-директор «М.Видео»), Игорь Задорин (руководитель исследовательской группы ЦИРКОН), Александр Болтавин и Илья Ломакин (руководители маркетинговой компании «Discovery Research Group»), а также Екатерина Курочкина (генеральный директор маркетингового агентства «Insight-MR»). С точки зрения работодателей, выпускников факультета социологии ВШЭ отличает умение работать с большими объемами информации, аналитические способности, а еще способность учиться и развиваться. Помимо этого, в ходе группового обсуждения на фоне прочего отмечались такие качества, как честность и добросовестность. Этика проведения исследования, прививаемая в стенах университета, является конкурентным преимуществом наших выпускников в глазах работодателей. Тем не менее, в качестве негативной тенденции было отмечено стремление выпускников НИУ ВШЭ начинать свою карьеру сразу с руководящих позиций, минуя базовые шаги по карьерной лестнице, без которых сложно накопить необходимый опыт.

Затем пришло время выслушать мнение преподавателей. Сначала сотрудники ЛЭСИ (Вадим Радаев, Диляра Ибрагимова, Максим Маркин) представили свой опыт участия в заказных исследованиях, подробно остановившись на плюсах и минусах пересечения академической среды и прикладных областей. По их словам, с одной стороны, участие во внешних исследованиях позволяет преодолеть отрыв от объекта исследования и реального положения дел, который неизменно сохраняется в академических работах. Однако сохранить баланс между академической работой и заказными исследованиями весьма не простая задача: в какой-то момент эффективное совмещение этих двух деятельностей становится невозможно.

Также преподаватели обсудили образовательные программы, которые предлагает кафедра экономической социологии ВШЭ. Руководствуясь мнениями студентов, выпускников и работодателей, преподаватели постарались по-новому взглянуть не только на содержание курсов, но и на организацию семинарских занятий, которые призваны развивать аналитические и ораторские компетенции студентов, ведь именно эти навыки впоследствии наиболее востребованы на рынке труда.

В своем заключительном слове Вадим Радаев призвал всех участников «конвертировать смыслы, наработанные за время проведения школы, в реальные действия», еще раз отметив, что школа по своему назначению выступила в качестве «коллективной площадки для реализации индивидуальных стратегий».

Регина Решетеева, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Психологи из НИУ ВШЭ узнали, как любовь к животным влияет на отношения с людьми

Ученые из НИУ ВШЭ выявили связь между привязанностью к домашним питомцам и отношением к природе и другим людям. Выяснилось, что чем сильнее радость от общения с питомцем, тем больше желания помогать людям, однако любовь к животным не всегда связана с заботой о природе. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Psychology and Society.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.