• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты оценили, как трансформируются образовательные системы стран БРИКС

Эксперты оценили, как трансформируются образовательные системы стран БРИКС

© Высшая школа экономики

Экспертный совет БРИКС — Россия, работающий на базе Высшей школы экономики, совместно с Институтом образования ВШЭ подготовил аналитический доклад «Трансформация систем общего образования стран БРИКС». Исследование позволяет проследить, как страны объединения решают общие задачи, включая равный доступ к школьному образованию, внедрение цифровых решений, поддержку инклюзии, языкового многообразия и межкультурного диалога.

Образование — один из ключевых факторов устойчивого развития, социального равенства и технологического прогресса. В условиях глобальной трансформации к образовательной повестке все чаще обращаются как к инструменту формирования будущего. В этом контексте особенно важно понимать, как выстраиваются национальные системы образования в странах с разным историческим и культурным опытом и традициями, но схожими масштабами и амбициями. К числу таких стран относятся государства БРИКС — Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка, — чье влияние на глобальную образовательную повестку продолжает расти.

Материал, представленный в новом аналитическом докладе, подготовленном Экспертным советом БРИКС — Россия совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ, позволяет проследить, как страны БРИКС по-разному решают общие задачи — от выравнивания доступа к школьному образованию до внедрения цифровых решений, от борьбы с оттоком учителей до поддержки инклюзии, языкового многообразия и межкультурного диалога. Наряду с этим поднимаются вопросы устойчивости образовательной инфраструктуры и роли школ в обеспечении социальной сплоченности.

Отдельное внимание уделяется тому, как государства формируют собственные стратегические приоритеты, не прибегая к механическому заимствованию внешних моделей. Так, в Индии идет поиск баланса между современными требованиями рынка труда и традициями ведического знания, в Южной Африке образовательная политика направлена на преодоление последствий сегрегации, в Бразилии — на признание многообразия как ценности, в Китае и России — на выравнивание условий и повышение доступности качественного образования в отдаленных регионах.

Содержание исследования подчеркивает, что образовательные системы стран БРИКС развиваются не вопреки различиям, а благодаря им. Разнообразие становится точкой роста, основой для создания гибких, устойчивых и справедливых моделей образования. Этот опыт может быть полезен не только государствам БРИКС, но и широкому кругу стран, заинтересованных в переосмыслении подходов к школьному образованию с учетом социальных, культурных и институциональных реалий.

© Высшая школа экономики

Системы школьного образования стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) занимают около трети глобального образовательного пространства. В этой инфографике представлены масштабы и особенности школьного образования в странах объединения. Инфографика построена по принципу описания, но не сравнения. В инфографике акцентируется внимание на двух ключевых аспектах: 1) социально-экономический и демографический контекст стран и 2) структура их образовательных систем. Представленные данные подчеркивают как разнообразие контекстов внутри систем стран БРИКС, так и общие основания, позволяющие найти точки для обмена опытом и агрегации идей, направленных на преодоление общих для систем этих стран вызовов.

Виктория Панова

«В докладе рассматриваются уникальные особенности систем образования БРИКС, — отметила Виктория Панова, проректор НИУ ВШЭ, руководитель Экспертного совета БРИКС — Россия. — Такие всесторонние и комплексные исследования позволяют нам находить пути решения насущных проблем, а также обмениваться передовым опытом и развивать партнерство в сфере образования. Именно в этой области разнообразие стран БРИКС проявляется как огромное конкурентное преимущество. БРИКС способен аккумулировать уникальную образовательную политику, опыт и авангардные идеи стран, представляющих мировое большинство».

Иван Иванов

«Настоящий доклад является первым международным исследованием о состоянии и развитии систем общего образования в странах БРИКС, — пояснил Иван Иванов, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ. — В нем подчеркивается необходимость адаптации политики в области образования к локальному контексту при одновременных поддержке и развитии инклюзивности школьных систем. Страны БРИКС играют важную роль в глобальном образовании и обладают схожими характеристиками, сформированными уникальными социально-экономическими и культурными условиями».

Лисел Эберсон

«Привлечение ученых из стран БРИКС для подготовки данного доклада стало залогом успеха проведенного исследования, — говорит Лисел Эберсон, директор Центра по изучению устойчивости Университета Претории (ЮАР). — В докладе представлены убедительные доказательства того, что каждая страна может пойти по пути реагирования на определенные мегатренды таким образом, чтобы обеспечить позитивное обучение и благополучие. Контекстуальные и культурные перспективы стран БРИКС, представленные в докладе, служат примером того, как можно обеспечить образовательные практики со смыслом в аналогичных развивающихся экономиках, а также в странах с низким и средним уровнем дохода».

Вандана Саксена

«Разнообразие — ключевая характеристика стран БРИКС, — считает Вандана Саксена, профессор Делийского университета (Индия). — Это признается на уровне национальных образовательных политик и реализуемых системных мер, которые направлены на расширение возможностей каждого гражданина. Важнейшим вызовом для систем образования и одновременно ресурсом развития являются разнообразие территорий, неравномерное распределение населения, диспропорции города и села, а также культурные традиции. Тем не менее мы видим благодаря этому исследованию, что правительства и системы образования в каждой из этих стран признают ключевую роль образования в трансформации жизни граждан и постоянно стремятся к повышению качества образования, критически оценивая значение поддержки языкового, этнического, религиозного разнообразия и их пересечений с гендером, классом и инвалидностью».

Вам также может быть интересно:

В «Артеке» начали готовить будущих бриксологов

20–23 августа в Международном детском центре «Артек» прошла выездная смена образовательно-просветительского проекта Вышки «Международная школа БРИКС: Новое поколение». Школа стала первым мероприятием в рамках подписанного в этом году соглашения о сотрудничестве между НИУ ВШЭ и «Артеком».

НИУ ВШЭ и ведущие университеты Китая запустят масштабные исследовательские и образовательные проекты

В рамках официального визита президента РФ Владимира Путина в Китайскую Народную Республику делегация НИУ ВШЭ во главе с ректором Никитой Анисимовым заключила новые соглашения о сотрудничестве с крупнейшими университетами Китая. Соглашения направлены на расширение двустороннего партнерства в области образования, науки и культурного обмена.

Вышка стала соорганизатором Международного диктанта по финансовой безопасности

С 1 по 30 сентября пройдет Международный диктант по финансовой безопасности. Масштабный онлайн-проект разработан с целью повышения осведомленности людей разного возраста о проблемах в сфере экономической стабильности. Тема этого года — «Новые технологии на страже финансовой безопасности: от личной защиты до суверенитета государства». В новом сезоне НИУ ВШЭ вошел в состав организаторов.

Эпоха ИИ: университеты и бигтехи обсудили трансформацию системы образования

В рамках круглого стола, организованного «Яндекс Образованием», эксперты из ведущих университетов и технологических компаний обсудили будущее системы образования и подготовки IT-специалистов в условиях развития технологий искусственного интеллекта. Высшую школу экономики представляла проректор университета Елена Одоевская.

Ученый в цифровую эпоху: как определить свой профессиональный путь в новом мире

Центр научной интеграции НИУ ВШЭ запускает программу «Современный ученый: инструменты развития научной карьеры», ориентированную на развитие профессиональных компетенций молодых исследователей. В течение 6 недель слушатели в синхронном онлайн-формате изучат 5 тематических блоков. Обучение начнется 22 сентября. На программу могут поступить все желающие, имеющие или получающие высшее или среднее специальное образование.

Ученые ВШЭ выяснили, почему люди доверяют науке

Исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировали степень доверия научному знанию в российском обществе и выявили факторы, которые влияют на восприятие. Оказалось, что доверие к науке больше зависит от повседневного опыта, социальных ожиданий и представлений о пользе, а не от объективных знаний. Статья опубликована в журнале «Мир России».

НИУ ВШЭ и Центр им. Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве

Высшая школа экономики и Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве. Подписи под документом поставили ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и генеральный директор центра Николай Грачев.

Вышка доверит ИИ рутинную работу по созданию программ ДПО

НИУ ВШЭ совместно с EdTech-компанией CDO Global запускает AI-конструкторы для оптимизации разработки курсов дополнительного профессионального образования (ДПО). Новый сервис позволит автоматизировать подготовку учебных материалов и оценочных средств, значительно сократив время и ресурсы, затрачиваемые преподавателями и методистами.

На портале Вышки доступны обновленные «Цифры и факты» и дашборды

Дирекция по аналитике и управлению данными совместно с отделом визуальных коммуникаций разработали новую страницу «Цифры и факты о НИУ ВШЭ» на портале Вышки. Также всем сотрудникам университета доступен дашборд с показателями обновленной программы «Приоритет-2030».

Исследователи изучили, как в малых российских университетах заботятся о студентах

Исследователи из Института образования НИУ ВШЭ провели социологическое исследование в четырех малых неселективных университетах и на основе 135 интервью показали, что в таких вузах забота о студентах имеет двойственную природу. Она объединяет искреннюю помощь с постоянным надзором, напоминая родительскую опеку. Это первое детальное описание того, как формальные и неформальные практики заботы переплетаются в постсоветском образовательном контексте. Исследование опубликовано в British Journal of Sociology of Education.