НИУ ВШЭ оценил вклад «Макдоналдс» в экономику России
«Макдоналдс» является крупнейшим предприятием сферы общественного питания России, занимая сегодня примерно 7% рынка. Компания инвестировала в отечественную экономику 2,5 млрд долл. На ее долю приходится примерно четверть всех налогов, выплаченных индустрией общепита, она закупает 4,2% производимого в России картофеля и 1,8% отечественных сыров. Об этом говорится в исследовании, проведенном экспертами НИУ ВШЭ.
Исследование было представлено 23 сентября на пресс-конференции в ТАСС Вадимом Радаевым, руководителем Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ, Ириной Коршуновой, старшим директором отдела обеспечения и гарантии качества и устойчивого развития «Макдоналдс» в России, и Ильей Ломакиным-Румянцевым, директором Центра развития потребительского рынка Московской школы управления «Сколково».
Вадим Радаев, руководитель Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ
Зачем нужны подобные исследования? Часто мы, говоря о рынках, увлекаемся макроэкономическими показателями, которые, конечно, очень важны. Но не менее важно спускаться чуть ниже и смотреть на поведение участников рынка, в первую очередь крупных, ведущих компаний, которые задают тон на этих рынках. Необходимы исследования, которые показывают, как крупный бизнес влияет на экономическое и социальное развитие страны, тем более, что в период рецессии, кризиса, который переживаем, роль таких компаний усиливается на фоне продолжающей консолидации рынков. К сожалению, таких исследований пока не очень много. Важно, что такие компании показывают свою открытость, детально рассказывают о себе, о своих технологиях.
Когда мы говорим о подобных исследованиях, то ключевой вопрос – это данные, их качество. В первую очередь, речь идет о данных от самой компании. Важно, что «Макдоналдс» предоставлял не просто обобщенные показатели, а первичные данные об объемах производства, продажах, инвестициях, структуре занятости, зарплатах. Кроме того, мы провели серию углубленных интервью с руководством компании, включая генерального директора Марка Карена. Это говорит об открытости компании, ее готовности сотрудничать с экспертами.
Согласно результатам экспертной оценки, совокупные инвестиции «Макдоналдс» в российскую экономику на сегодняшний день превышают $2,5 млрд, при этом среднегодовой рост инвестиций составляет около 14%. Наиболее крупные инвестиции за последние пять лет осуществлялись в Москве (26,1%), Московской области (16,0%) и Санкт-Петербурге (10,3%), инвестиции в прочие субъекты Российской Федерации распределены достаточно равномерно.
В исследовании отмечается, что «Макдоналдс» в России — самый крупный налогоплательщик в индустрии общественного питания, на долю компании приходится примерно четверть всех налогов, выплаченных предприятиями отрасли. Доля налога на прибыль, выплаченного компанией, в 2018 году составила 29%, доля НДС — свыше 20%, а НДФЛ — 9% от всех налогов индустрии. По подсчетам экспертов, «Макдоналдс» обеспечивает 0,1% всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны, за период с 2014 по 2018 год компания выплатила налоги общей суммой в 78,3 млрд рублей.
В 2018 году «Макдоналдс» напрямую произвел 83,3 млрд рублей добавленной стоимости. Это составляет около 0.1% всего ВВП РФ в 2018 году. Эксперты НИУ ВШЭ также оценивают прямой вклад «Макдоналдс» в России по добавленной стоимости за период с 2014 по 2018 год в 379 млрд рублей. Добавленная стоимость продолжала расти даже во времена кризиса.
Ирина Коршунова, старший директор отдела обеспечения и гарантии качества и устойчивого развития «Макдоналдс» в России
Для «Макдоналдс» в России очень важно посмотреть мнение независимых высокопрофессиональных экспертов на вклад компании в российскую экономику и социальную сферу. И мы привлекли НИУ ВШЭ, чье мнение ценит экспертное сообщество, а результаты различных исследований вызывают уважение и доверие. Уже по окончании работы над исследованием, даже в его процессе, компания структурировала стратегию своего развития. Так, мы взяли на себя добровольные обязательства, на мой взгляд, очень амбициозные – к 2030 году сократить углеродный след на своих предприятиях и в офисах на 31% по отношению к 2015 году.
За 30 лет работы компании на российском рынке предприятия «Макдоналдс» посетили более 6 млрд человек. На момент проведения исследования в 2019 году в России работало 733 предприятия компании в 158 городах в 59 субъектах Российской Федерации, из них 15% осуществляло свою деятельность по франшизе. Сейчас сеть компании насчитывает 759 предприятий в 60 субъектах РФ.
Компания и ее франчайзи постоянно расширяют сеть российских поставщиков и содействуют развитию локального производства. В 2018 году показатель локализации закупок в сфере продовольственного сырья, продуктов питания, упаковки, а также чистящих и моющих средств достиг 90%. Сегодня 99% продукции «Макдоналдс» в России получает от более 160 отечественных поставщиков. Эксперты Высшей школы экономики подсчитали, что в 2018 году доля локальных поставщиков компании в прямых закупках составила 82,7%, в непрямых закупках — 99,8%. В 2018 году «Макдоналдс» закупал в натуральном выражении 4,2% производимого в России картофеля, 0,5% мяса и птицы, 1,8% производимых в России сыров. Согласно данным экспертной оценки, в 2018 году сеть ресторанов закупила товаров и услуг на общую сумму 58,5 млрд рублей, что на 39% больше, чем в 2014 году (41,9 млрд рублей). В России производится 72% всех используемых ингредиентов.
Кроме того, «Макдоналдс» входит в число крупнейших работодателей на российском рынке. «Макдоналдс» обеспечивает более 100 000 рабочих мест на предприятиях поставщиков, в самой сети компании на данный момент занято более 60 000 человек. Во время пандемии в компании не сокращали персонал и продолжали предоставлять новые рабочие места. Сотрудники, оказавшиеся в непростой экономической ситуации, смогли воспользоваться корпоративными программами поддержки или получили адресную финансовую помощь. Кроме того, компания выплатила бонусы тем, кто работал в ПБО и у партнеров «Макдоналдс», и с июня 2020 г. повысила оклады и почасовые ставки сотрудников предприятий, увеличив годовой фонд оплаты труда на 600 млн рублей.
Илья Ломакин-Румянцев, директор Центра развития потребительского рынка Московской школы управления «Сколково»
На очень высоком экспертном уровне проведен анализ индустрии общественного питания в России, а также роли «Макдоналдса» в индустрии. Отмечу высокое качество информационных источников – это сочетание экономических исследований и социологической динамики, причем использовались не только внутренние, но и внешние источники, что позволяет соотносить нас и мир. В отличие от традиционных отчетов компаний представленная работа дает возможность посмотреть многомерную картину количественного и качественного влияния крупного игрока на развитие потребительского рынка, в широком спектре количественных и качественных изменений – от налоговых отчислений в бюджет до введения добросовестных практик и этических норм ведения бизнеса в стране.
В исследовании также отмечается роль «Макдоналдс» в развитии отраслевых инноваций, создании высококачественных рабочих мест, обеспечении равных возможностей занятости, продвижении культуры сбалансированного питания, а также подчеркивается вклад компании в социальную сферу, благотворительную деятельность, охрану природы и устойчивое развитие бизнеса в России.
Об исследовании
Исследование «Оценка социально-экономического вклада системы Макдоналдс в России» выполнено по заказу компании «Макдоналдс» в России Лабораторией экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ. В исследовании на основе множественных источников данных измеряются прямые, косвенные и стимулирующие эффекты деятельности компании, оценивается ее принципиальный вклад в развитие российского бизнеса, повышение стандартов работы в индустрии общественного питания и российской экономике в целом.
Фото экспертов: Mcdonalds.ru, Skolkovo.ru