Исследование НИУ ВШЭ: самообразование набирает популярность у взрослых россиян
За период с 2015 по 2019 гг. вовлеченность взрослого населения в возрасте 25–64 лет в практики самообразования увеличилась с 21 до 37%. При этом наиболее заметное увеличение показателя наблюдается в крупных городах и среди лиц с высшим образованием, свидетельствуют данные социологического обследования НИУ ВШЭ «Практики самообразования среди взрослого населения России», проведенного в рамках проекта «Мониторинг экономики образования».
Так, согласно исследованию, население в возрасте 25–44 лет чаще проявляет инициативу к самостоятельному обучению, чем представители старшего поколения. Вместе с тем, среди возрастной группы 55–64 года значение показателя увеличилось почти втрое – с 12% в 2015 г. до 29% в 2019 г., что говорит о значительном усилении интеграции этой группы людей в процесс непрерывного образования.
Повышение образовательной активности может быть следствием двух факторов. Во-первых, политика активного долголетия позволяет вовлекать население старших возрастов в различные образовательные инициативы. Во-вторых, развитие цифровой экономики приводит к расширению спектра трудовых и повседневных задач, требующих освоения цифровых навыков, что вынуждает старшее поколение адаптироваться к меняющимся условиям и получать новые общие и специальные знания.
Так, с 2015 по 2019 гг. удельный вес населения, использующего интернет для получения государственных или муниципальных услуг, в общей численности населения в возрасте 15-75 лет, получавшего такие услуги, вырос с 40 до 78%.
Стоит отметить, что цифровая трансформация заметно сказывается и на подходах к самообразованию.
Люди стали чаще использовать материалы, найденные в интернете (54% в 2019 г. против 42% в 2015 г.), реже — печатную литературу и материалы (33% против 50% соответственно)
В региональном разрезе существенно изменился характер вовлеченности в самообразование представителей городского населения. Так, в Москве самостоятельное приобретение новых компетенций стало неотъемлемой частью образа жизни большинства населения: за 2015-2019 гг. доля людей, вовлеченных в самообразование, выросла более чем вдвое – с 27 до 61%. В городах с численностью населения более 500 тыс. человек — с 22 до 48%, до 100 тыс. человек — с 16 до 32%.
Если рассматривать участие взрослого населения в самообразовании по уровню образования, наибольший прирост значения зафиксирован среди людей с высшим образованием — с 33% в 2015 г. до 60% в 2019 г. В группе респондентов с образованием не выше среднего изменения гораздо скромнее: с 15 до 22% соответственно.
Согласно результатам исследования, несмотря на то, что личная мотивация (интерес) к самообразованию превалирует над профессиональной (развитие карьеры), повышение квалификационных требований со стороны работодателя и изменения на рынке труда — более сильные мотиваторы к освоению навыков.
Расширение спектра компетенций является условием сохранения конкурентоспособности на рынке труда и залогом успешной адаптации к изменениям. В пользу этого предположения говорит и высокая доля занимающихся самообразованием среди специалистов высшего уровня квалификации (72% против 36% в среднем по выборке), руководителей высшего и среднего звена (62%). Для сравнения: среди неквалифицированных рабочих всех отраслей эта величина составляет 22%.
Парадоксально, что безработные или находящиеся в поиске работы граждане в целом проявляют меньшую активность в приобретении новых знаний по сравнению с работающими: 32% против 43%. Среди временно безработных, которые не хотят работать, доля занимающихся самообразованием еще ниже — 14%.
В качестве эмпирической базы используются данные Мониторинга инновационного поведения населения за 2019 г. и Мониторинга экономики образования за 2015–2017 гг.