• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

У «новых» сетевых структур легко обнаружить средневековые аналоги

У «новых» сетевых структур легко обнаружить средневековые аналоги

Профессор факультета истории НИУ ВШЭ Михаил Бойцов недавно вернулся из Университета им. Мартина Лютера в Галле и Виттенберге, куда был приглашен на летний семестр (май-июль) в качестве «гостевого» профессора на профессорскую позицию имени Христиана Вольфа. Михаил Бойцов рассказал, какие немецкие университетские традиции хотел бы перенести в Россию и почему сейчас важно изучать средневековые королевские дворы.

— Как вы получили эту позицию?

— Я давно знаком с профессором Андреасом Ранфтом, ведущим медиевистом в университете им. Мартина Лютера, — мы не раз встречались с ним на разных конференциях. А в 2008 году я познакомился и с его коллегами по Институту истории (мы бы его назвали факультетом истории), куда меня пригласили выступить с докладом. Они и предложили мою кандидатуру на получение этой почетной позиции. Профессорскую позицию имени Христиана Вольфа университет учредил относительно недавно — в 1999 году — для расширения международных связей. Медиевисты, насколько мне известно, до сих пор на нее не приглашались, хотя историки, скажем, Раннего Нового времени уже ее занимали.

Университет им. Мартина Лютера возник из объединения двух старинных немецких университетов. Один был основан в Виттенберге еще в 1502 году (именно его профессором был когда-то Мартин Лютер), а второй — в Галле — создали в 1694 году.  

Раз в год университет приглашает одного известного зарубежного ученого, вне зависимости от его специальности, на профессорскую позицию имени немецкого философа и ученого XVIII века Христиана Вольфа.

— В чем состояла ваша деятельность в университете? У вас были какие-то обязанности?

— «Гостевого профессора» обычно не обременяют большой аудиторной нагрузкой, хотя некоторые из моих предшественников читали целые курсы. Прежде всего он получает возможность углубиться в собственные исследования, используя великолепные библиотечные ресурсы не только Галле, но и — благодаря межбиблиотечному абонементу — других германских библиотек.

Кроме того, очень важную роль играют практически ежедневные неформальные беседы с коллегами — профессорами и студентами, медиевистами и специалистами в других областях. Профессиональная польза от таких непринужденных встреч обычно бывает взаимная. Такое дружеское междисциплинарное общение хотелось бы перенести и на нашу почву. 

Помимо формального и неформального погружения в местную академическую среду, у меня  была, однако, и вполне официальная обязанность: организовать и вести еженедельный коллоквиум, приглашая докладчиков из других университетов. Все они работают, естественно, над собственными темами, но темы эти принадлежат к одному широкому исследовательскому полю, меня самого очень занимающему. Обозначить это поле мы с профессором Ранфтом решили краткой формулой  «Двор и власть». Так и стал называться наш коллоквиум. 

— Эта тема сегодня актуальна?

— Тема власти актуальна всегда, поскольку отношения власти (как бы ее ни определять) не просто присутствуют в нашей жизни постоянно, но эту жизнь во многом и формируют. Что же касается двора — царского или королевского, императорского, папского, княжеского — то этот древний и постоянно менявшийся институт, естественно, по большей части и был источником власти в обществах прошлого.

Важнее, однако, другое. В последние десятилетия историки все больше внимания уделяют неофициальным, неформализованным, и далеко не всегда вербализованным аспектам отношений власти. Так, церемония коронации играет для складывания и существования средневекового политического сообщества никак не меньшую роль, чем, скажем, конституция и все писанные законы для общества сегодняшнего.

Двор средневекового государя — это та институция, где историку удобно наблюдать концентрацию негосударственных практик управления. Некоторые из них благополучно сохранили свою значимость и сегодня под покровом современных институтов власти.

Бойцов Михаил Анатольевич
профессор кафедры политической истории

Советская и постсоветская гуманитарная традиция исходит из того, что главным (и едва ли не единственным) носителем власти во все времена является государство — а потому именно оно и должно стать привилегированным объектом изучения. В Средневековье же мы ясно наблюдаем такие институты и практики политического управления, которые никак не могут быть обозначены понятием «государство» (если только не растягивать его смысловые границы до бесконечности).

Двор средневекового государя — это та институция, где историку удобно наблюдать концентрацию негосударственных практик управления. С одной  стороны, они могут выглядеть архаично, но, с другой, некоторые из них благополучно сохранили свою значимость и сегодня под покровом современных институтов власти. При изучении средневековых дворов нам становится понятнее и то, из каких элементов, начиная примерно с XIV века, происходило складывание государства Нового времени — того самого, которое мы всегда берем за образец и в исторических, и в политологических, и в публицистических целях.

Сегодняшняя государственность тоже эволюционирует, и кто знает, какие формы господства и подчинения, организации общества окажутся эффективными завтра. У сетевых структур, о которых так много говорят сегодня как о чем-то кардинально новом, легко обнаруживаются средневековые аналоги...

— Кто участвовал в вашем коллоквиуме?

— Мы с самого начала договорились, что не станем ограничиваться одними лишь научными светилами, а будем приглашать людей из разных научных школ, разного возраста и, так сказать, разного веса в науке. В результате среди наших докладчиков оказались и действующие профессора, заведующие кафедрами средневековой истории, и недавно вышедший на пенсию классик, и приват-доцент, только что опубликовавший вторую диссертацию, и аспирантка, завершающая работу над диссертацией.

— Вы упомянули неформальные беседы с коллегами на профессиональные темы, которые вам хотелось бы перенести на нашу почву. А есть еще какие-то немецкие университетские традиции, которые вы считали бы правильным привить у нас?

— Неплохо было бы возродить и красивую университетскую традицию, когда каждый новый профессор должен прочитать программную публичную лекцию. Она всегда представляет собой большое академическое, а нередко и общественное событие.

Возможно, нам стоило бы обратить внимание и на то, как тесно университет связан с окрестными музеями. С одной стороны, их сотрудники охотно собираются на доклады университетских коллег, а с другой — немало преподавателей и сами либо были музейными работниками в прошлом, либо так или иначе остаются связанными с музеями в настоящем. На меня сильное впечатление произвел сугубо учебный университетский музей по античности (в нем представлены слепки и копии). Он существует именно как университетская структура и служит в первую очередь для того, чтобы профессора и преподаватели проводили в нем занятия со студентами. Изучать в нем историю Древнего мира, должно быть, сущее удовольствие.

— Вы будете как-то поддерживать сложившиеся за время вашей стажировки связи?

— Мы начали обсуждать с профессором Ранфтом возможность некоторых совместных публикаций. Речь шла, в частности, об  издании моей публичной лекции, прочитанной в Галле. Стоило бы опубликовать в одном томе и материалы всего нашего коллоквиума. Кроме того, мы договорились в общих чертах о визите профессора Ранфта в ВШЭ с тем, чтобы он как минимум прочитал доклад у историков — скорее всего в нашем постоянном семинаре «Символическое Средневековье». Жаль, что в этот раз никто из галльских аспирантов (докторантов) медиевистов уже не успеет принять участие в октябре в нашей «фирменной» Международной школе молодых медиевистов «Динамичное Средневековье» — мероприятии столь же уникальном, сколь и смелом. Впрочем, может, им еще удастся присоединиться в следующем году — на втором этапе школы в Англии или же еще позже — на третьем — в Германии. Кстати, мы очень гордимся тем, что Высшая школа экономики во второй раз собирает в Москве лучших докторантов-медиевистов из разных стран Европы. Это прекрасный задел для лучшего будущего нашей общей научной дисциплины. 

Анна Нечкина, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Средневековье в кинематографе. Киномедиевализм как рефлексия о современности

Европа, пережившая в ХХ веке тяжелейшие травмы — две мировые войны, — во второй половине столетия остро заинтересовалась собственной историей, в частности — Средневековьем. Это относится как к науке, так и к культуре в целом. Серьезные киноленты таких мастеров, как Пазолини, Бергман, Росселлини, Бунюэль, Тарковский, Герман, формально посвященные средневековым сюжетам или героям, поднимали вечные вопросы и были попыткой с помощью прошлого понять настоящее. Об этом в новой колонке рассказывает доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ Олег Воскобойников.

Как отправить сына учиться за границу в XVI веке

На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.

Медиевализмы в «Игре престолов»

Сериалы — один из наиболее известных и востребованных феноменов массовой культуры, использующий медиевальные мотивы. Наиболее известный сериал такого рода — «Игра Престолов», экранизация серии романов «Песнь Льда и Пламени» американского писателя Джорджа Мартина. Это фэнтези с рядом маркеров, аллюзий на историю средних веков. IQ.HSE рассказывает о том, какое реальное и вымышленное Средневековье можно найти в «Игре престолов».

Беовульф, или Туда и обратно

Джон Рональд Руэл Толкин — один из главных творцов образа Средних веков в популярной культуре второй половины ХХ — начала XXI столетий. Классик жанра «высокого фэнтези» был по совместительству филологом, профессором Оксфордского университета и тонким знатоком средневековой литературы. О том, как соотносились между собой две эти ипостаси, и что связывало «фантастическое» Средневековье, созданное воображением писателя, и Средневековье историческое, бывшее областью его исследований, рассказывает историк-медиевист Анастасия Ануфриева.

Assassin’s Creed и недостижимое Средневековье

Серию видеоигр Assassin’s Creed можно назвать одним из самых ярких воплощений исторических — или квази-исторических — образов в популярной культуре минувшего десятилетия. Первая часть этой серии, вышедшая в 2007 году, была посвящена эпохе Средневековья. О том, как создатели игры искали пути, позволяющие современному человеку приблизиться к образам прошлого, рассказывает медиевистка Анастасия Ануфриева.

Канонизация

Святые и святость — тема, которая привлекает больше всего внимания к Средневековью. Тут множество вопросов. Кто мог быть канонизирован и за что? Почему мужчины чаще попадали в святые, чем женщины? Какую роль во всем этом играл институт папства и что за вклад вносили в канонизацию простые прихожане? Что включал процесс канонизации? Ответы на все эти вопросы IQ.HSE дала Светлана Яцык, младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ.

Куртуазная революционерка

Литературная Жанна д’Арк, Сафо Средневековья, первая писательница нашей эры. Произведения Марии Французской — это сплав кельтских преданий и латиноязычной словесности, они совершили настоящую революцию в культуре. Новая статья на IQ.HSE о том, почему это действительно был прорыв и как он произошел.

В Вышке открывается новая магистерская программа «Медиевистика»

О том, почему историю латинского Запада и греко-византийского Востока надо изучать в рамках одной магистратуры, почему она будет интересна не только историкам, рассказывает научный руководитель программы Олег Воскобойников.

Почему нам снова интересно Средневековье

В парижском издательстве Vendémiaire вышла книга профессора Школы исторических наук, ординарного профессора НИУ ВШЭ Олега Воскобойникова «Во веки веков. Христианская цивилизация средневекового Запада». Накануне презентации в Париже исследователь рассказал IQ.HSE о том, почему Средневековье стало мейнстримом и может ли вера быть разумной.

«Мы живем в начале длинной эпохи возвращения гуманитарного знания»

Недавно в Библиотеке искусств им. Боголюбова в Москве прошла научно-популярная конференция, посвященная вселенной «Игры престолов», в которой приняли участие в том числе исследователи из Вышки. Чем мир Джорджа Мартина так увлекает современного человека, почему реактуализировалось Средневековье, новостной службе рассказал один из докладчиков конференции, доцент доцент Школы философии ВШЭ Александр Марей.