«Надо надеяться, работы у нас прибавится»
С октября прошлого года, когда в ВШЭ была создана новая типография, общий объем книг, брошюр, журналов, газет, выпущенных ею, составил около пятнадцати миллионов листов. О возможностях типографии рассказывает ее директор Марсель Шарифуллин.
— Марсель Марсович, какое печатное оборудование установлено в типографии? Какие возможности появились в связи с этим у подразделений университета?
— В основном у нас теперь новейшие модификации японской техники. К примеру, есть машина «Canon imagePRESS 1110», которая с невероятной скоростью размножает копии печатных текстов. Или, к примеру, агрегат цветной печати «imagePRESS 7000VP» — жемчужина нашей типографии, настоящая новинка в полиграфической отрасли. Более быстрой машины, чем эта, у фирмы «Canon» сейчас не существует, таких моделей на всю Россию — не более пяти. Соответственно, мы можем изготовить для подразделений Высшей школы экономики продукцию на любой вкус. Буклеты, визитные карточки, блокноты, книги, брошюры, настенные календари и прочее. В черно-белом варианте и в цвете. Всего до 1000 различных видов продукции выпускает типография Вышки. И тиражи случаются приличные. А иногда и просто надо срочно размножить текст для лекций, семинаров, совещаний — типография может выполнить эту операцию быстро и с гарантией качества, обеспечивая тем самым и качество учебного процесса.
В наших планах — выпуск с будущего года книг в так называемом псевдотвердом переплете. Вообще, надо сказать, что твердый переплет – это высший пилотаж полиграфии, и сделать книгу в ее классическом виде в нынешних условиях у нас трудновато, нужны более обширные помещения и профессиональное оборудование. Однако есть некоторые хитрые технологии, не требующие больших производственных пространств. Одну из них мы уже освоили.
— Расширять помещения типографии не планируете?
— Планируем. Если строители нас не подведут, то в конце этого года мы должны переехать в новые помещения на Кирпичной улице. И там мы, конечно же, развернемся вовсю.
— Зачем в принципе понадобилась новая типография? Ее создание, видимо, обусловлено причинами экономического характера?
— Разумеется, прежде всего, этим. Вот пример: сейчас типография резко сократила покупку бумаги в стандартных пачках форматов А4 и А3. Вместо этого приобретаем бумагу большими листами и разрезаем ее на новом оборудовании до нужных размеров. А пачками покупаем бумагу только для копировально-множительных участков, которых у нас насчитывается восемь в разных корпусах ВШЭ. В итоге бумага для производства «на круг» обходится почти в два раза дешевле.
Конечно, дело не только в экономии. До создания этой типографии, работа отдела полиграфии ВШЭ сводилась к копированию на старой технике черно-белой продукции. Причем макеты принимались только на распечатанных листочках, и тиражирование происходило с заметным ухудшением качества изображения. А вся серьезная печатная продукция заказывалась на стороне, с проведением тендеров, а это особая волокита, поэтому на процесс выполнения заказа уходило по два-три месяца. Сейчас время выполнения заказов резко сократилось и измеряется считанными днями. Если же вернуться к теме расходов, раньше печать на стороне обходилась университету в копеечку, с появлением собственной типографии эти затраты существенно сократились. Правда, для того, чтобы типография функционировала успешно, в соответствии с последними достижениями печатной техники, следовало вложиться в дело, приобрести соответствующее оборудование. Но, кстати, мы с умом подошли к оценке пригодности старой техники. К примеру, восстановили и отладили вырубной пресс отечественного выпуска 1936 года, и он отлично может работать — делать папки из картона.
Так что теперь затраты идут только на сырье (то есть на бумагу, клей, скрепки) и на текущее обслуживание техники, ну и плюс расходы на персонал, которые практически не выросли, потому что типография родилась не на пустом месте, до нее в отделе полиграфии ВШЭ были 43 штатные единицы. Сейчас в типографии работает 26 сотрудников. Часть людей уволилась, были ликвидированы все совместительства, шесть человек, опытных профессионалов мы пригласили, объявив о вакансиях по Интернету, а всем остальным пришлось переучиваться и овладевать новой техникой на ходу. Кстати, люди восприняли необходимость переобучения с энтузиазмом, потому что преимущества новой техники были налицо и не могли не вдохновлять.
— А вы сами — профессиональный полиграфист?
— Я окончил МВТУ имени Баумана, специализировался на летательных космических аппаратах. Но в 1990-е годы спрос на таких специалистов у нас резко упал, в 1994 году я, по сути, не имел предложений по работе. И тут помог случай. В России начала действовать одна американская фирма — поставщик полиграфического оборудования. В тот момент в стране устаревшая технология высокой печати заменялась современной офсетной и цифровой, и для обслуживания новых машин требовались специалисты. Мне предложили буквально через два дня вылететь в США, в город Рочестар, и пройти там в течение месяца стажировку. Фирма брала на себя оплату дороги, проживания, питания, но с одним условием: по окончании месяца надо было сдать экзамены и вернуться с дипломом специалиста, в противном случае я должен был бы оплатить все расходы сам, то есть вернуть потраченные на меня деньги. Я был тогда аспирантом, в карманах у меня все равно было пусто, и я рискнул. В итоге приобрел профессию полиграфиста, которая стала смыслом жизни.
За 17 лет карьеры я поработал в разных фирмах на разных должностях, познал многие, что называется, тонкости ремесла, прежде чем попасть в Вышку. Когда увольнялся с последнего места (директора типографии МГУ имени Ломоносова), я уже, было, зарекся работать в госструктурах, но, пообщавшись с руководителями Вышки, изменил свое мнение.
— Какие задачи пришлось решать в Вышке?
— Первым делом взялся за реорганизацию и обновление оборудования бывшего полиграфического отдела. Надо было переставить годные к работе машины и освободить помещения от старых, которые уже не использовались и только мешали. Видите ли, в типографии требуется пространство для работы, потому что постоянно происходит движение больших стоп бумаги и полуфабрикатов от одного рабочего места к другому, и, соответственно, если что-то мешает, нет проходов или не в том месте сложены кипы бумаги, это в разы повышает утомляемость персонала и, следовательно, снижает производительность труда. После проведенных преобразований типография выполняет объем работы в два-три раза больший, чем раньше. Тем не менее, даже в пиковые моменты мы сейчас работаем лишь примерно на 70 процентов своих возможностей.
— А что с остальными тридцатью? Нельзя их заполнить заказами со стороны и на этом зарабатывать деньги для университета?
— В принципе, в планах так оно и видится — чтобы мы могли покрывать хотя бы наши расходы для начала, а там уж, возможно, и окупать стоимость приобретенного оборудования. Но это вопрос «политический», решение на этот счет должно принимать руководство ВШЭ. К тому же, главная наша задача состоит все-таки в том, чтобы обеспечивать продукцией подразделения Вышки. Когда большее число сотрудников университета осознает, насколько возросли возможности типографии, надо надеяться, работы у нас прибавится.
— Кстати, а как оформить заказ на производство продукции? Как и раньше, или что-то изменилось?
— Произошли изменения, и теперь дело устроено вот как. На всех копировально-множительных участках установлены компьютеры, и сейчас основное общение с заказчиками происходит по электронной почте. Пожелания и макеты присылаются на специальный адрес print@hse.ru. Недавно утвержден новый бланк заказа на проведение печатных и копировально-множительных работ, который заказчик должен заполнить и скрепить подписью ответственного лица, например, декана факультета. Этот бланк, как и регламент нашей работы, опубликован на сайте типографии, так что каждый потенциальный заказчик может с ним ознакомиться.
Николай Вуколов, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
В типографии ВШЭ можно распечатать диплом и другие материалы к сессии
Типография ВШЭ предлагает оперативную распечатку дипломных или курсовых работ, рефератов, чертежей, плакатов и других материалов, необходимых для сессии. Тут же можно все переплести и заламинировать. Для сотрудников и студентов ВШЭ предусмотрены скидки.
В типографии ВШЭ продукцию теперь можно заказать онлайн
На сайте типографии НИУ ВШЭ появилась возможность заказать любую печатную продукцию начиная от визитки и заканчивая большими чертежами, фотокнигами или календарями. Оформить и оплатить заказ можно онлайн, а забрать готовую продукцию — в удобное время в одном из девяти копировальных участков в разных корпусах Вышки. Услуги типографии доступны не только студентам и сотрудникам ВШЭ, но и внешним пользователям.